Творческое объединение "Дар"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Дополнительное образование в средней школе является важным звеном системы непрерывного образования. Задача педагога изобразительного искусства - создавать условия для развития творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_obedinenie_dar.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена решением педагогического совета протокол № 1 от 30.09.13
Директор МАОУ СОШ № 4 г.Курганинска
__________________О.В.Чаушник
Творческое объединение «Дар»
Авторская программа
Возрастное предназначение: учащиеся 5 - 9 классов
Срок реализации: в течение учебного года
Автор: Каманич В.Л.
Название города: г. Курганинск Краснодарского края
Год разработки программы: 2013 г.
Пояснительная записка
Дополнительное образование в средней школе является важным звеном системы непрерывного образования. Задача педагога изобразительного искусства - создавать условия для развития творческих способностей детей.
Возможности проявления одаренности ребенка потенциально велики. Ни в какой другой области ребенок не создает образы, имеющие определенную ценность в культуре человечества, как в искусстве. Художественная одаренность - способность создавать, воспринимать выразительные художественные образы как культурное (общечеловеческое) и как персональное (личностное) качество. Художественная одаренность присуща каждому человеку, ребенку.
Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-8 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами и разнообразием техник. И этот пробел поможет ликвидировать работа творческого объединения «Дар».
На занятиях творческого объединения дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки дадут возможность ребенку расширить кругозор, обогатить интеллект, стать эстетически развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, определить свой профессиональный выбор. В процессе обучения происходит активное общение детей, они выполняют разные виды творческих работ. Возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, событиям.
Цель:
- раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир искусства;
- приобщить детей к творчеству, побудить и развить творческое начало, художественный вкус;
- помочь адаптации ребенка в обществе.
Задачи:
- развивать творческие способности;
- воспитывать чувство прекрасного, чувство цветовой гармонии;
- повысить эмоциональную культуру учащихся; эстетическое отношение к природе;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- формировать графические навыки и умения
Тема 1 Искусство видеть мир
Занятие 1. Вводное занятие
Беседа «Изобразительное искусство - составная часть мировой художественной культуры». Игра «Расскажи о себе языком изобразительного искусства». Беседа «Чем работает художник».
Занятие 2. Наблюдаем и изображаем природу
Беседа о жанрах пейзажа. Показ репродукций художников-пейзажистов и графиков. Музыка П.И.Чайковского «Времена года». Чтение стихов о природе. Практическая работа – живопись (гуашь).
Занятие 3. Мир наших увлечений
Беседа-обсуждение «Как мы развлекаемся?» (стихи, музыка, спорт, компьютер). Игра-шутка «Превращение красок». Практическая работа - выполнение индивидуальных работ, при сложении которых получаем коллективное панно «Наши развлечения» (аппликация).
Занятие 4. Итоговое
Рисунок с натуры (карандаш) пленэр.
Тема 2. Ты и искусство
Занятие 1. Ты изображаешь, украшаешь, строишь
Беседа о сферах художественной деятельности и истории их развития. Просмотр слайдов «Творчество И.Билибина» с последующим обсуждением. Музыка Л.Бетховена «Лунная соната». Практическая работа – изготовление макета. Игра: фантазии на тему «Улица», «Сад», «Сказочный лес».
Занятие 2. О чем говорит искусство
Обсуждение приемов и методов работ художников различных стилей и направлений. Демонстрация работ современных художников Кубани. Формирование собственного художественного вкуса и техники исполнения в ходе практических работ. Музыкальное сопровождение по выбору учащихся.
Занятие 3. Как говорит искусство
Разговор о средствах выразительности в изобразительном искусстве. Показ репродукций известных художников. Цвет, ритм, композиция. Практическая работа – составление композиции «Подводное царство» (гуашь).
Тема 3. Искусство вокруг нас
Занятие 1 Искусство в твоём доме
Беседа «Земля мастеров». Демонстрация изделий прикладного искусства, предметов быта. Показ слайдов «Народные игрушки» . Практическая работа: эскизы игрушек, посуды, шкатулок.
Занятие 2 Красота родного города.
Экскурсия по родному городу. Творчество местных поэтов о родном городе. Музыкальное оформление «Песня о Курганинске». Практическая работа - творческий проект «Будущее моего города» .
Занятие 3 Художник и зрелище
Знакомство с содержанием работы художника в театре, кино, цирке. Демонстрация эскизов, афиш, костюмов, масок. Практическая работа: эскизы, роспись, украшение масок.
Занятие 4 Музеи и искусство
Беседа «Музей – храм искусства». Л. Бетховен «К Элизе». Демонстрация слайдов из серии «Музеи мира». Практическая работа - эскиз интерьера музея.
Занятие 5 Итоговое занятие
Коллективная работа - создание афиши циркового представления.
Тема 4 Человек в искусстве
Занятие 1 Идеал человека в культуре народов мира
Дискуссия: Мое понимание идеала. Поиск Идеала Человека в древнегреческом искусстве («Давид» Микеланджело). Практическая работа: наброски, зарисовки человека по памяти.
Занятие 2 Герой и защитник Отечества
Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Размышление у картины Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона», «Александр Невский – патриот Земли Русской» (творчество художника П.Корина). Музыка С.Прокофьева к кинофильму «Александр Невский». Практическая работа - портрет в живописи (акварель).
Занятие 3 Женский образ сквозь века
Священный лик Богоматери (икона «Владимирской Богоматери) - несравненная, чудесная извечная песнь материнства. Мадонны титанов Возрождения. Практическая работа - женский портрет (графика).
Занятие 4 Женский образ в творчестве русских художников
Величавая славянка художника А.Г.Венецианова. Показ и обсуждение репродукций художников 18 – 19 вв. Практическая работа: пропорции, индивидуальность.
Занятие 5 Женщина-мать в искусстве 20 века
Новое звучание темы материнства (К.С.Петров-Водкин, А.А.Дейнека, И.М.Тоидзе «Родина-мать зовет»). Практическая работа - коллаж «Образ матери».
Занятие 6 Вглядываясь в человека
Беседа о красоте внутреннего мира и физической красоте человека. Анализ репродукций художников Леонардо да Винчи, А.Дюрера, И.Репина, М.Врубеля. Практическая работа - передача пропорции, характерных черт лица.
Занятие 7 Портрет человека труда
Беседа «Образ человека труда в творчестве художников различных исторических эпох». Обсуждение репродукций по этой тематике. Практическая работа - композиция «Моя будущая профессия». Выставка.
Тема 5 Человек. Общество. Время.
Занятие 1 Изображение человека и предметного мира
Беседа о цвете и его нюансах, о насыщенности цвета и его образном звучании. Просмотр репродукций (офорты Рембранта, В.Матэ, Г.Захарова).
Игра «Контуры». Практическая работа: по рисунку, натюрморт различных вариантов.
Занятие 2 Искусство – познание правды и красоты повседневной жизни
Беседа «Картина – итог длительных размышлений и наблюдений» (сюжет, поиск образа картины, колористическое решение). Игра «Живописец». Практическая работа - работа над композицией из повседневной жизни.
Занятие 3 Пространство и время в зеркале веков
Беседа «Мифы, легенды, сказания в живописи». Показ репродукций известных художников на тему античности (Альберти, Тициан, Пьеро Делла Франческа). Игра «Палитра». Практическая работа: создание копий работ Ю.Пименова, Э.Манэ.
Занятие 4 Художник и общество
Беседа «Путь, пройденный человечеством – это путь познания законов Вселенной и самого себя» Дискуссия «Чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям». Музыкальное сопровождение - Г.Свиридов «Время вперед». Работа над графической серией.
Занятие 5 История человечества в искусстве
Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Просмотр, анализ и обсуждение содержания и техники исполнения репродукций художников: Д.Веласкеса, Ф.Гойи, И.Репина, В.Сурикова. Практическая работа - создание композиции «Мой родной край».
Занятие 6 Декор: человек, общество, время
Беседа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Просмотр видеофильма «Народные промыслы России». Музыкальное сопровождение – народная музыка. Выполнение работы в технике лаковой миниатюры.
Итоговое занятие
Организация выставки творческих работ учащихся.
Литература к программе
творческого объединения «Дар»
- Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е.Лебедевой. – М.: Владос, 2000
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. – М.: Институт практической психологии, 1998
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.:Просвещение, 1967
- Неменский Б.М. Культура – Искусство-Образование: цикл бесед.-М.: Центр ХКО, 1993.-75с.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Молодая гвардия, 1994.- 315с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.:Просвещение, 1985.- 234с.
- Роль искусства в развитии способностей школьников.- М.6 Педагогика, 1985.-144с.
- Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.-СПб.:Каро,2004.-169с.
- Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2007.- 185с.
- Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., Политиздат, 1976. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Применение технологии творческого развития на уроках математики...
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Творческие профессии, творческие люди
Эту презентацию можно использовать на уроках ИЗО, искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...