Конспект урока по ИЗО "Народные праздники на Руси"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Трапезникова Оксана Владимировна

Урок по изобразительному искусству учителя изо,  ГБОУ школы №497 Невского района Санкт-Петербурга

Трапезниковой Оксаны Владимировны

Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменский, учебник для общеобразовательных учреждений 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2015 год.        

Тема урока в 5 кл.: «Народные праздники на Руси». (рассчитана на 2 часа работы: 1урок - карандашный набросок, 2 урок – работа в цвете).      Место темы в системе уроков: это последний урок в разделе «Древние корни народного искусства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trapeznikova_o.v._prazdniki_na_rusi_-.doc833.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству учителя изо,  ГОУ школы №497

Трапезниковой Оксаны Владимировны

Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменский, учебник для общеобразовательных учреждений 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2009 год.        

Тема урока в 5 кл.: «Народные праздники на Руси». (рассчитана на 2 часа работы: 1урок - карандашный набросок, 2 урок – работа в цвете).      Место темы в системе уроков: это последний урок в разделе «Древние корни народного искусства»

Технология: рисование по представлению, по памяти, с натуры   (предметов, присутствующих в интерьере избы)

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, история Отечества, литература

Цель: выполнить законченную композицию в бытовом жанре с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта и костюма

Задачи  урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Закрепить  способы  изображения пространства
  • Познакомить с особенностями народных праздников
  • Учить работать над изображением пространства, в зависимости от расположения предметов
  • Учить изображать  в пространстве  предметы русской деревни и людей (учитывая  строение и перспективные изменения предметов).

Развивающие:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и истории;

развивать память, внимание учащихся;

  • развивать кругозор детей;
  • развивать мышление,  умение анализировать, обобщать.
  • Развивать графические умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций
  • Развивать воображение и фантазию

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся интерес к  историческому прошлому Родины
  • Воспитывать эстетический и художественный  вкус в процессе восприятия учебного материала
  • Воспитывать бережное отношение к традициям народа и народному творчеству.

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование, необходимое  для уроков:

Для учителя: Магнитофон и звукозаписи  с народным фольклором, мультимедийный проектор.

Для учащихся: Альбом или лист А4, карандаш  граф., ластик, краски, кисти, непроливайка с водой, палитра, карточки с заданиями.

Структура, которую предполагает урок  данного типа:

  1. Орг. момент.
  2. Основная часть:

-Постановка цели.

-Проверка домашнего задания.

-Подготовка к активной умственной деятельности (актуализация полученных ранее знаний)

-Изучение нового материала.

-Физ.минутка.

- Закрепление новых знаний в процессе самостоятельной работы

-Обобщение и систематизация. Контроль и самопроверка.

- инструктаж по выполнению работы

3. Подведение итогов.

Ход урока:

I.Организационный момент                                                                    1-2 мин 

Взаимное приветствие.

Выявление отсутствующих.

Проверка готовности класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

Организация внимания.

II.Основной этап

1.Постановка цели                                                                                     (1 мин.)

 - Нам интересно узнавать, как жили люди раньше, к чему стремились и что делали, чтобы мир вокруг был добрее и красивее.

-Чем отличался в давние времена быт людей простых и знатных?

- Как они работали, и отдыхали?

- Какие праздники существовали на Руси?

Сегодня мы узнаем об этих праздниках,  попытаемся  увидеть и нарисовать увиденное. Для этого вам дано было домашнее задание, узнать об основных народных праздниках.

Проверка домашнего  задания                                                              (15 мин.)

- Вам предлагалось дома   подготовить самим и подобрать иллюстрации с изображением праздников.

Итак, первый праздник на Руси начинал год….

- Как он назывался?

Домашнее задание: рассказ учащихся о Рождестве, Святках, Крещении, Масленице.

- Молодцы! Сейчас Вы рассказали о том, как проходят зимние праздники. Но проходит время и наступает весна, Появляются весенние праздники – Пасха, Свадьбы, Иван Купала.

Физкультминутка.

Мы устали и размяться, нам  пора пришла!

Очень нужно постараться, отложить дела!

Не ленитесь, потянитесь, и назад теперь прогнитесь.

Вправо-влево повернитесь  и за парты вы вернитесь.

Глубоко вдохнули разом  - Два на выдох, тут же глазом

Влево - вправо, влево - вправо,  Быстро-быстро поморгали.

И глаза прикрыли сразу – Черноту нарисовали

Дали мы себе вздохнуть –  За работу! Дальше в путь

2.Актуализация знаний, полученных ранее и подготовка к активной умственной деятельности (поэтапная работа со слайдами)

Взгляните на экран и  давайте вспомним и  повторим материал прошлых  уроков:

 - Итак, начнем по порядку  :

С построения пространства:

- С чего начинается изображение пространства?  (линия горизонта)

- Где будут располагаться дома?  (на дальнем плане)

- Чтобы изобразить людей на празднике, какую часть листа необходимо выбрать?

- Как будут располагаться люди, чтобы всех было видно?

- Давайте, вспомним, в чем особенности  народных костюмов:

мужской костюм:

женский костюм:

- Приступая к  работе в цвете, с чего мы начинаем?

- Где будут располагаться тени от предметов?

- Давайте посмотрим, как должна выглядеть законченная  композиция.

5. Закрепление знаний (в процессе самостоятельной работы учащихся).

А  теперь мы с вами, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление народного праздника.

6.  Обобщение

- О чем мы сегодня узнали?

- Кто оказался более внимательным? (Проверка рисунков).

- Что можно сказать об этапах работы над композицией?

III. Подведение итогов.                                                                          (10 мин)

подводим итог занятия, сравниваем, кто, что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:

целостность композиции;

выразительность исполнения

умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;  

декоративность композиции;

аккуратность исполнения.

Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока английского языка "Праздник алфавита"

Урок проводится во 2 классе. Использую игровые формы, забавные стишки-рифмовочки, загадки и различные конкусы. Думаю, каждый найдет в этом уроке что-то интересное для себя....

план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"

план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...

План-конспект урока по теме "Праздники"

Презентация посвещена английским праздникам. Содержит стихи о Новом годе....

План-конспект урока по теме"Праздники" 5 класс

План-конспект урока по теме"Праздники" 5 класс с учетом требований ФГОС....

Конспект урока по теме "Праздники" в 6 классе

ЦеУрок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны....

Конспект урока французского языка "Праздники. Рождество" 5 класс

Урок французского языка "Праздники. Рождество" по учебнику 5 класса Кулигиной "Твой друг французский язык"....