Выступление: Боркова Е.Б. «Гимназия №5»Тема: "Системно-деятельностный подход в декоративно-прикладном творчестве"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Боркова Елена Борисовна

Введение  системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации  позновательной деятельности школьников  на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальных потребностей.Инновация в преподавании изобразительного искусства в прочном синтезе  нескольких учебных программ, которые  позволяют обеспечить углубленное изучение предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sistemno_-deyatelnostnyy_podhod.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление:        Боркова Е.Б.  «Гимназия №5»

Тема:  «Системно-деятельностный  подход

                                         в декоративно-прикладном   творчестве»

 «Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер

  Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы  и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В данном случае, принимая во внимание современное требование к образованию, успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился, эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

   Все новаторство, вся деятельность сферы просвещения направлена на личностно ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей. Одним из наиболее востребованных методов, в данном случае условием, становится введение деятельностного метода обучения в образовательный  процесс.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

.

  Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальных потребностей.    Инновация в преподавании изобразительного искусства заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение предмета.

    От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели, главное, чтобы он нашел отклик в детских душах.

Целью системно-деятельностного подхода ,является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности.

Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность) Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.     

Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения.

 Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы;  осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль.

     Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.

    Приоритет деятельностных целей на уроках искусства требует :

  - новых подходов к организации процесса обучения,

 -новых типов урока,

 - новой системы взаимодействия между учителем и учеником.

   Урок ИЗО в рамках ФГОС должен развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость. На уроке ИЗО должны присутствовать целостность, образность, эмоциональность. Урок должен учитывать связь с жизнью. Проводить занятия необходимо в диалогичной форме. В рамках изучаемой темы необходимо искать пути для интеграции с другими учебными предметами.

   

 Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

  Задача школы -  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

 Денни Дидро, философ-просветитель, писатель 18 века, сказал: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех науках, искусствах и мастерствах».

    Изобразительное искусство я преподаю с 1 по 7 класс. Стаж моей работы по предмету более 30лет. Главной своей задачей считаю пробуждение фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов.

Когда начала работать, преподавание изоискусства велось по программе В.С.Кузина. По ней трудно было реализовать творческие способности детей, и я активно начала экспериментировать.

 Когда появилась альтернативная программа Б.М.Неменского, я с радостью начала ее осваивать. В основе программы положено творческое развитие детей путем приобщения на уроках к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Но  были  причины   отказаться  от нее – она     разработана  для  среднего  звена, а что бы  была  преемственность между классами , требовалась  единая программа.Самой адоптированной     для  1-7 классов, является   программа  Т.Я.Шпикаловой. Программа  базируется на   декоративно-прикладном искусстве. Что  по форме  и содержанию  доступно  и  понятно  на  любом  возрастном этапе.

На своих уроках я стараюсь активно использовать приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. На уроках по данной программе активно применяю игровую драматургию изучаемой темы, прослеживаю ее связи с музыкой, литературой, историей, художественным трудом. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. После выполнения самостоятельной творческой работы обязательно провожу обсуждение рисунков, панно, объемных изделий, в ходе которого ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку работ с позиции их художественно-эстетической ценности, что способствует формированию коммуникативных учебных действий. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения. Опираясь на эмоциональную активность детей, направляю обсуждение в нужное русло.

       Во внеурочное  время я продолжаю заниматься  различными видами   деятельности,  с  детьми  желающими  заниматься  творчеством, с учителями  и даже  родители присоединяются  к  творческому процессу, а также  выезжаем  на  экскурси .Таким образом,  закрепляю  навыки, полученные  на  уроках,  расширяю и распространяю свой  опыт,  проводя мастер-классы. Продуктом нашей  деятельности  становятся  выставки, оформление  школы, красивые  изделия  для  своего дома.  

Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы.  Надо так организовать их художественно-творческую деятельность , чтобы каждый  ребенок смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Свое выступление закончу словами великого  Гёте И.-В. -Прекрасное не может быть познано,  его необходимо чувствовать или создавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление декоративной рамки.

Из ненужных материаловнередко делают оригинальные и очень интересные поделки. Одним из таких вариантов может являться декоративная рамка для фотографий, рисунков и эстампов, выполненная из упаковочног...

Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»    Инвалидность у детей опред...

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год

            Дополнительная образовательная программа  «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...

6 класс ИЗО. Урок 1. ТЕМА УРОКА: Беседа «Декоративно – прикладное искусство».

Поурочное планирование по ИЗО 6 класс для  детей  с  ограниченными возможностями 8  вида....

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...