Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий
статья по технологии на тему

Рябченко Ирина Иннокентьевна

 

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»

    Инвалидность у детей определяет существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднением в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональных навыков. Декоративно-прикладное творчество с использованием информационных технологий способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, освоению социального опыта, помогает включению в систему общественных отношений, формированию трудовые умений и навыков, достижению высокой самооценки, повышению жизненных мотиваций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon respublikanskoe_.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья

 с использованием информационных технологий

Выполнил:

учитель технологии

МОБУ СОШ №35

г.Якутска РС (Я)

Рябченко  Ирина Иннокентьевна

г. Якутск

2013г.

                                     Оглавление:

1.Введение…………………………………………………

2.Теоретическая часть…………………………………….

3. Практическая часть…………………………………….

4. Заключение (выводы)………………………………….


                         Введение.

     

 Процесс социализации детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей: психологов, философов, социологов, педагогов, социальных психологов и т. д., раскрывающих различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.

Проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей определяет существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении в будущем профессиональными навыками.

Социальная адаптация как врожденное качество не существует, она нуждается в постоянной тренировке.

Встреча ребенка с ограниченными возможностями с иным опытом помогает его эмоциональному  и творческому развитию, повышает ощущение его собственной значимости и позволяет осознать себя равноправным и компетентным членом общества, способствует его социальной адаптации.

              

Актуальность темы исследования:

1.Самореализация, реабилитация и социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в программе основного общего  образования.

2.Освоение декоративно-прикладного творчества с использованием информационных технологий.


Цель работы - рассмотрение проблем социализации детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества c применением информационных технологий.

Объект исследования – процесс социализации детей с ОВЗ.

Предмет исследования – процесс социализации детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества с применением информационных технологий.

            Задачи исследования:
1. Рассмотрение личности с позиций социализации.
2. Изучение механизмов социализации детей с ОВЗ.
3.Анализ роли средств декоративно-прикладного творчества в социализации детей с ОВЗ.
4. Рассмотрение специфики использования декоративно-прикладного творчества с применением информационных технологий  в социализации детей с ОВЗ.

Декоративно-прикладное творчество, как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья

 с использованием информационных технологий.

    Общеобразовательная  школа № 35 – школа реабилитации детей с ОВЗ. В данной школе обучаются ученики с проблемами здоровья, обучение проводится по общеобразовательной программе утвержденной Федеральными стандартами образования. Технология изучается в данной школе с 5-11 классы.

   Проблемы при обучении детей с ОВЗ в данной школе по предмету технология:

   1. В классах обучаются учащиеся с различными диагнозами ( ДЦП, поражение ЦНС, тугоухость и т.д ).

2.В период обострения болезни  ребенок отсутствует длительное время, находясь на стационарном лечении.

3.Очень медленный темп работы и осваивание трудовых приемов и навыков.

     По заболеваниям  и психологическому состоянию  мною были выделены основные группы:

- дети, страдающие соматическими и хроническими заболеваниями;

- дети, обладающие повышенным уровнем тревожности и агрессивности;

- дети с нарушением опорно- двигательного аппарата.

    Обратившись к  новым стандартам образования и литературе связанной с психологией детей-инвалидов мною  были поставлены дополнительные цели и задачи социализации детей на уроках технологии через призму декоративно-прикладного творчества и информационных технологий.  

Использование ПК на уроке технологии:

1. Для повышения мотивации учащимся рассказывается о предстоящей работе с демонстрацией файлов с содержанием рисунков в ярких жизнеутверждающих красках.

2.Перед выполнением определенного вида работ дается  задание - найти в социальных сетях тему исследования (каждый индивидуально).

3.Просмотр на ПК файлов каждого учащегося и обсуждение, какую тематику рисунков выбрать, как будет выполняться работа (индивидуально или совместно).

4.Работа с принтером – распечатка образцов рисунков.                                                                                            

Система отношений, развивающаяся в данном контексте, способствует высвобождению в ребенке творческих сил, которые порождают процесс изменения и личностного роста маленького человека. При этом то, что развивается в ребенке, уже было заложено в нем, а учитель помогает освободить то, что в ребенке уже существует. В этом процессе ребенок отвечает за себя и демонстрирует эту ответственность, управляя собственной деятельностью, что приводит к более позитивным результатам.

            После переосмысления всей информации, которую я получила, начался совершенно другой этап работы приносящий положительный результат. Появился совершенно другой настрой, не просто на выполнение декоративных работ, а именно настрой на творчество.

    Результат не заставил себя ждать!

    Приведу пример:

Практическая часть: Фрагмент урока на тему: Аппликация, как вид   декоративно-прикладного  искусства  в народном и современном творчестве.

   

     На уроке была рассказана история возникновения и развития аппликации, как вида декоративного- прикладного творчества народов мира. И применение аппликации в  современном мире.

     Проведен инструктаж технологической последовательности выполнения аппликации. Далее была проведена самостоятельная  практическая работа.

IV часть Самостоятельная работа

(применением ПК и принтера)

Последовательность выполнения работы:

  1. Выбрать в сетях интернета рисунок аппликации;
  2. Распечатать на принтере;
  3. Наметить в центре цветной бумаги основной квадрат с помощью линейки и карандаша;
  4. Наметить на изнаночной стороне бумаги и картона элементы аппликации с помощью трафарета и копировальной бумаги;
  5. Вырезать элементы аппликации по намеченному контуру;
  6. Наклеить элементы аппликации на квадратную основу.

Ученицы с 5-6 классов выбрали тему моря, каждая из девочек подобрала понравившейся ей рисунок. Первую работу мы выполнили в техники бумажной аппликации. Подбором цветной бумаги и картона  занималась каждая по своему рисунку, а вот рамку для работы надо было подбирать уже самостоятельно. И тогда девочки стали обращаться ко мне, и я почувствовала их внутреннею заинтересованность в том, что они делают. В этих обсуждениях принимали участие все  в классе. Решали, какой цвет подобрать, но право выбора все равно оставалось индивидуальным.  Когда дети увидели результат, то уже с большим удовольствием взялись за следующий этап работы - тканевую ручную аппликацию. В подборе цвета  уже не было сложностей, т.к. ориентировались уже на предварительно выполненную  в бумажной технике аппликацию.  В ходе новой работы сложность уже заключалась в освоении нового вида стежка.                                          

К детям страдающим ДЦП, чтобы они не чувствовали свою оторванность от общей работы применялся индивидуальный подход в зависимости  от степени сложности заболевания.

-    А. ,ребенок, с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия, у которого сложности с передвижениями, не работают  пальцы правой руки, у левой руки - тремор. Часто плакала. Чтобы девочка не чувствовал свою оторванность от других детей, были предложены  те же виды работ, только в другой, доступной данному ребенку  технике.  Когда все девочки учили вышивальные стежки на ткани, А. училась выполнять стежки в технике «сашико» по канве, по моей просьбе родители подобрали большую сапожную иглу, чтобы ребенок мог учиться заправлять нитку в иголку. Аппликацию с ней мы выполняли на швейной машине. Сейчас всегда заходит в класс с улыбкой.

- Э. , ребенок с нарушением моторики, поэтому все работы выполнялись ей на том же уровне, что и весь класс, с той только разницей, что работа  менее сложная. Практически не было навыков работы с ножницами и иглой. Перед тем как приступить к вышивке  много времени посвятили работе с  ножницами и бумагой. Сама замечает свои успехи и радуется, каждой новой работе.

   Ученицы старших классов, т.к у них программа уже направлена  на расширения знаний по дизайну и декору начали выполнять работу,  в технике коллажа, работая с бумагой и картона.  С ними мы уже приступили к выполнению настенных панно. Рисунки и технику выполнения (трафарет, роспись красками) каждый выбирал индивидуально. Темы мы выбрали связанные с летом, т.к. зимой так хотелось наполнить красками свое творчество.

     К Новогодним праздникам мы начали уже работу с бисером. Такая работа требует большой концентрации внимания. Дети с такими сложными диагнозами быстро переутомляются.  Поэтому работа нами выбиралась  небольшая по объему,  с таким  же  индивидуальным  правом выбора. Схему вышивки и цвета  бисера  каждый выбирал индивидуально на компьютере.

    В данное время ученицы 9-11 классов выполняют вышивку крестом, работа тоже не большого объема и все принципы работы сохраняются - право выбора и индивидуальность.

    Девочки 11 класса сами предложили соединить все работы вместе. Мы решили совместить вышивку  с лоскутной техникой – пэчворк и сделать одну большую работу и назвать ее « Детство».
У нас уже выстраиваются новые планы. Мир декоративно-прикладного творчества с применением информационных технологий так велик, а фантазия детей безгранична.

Заключение.

   Учащиеся  стали проявляться интерес к тому, какие работы выполняются в других классах, других городах (посредством сети интернета). Старшеклассниц интересует, что делают младшие, а девочки 5-7 классов просят показывать им работы девочек 8-11 .

   В классных коллективах тоже произошли изменения. Когда я рассказываю, какие работы в перспективе мы будем выполнять с девочками, с проблемами опорно-двигательного аппарата, остальные ученицы просят принести с файлами с видами работ.

   Девочки стали делиться тем, чему бы они хотели научиться, берут дополнительную работу домой.

    Хотелось бы еще сказать о том, что вместе с тем, как  шла наша творческая работа, менялись и дети, и мое отношение к методам работы.

    Проходят у нас уроки полного погружения в свою работу, интегрированные уроки  с музыкальным сопровождением (игра на хомусе, пение, прослушивание классических и инструментальных произведений).

   Дети сами удивились тому,  что после таких уроков, можно уходить полностью отдохнувшими.

    Результат: у детей повысился интерес к выполняемой работе, приобретены новые умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве с использованием ПК, овладели такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. Учащиеся стали более внимательными, усидчивыми, улучшилось качество выполняемой работы, проявляют инициативы при выборе объекта работы, находя новые идеи в сетях интернета. Произошли личностные изменения:  на урок приходят с хорошим настроем, стали улыбаться, повысилась самооценка и уверенность в себе.

     Считаю: декоративно-прикладное творчество и информационные технологии формируют личность человека, развивают его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задают правильные нравственные ориентиры и приобщат его к своей культурной - информационной среде;  

  -освоение детьми с ограниченными возможностями видов декоративно-прикладного творчества с использованием новых направлений информационной деятельности, углубляет и дополняет основное (базовое) образование, помогает самореализации, реабилитации, социальной и эмоционально адаптации, создает значимый для ребенка фон освоения содержания общего  образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности.

Литература.

1.Никончук, А.С. - Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы -2005г.-№3
2.Фещенко Т.С. - Новые стандарты –новое качество работы учителей УЦ «Перспектива»2013г.

3.Алан Дж. Ландшафт детской души /Дж. Алан. - СПб.: Диалог, 1997г.

4.Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психологии / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997г.

5.Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений /

М.: Международная педагогическая академия, 1994г.

[Введите название организации]

[Год]

[Введите нние документа]

[Введите подзаголовок документа]

универс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Декоративно- прикладное творчество, как средство развития творческих способностей детей.

Статья о развитии творческих способностей детей, средствами декоративно- прикладного творчества в дополнительном образовании....

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Статья ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ....

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»

Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....

Доклад по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»

Доклад предварительной работе по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»...