План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Сапунова Вероника Андреевна

План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1 Искусство вокруг нас. Основные стили искусства

Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, танец, кино - всё это виды искусства. По специфическим признакам искусство можно разделить на 3 группы:

1. Пластические (пространственные) виды искусства: изобразительные (живопись, графика, скульптура); конструктивные (архитектура, дизайн); декоративно-прикладные. Образцы этих видов искусств воспринимаются нами целиком в пространстве.

2. Временные: музыка (вокальная и инструментальная); литература (фольклор, поэзия, проза). Содержание произведений этого типа разворачивается во времени, мы не можем единовременно охватить всё произведение целиком.

3. Пространственно-временные: театр, кино, танец. В них объединяются черты первых двух типов произведений.

В процессе изучения курса мы будем больше внимания уделять музыке, но обращение к произведениям других видов искусства помогут нам в её понимании.

______________________________________________________________________

Говоря о любом из видов искусства, мы не можем обойтись без понятия "стиль". Это слово произошло от греческого "стилос" (палочка для письма) и означает почерк, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. Различают стили эпохи (исторический), национальный (стиль определённого народа), индивидуальный (принадлежащий отдельному мастеру).

Язык любого искусства помогает услышатьв произведении голос художника, многовековую мудрость народа. Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объёмом, музыка - звуком и интонацией, танец - пластикой, литература - словом. Есть и общие черты, присущие различным видам искусств. Это - композиция, форма, ритм, тон, интенсивность.

Чтобы научиться разбираться во всём многообразии искусств, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определённому стилю, направлению.

Послушайте фрагменты музыкальных произведений различного стиля. Какой эмоциональный отклик они у вас вызывают?

_________________________________________________________________________________

 

Наука и искусство - две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всём протяжении его существования. Учёных и деятелей искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человечества. Однако наука и искусство решают разные задачи. Наука изучает объективные законы мироздания, искусство - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Любое научное знание воспринимается всеми одинаково (например, закон Архимеда, теорема Пифагора).

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Главной темой искусства во все времена был человек. Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени тем языком и в том стиле, которые присущи времени их создание. И восприятие произведений искусства не может быть одинаковым у разных людей. В музыкальном произведении, стихотворении, картине каждый человек видит то, что близко именно ему.

Удивительна личность основоположника художественной культуры Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519). В этом человеке соединилось множество талантов, относящихся к самым разным сферам науки и искусства. Более подробно об интересах и деятельности гениального итальянца можно узнать, перейдя по ссылке.

https://sites.google.com/site/muzykaskola51/_/rsrc/1318930597737/8-klass/1-polugodie/urok-1/mona-lisa-painting-lego-2.jpg?height=320&width=230

Всмотритесь в самую известную картину Леонардо да Винчи - "Джоконда". Этот шедевр произвёл ошеломляющее впечатление  на современников художника. И до сих пор он считается символом загадки мира и внутренней жизни человека. Такой же загадки, как музыка Вольфганга Амадея Моцарта.

 

Послушайте два фрагмента из произведений В. А. Моцарта.

Симфония № 40, 1-я часть

"Маленькая ночная серенада", 3-я часть

____________________________________________________________________
Домашнее задание
1. Почему мы не можем назвать музыку пространственным искусством?
2. Назовите элементы языка музыки.
3. Какое из прослушанных произведений В. А. Моцарта больше подходит по образному строю к картине Леонардо да Винчи "Джоконда"? Почему?
4*.Какие научные открытия Леонардо да Винчи вы можете назвать?



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Искусство вокруг нас

ЦЕЛЬ: дать учащимся представление об искусстве, что оно вокруг нас.

Музыкальное оборудование: баян,  фо-но, презентация мультимидийная, проэктор, интер. доска

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.
  2. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами начнём знакомство с новым для вас учебным предметом –«Искусство». Само слово «искусство»  вы уже встречали на уроках музыки, когда давали определение музыки. Мы с вами говорили, что музыка это искусство. А что же такое искусство?  Если сказать простыми словами, искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.

 Какие же виды искусства существуют?

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЫКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

КИНО

ТЕАТР

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Я предлагаю сейчас вам совершить путешествие в древние времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, окрылялся пропетой песней, вырезал на стене контуры животных.

В ту далёкую пору творческая деятельность человека не подразделялась на виды искусства – музыка  была неразрывно со стихом, песня – с танцем, пантомимой и даже рисунком. Да, ребята, с рисунком. Ведь прежде, чем человек научился писать, он свои мысли изображал рисунками (предметы, явления, животных, да и самих  себя). Существует  историческое свидетельство о том, как

 СКИФЫ ПРИСЛАЛИ ЦАРЮ ФАРИЮ ПИСЬМО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦЫ, МЫШИЛЯГУШКИ И ПЯТИ СТРЕЛ, ЧТО ОЗНАЧАЛО: ЕСЛИ ПЕРСЫ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ, КАК ПТИЦЫ, ПРЯТАТЬСЯ В ЗЕМЛЕ, КАК МЫШИ, ПЕРЕПРЫГИВАТЬ ЧЕРЕЗ БОЛОТА, КАК ЛЯГУШКИ, ТО СКИФЫ ПЕРЕБЬЮТ ИХ СВОИМИ СТРЕЛАМИ

        Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком, чтобы прочесть любой текст. Однако и сейчас необходимо иметь мудрость и воображение, чтобы понять произведения ис-ва.

Долгие столетия прошли с тех пор, когда искусство начинало свой путь, облик его неузнаваемо преобразился.  Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются совершенно новыми словосочетаниями. Изменился сам мир искусства. Каждое из его видов образовало как бы собственное гос-во, со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы один видов  ис-ва, люди тратят многие и многие годы.

Никакая наука не даётся таким трудом, как наука творчества. Что же это означает?

Понимать искусство можно по разному. Если пытаться разгадать тайны мастерства, техники художника, для этого нужно много учиться, стать профессионалом. А если стремиться понять смысл произведения, то здесь требуется чуткость и внимание,  воображение и наблюдательность. Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.

Искусство может быть понято многими людьми        . Давайте попробуем понять это.

ПЕРЕД ВАМИ РЯД РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА. НАЗОВИТЕ ИХ, ПОЖАЛЙСТА. (уч.стр.6-9)

А теперь внимательно посмотрим на экран. Какие виды искусства представлены здесь, что между ними общего.

Дети.  Мы видим их объединяет одна тема – «Осень».

Учитель. Обратите внимание, что искусства различны, а тема одна. Таким образом:

ТЕМА - ЭТО ТО, ЧТО ПРИСУТСТВУЕТ ВО ВСЕХ ВИДАХ ИС-ВА, ЭТО ИХ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ, ИДЕЯ.

Всматриваясь в картины, мы видим не только осенний пейзаж, мы проникаемся состоянием образов, отражённых в картинах (сожаление о лете, сожаление о прежних красках). Всему этому близок по настроению и «Октябрь» Чайковского.

(Слушание)

Учитель. . Композитор стремился не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он внёс в звучание своей пьесы щемящее чувство человека. А вы обратили внимание как сочетались два вида искусства, музыка и литература. Благодаря такому сочетанию появился жанр «ПЕСНЯ»

Учитель. А сейчас я предлагаю послушать, а затем и разучить песню Игоря Корнелюка на слова Юрия Шевчука «Что такое осень?» в исполнении питерской рок-группы ДДТ.

СЛУШАНИЕ.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ И ИСПОЛНЕНИЕ.

Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это камни,
Верность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа
Что же будет с родиной и с нами?
Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета,
Осень, что же будет завтра с нами?

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Тает стаей город во мгле,
Осень, что я знал о тебе?
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права.  

Итог.

Дети.

Каждый вид искусства  говорит на своём языке. Он нам повествует о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира, красоте человеческой души, о высоте помыслов и устремлений.

Домашнее задание: Учебник – стр.6-9, текст песни наизусть, выучить любое стихотворении про осень.

        Урок закончен. Спасибо за внимание. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода

Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...

План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...