Конспект урока изобразительного искусства "Сельский пейзаж" для 6 класса
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства или отдельны, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

   Сельский пейзаж был популярен во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль - это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.

К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

    Сельский пейзаж был популярен во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль - это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.

К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_selskiy_peyzazh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Изобразительного искусства .

Класс: 6

Тема: «Сельский пейзаж.»

Цели:

-расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи;

-освоить средства выражения цветом своё настроение;

-освоение правил изменения цвета в зависимости от освещения;

-развивать технику работы разными художественными материалами;

-воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

- закрепить знания о законах  линейной перспективы;

- воспитывать в учащихся любовь к родному краю, своей малой родине.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут/закрепят ученики :

- расширять знания учащихся о жанрах живописи, творчестве великих художников;

- совершенствовать умения и навыки в изображении пейзажа по законам линейной  перспективы на примере изображения городского пейзажа;

 Формировать информационную и технологическую компетентности через использование информационных технологий (интерактивной доски).

Планируемые результаты:

Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

Словарь:  лирический пейзаж, камерный пейзаж,  ландшафт, марина, стаффаж, сельский пейзаж, исторический пейзаж, промышленный пейзаж, пейзаж-настроение.

Ход урока

1.Организация урока.

    Приветствие.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

-Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем!
- Желаю удачи! 

2.Мотивация учебной деятельности.

 Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено безоблачное небо, золотистый одуванчик с капельками росы, вечнозеленая ель. Догадались, о каком жанре идёт речь?

(Ответы учащихся.)

    Учитель. Ну конечно, это жанр пейзажа – интереснейший жанр изобразительного искусства, который можно изучать бесконечно.

3.Вступительное слово.

     Учитель. Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.

Вспомните:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

                                              М.Ю.Лермонтов

Или:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

                                                     А.С.Пушкин

Или:

Летний вечер тих и ясен,

Посмотрите, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

                                          А.Фет

   Трудно даже поверить, что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанре. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным зрителями.


3
.Сообщение темы урока.

    Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено безоблачное небо, золотистый одуванчик с капельками росы, вечнозеленая ель. Догадались, о каком жанре идёт речь?

(Ответы учащихся.)

    Учитель. Ну конечно, это жанр пейзажа – интереснейший жанр изобразительного искусства, который можно изучать бесконечно.

   Трудно даже поверить, что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанре. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным зрителями.

Познакомимся с видом сельский пейзаж.

4.Изложение нового материала.

1.Словесно-иллюстрированный рассказ о видах пейзажа с элементами беседы.

    Учитель. Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?

(Слово «пейзаж» заимствовано из французского языка и переводится как «местность, страна».     Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Впоследствии этим же словом стали называть изображение природы в искусстве.)

    Учитель. Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них.

Ландшафт – это картина, на которой изображён общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).

Марина – это пейзаж, изображающий морской вид.

Промышленный (индустриальный) пейзаж – это картина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.

Исторический пейзаж – это изображение того, что давно ушло в прошлое.

Камерный пейзаж – небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей (А,Пластов «На деревенской улице»).

Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.

Сельский пейзаж – это картина, на которой художник изобразил село, улицы, поле.

Городской пейзаж – это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики.

5.Актуализация знаний учащихся.

Постановка проблемы.

   Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

       Сельский пейзаж был популярен во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль - это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.

К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. 

6.Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок – пейзаж на тему «Сельский пейзаж»: акварель, гуашь.

Учитель. Для того чтобы  грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности. (слайд3)

Рассмотрим   схему  определения линии горизонта. Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость.

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Воздушная перспектива (таблица на доске)-изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета ,очертаний и степени освещённости, возникающее по мере удаления натуры от глаз.

1. Предварительный этап.

Выбор темы , сбор материала, ознакомление с репродукциями картин в жанре сельский пейзаж. Определение количества элементов в композиции, общий тон и колорит, способы организации пространства , выявление композиционного центра.

Выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения. Построение композиции карандашом, организация пространства на листе с использованием правил линейной перспективы . Живописный подмалевок  – выбор цветотонового соотношения неба, земли, домов, деревьев, дороги.

2. Основной этап.

 Выполнение цветом рисунка с использованием особенностей воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Детальная проработка цветом, светотеневое решение домов, деревьев,  прорисовка листьев, травы.

3. Заключительный этап.

Детальная проработка переднего плана, среднего и заднего плана. Прописываются теплыми цветами дорога, камни, трава на переднем плане.  Прописываются холодными цветами ручей, деревья , дома заднем плане.

Завершение работы над рисунком.

1.Все ближние предметы изображаются детально, дальние –обобщённо.

2.Для передачи пространства контуры ближних предметов делают резче,а удалённых-мягче.

3.Удалённые светлые предметы надо слегка притенять, а тёмные осветлять.

4.Ближние предметы изображаются обьёмно, а дальние –плоско.

5.Ближние предметы-ярко окрашенные, а удалённые бледнее и одинаковыми красками.

В утренние часы преобладают холодные, голубоватые оттенки. В ночном пейзаже-синеватые и зеленые оттенки, в дневном пейзаже-насыщенные, яркие.

Элементы пейзажа: земля, растительность, деревья и кустарники.

7.Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

 2.Заключительное слово.

      3.Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

конспект урока изобразительного искусства 5 класс, с презентацией . Раздел: Цветовидение. Тема: "Тайна цвета"

Развитие общества без искусства немыслимо...  П. Чистяков.  Все дети любят рисовать-ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать непр...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

конспект урока Изобразительное искусство. 4 класс.

Конспект урока изобразительное искусство в 4 классе для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.Тема урока: Рисование с натуры. Неваляшка....

Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".

Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...