Народные праздничные обряды. По программе Б.М. Неменского.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Получение новых знаний  на уроке искусства. Обучающиеся узнают на уроке о народных праздниках и народных праздничных обрядах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_5_klass.docx542.77 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство

5-а класс I-отделение. 1 четверть. Урок № 8                                            Учитель: Белешина Светлана Николаевна

Тема

Народные праздничные обряды (тема рассчитана на 2 урока)

Педагогическая цель

Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью гуашью, мелками, цветными карандашами.

Тип урока

Комбинированный урок.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека.

 Знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы.

 Уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Личностные (ЛР)

Учащийся должен:  

- уважать традиции и обычаи предков;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

– умение слушать, говорить, вступать в диалог,

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

– постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре.

Логические УУД:

– проведение анализа, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Особое отражение календарные народные праздники нашли в обрядовых действиях, их символическом значении. Праздники Иван Купала, Масленица, Колядки, Праздник урожая.

Образовательные ресурсы.

Учебник. Презентация «Народные праздничные обряды». Иллюстрации с изображениями праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, карандаши.

Технологическая карта урока

«Народные праздничные обряды» (1 урок)

Этап урока /

учебная ситуация

Цель этапа

Время

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Организационный этап. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности.

3

-Приветствие.

Здравствуйте ребята!

Проверка готовности к уроку.

Мотивирует учащихся к действию, объясняет цели и задачи на урок.

Работа за экраном. Ребята найдите ошибку на доске.

- какое сегодня число? Даша исправь ошибку.

- как называется наш урок?

- какой сегодня день? Павел исправь ошибку.

-Здравствуйте!

Обучающиеся выполняет оценку / самооценку готовности к уроку по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

-Сегодня 20 октября. На доске ошибка. Я исправила ошибку.

изобразительное искусство (рисование)

Сегодня четверг. На доске ошибка. Я исправил ошибку.

Готовность к уроку.

Понимание целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

Определение усвоенного и неусвоенного материала за предыдущие уроки.

5

Просмотр презентации с целью повторения пройденного материала, разговор о народном искусстве. Определение пробелов в знаниях, расстановка акцентов.

Рассматривают иллюстрации, презентацию

Участвуют в диалоге, вспоминают элементы украшения русской избы, виды русской вышивки, конструкцию и декор предметов народного быта и искусства, элементы русского народного праздничного костюма.

Осознание пробелов в полученных знаниях и необходимости приобретения новых знаний.

3. Постановка учебной задачи, первичное усвоение новых знаний.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний.

Коррекционная работа.

7

Учитель показывает презентацию «Народные праздничные обряды», обращает внимание на названия календарных народных праздников, действия людей во время обрядов, место обряда и его оформление.

Учебная задача: создать коллективную работу «Народные праздничные обряды».

Класс делится на группы.

SAM_0514

Ребята получают задание. Каждая группа обсуждает сюжет. Повторяет новые слова. 

РСВ

- Послушайте и повторите:

- Прочитайте  выразительно: ОБРЯД, ПРАЗДНИК, ХОРОВОД

-ПОВТОРИМ

-Маша прочитай.

-Андрей повтори

-Хоровод, Обряд;

-Павел назови праздники

-Кирилл повтори, громко красиво.

 На первом уроке ребята придумывают композицию по теме Праздника.

Обучающиеся проговаривают тему, формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, делятся на группы и начинают работать.

SAM_0516

Повторяют словарь

ОБРЯД, ПРАЗДНИК, ХОРОВОД.

Масленица, Рождество, Ивана Купала, праздник Осеннего снопа.

Кирилл повторяет название праздников.

Обучающиеся получили представление о новой теме, стали разбираться в особенностях и отличиях народных праздничных обрядов.

4. Решение учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной работе учащихся.

Открытие нового знания и умения, закрепление знаний и умений.

15

1

Учитель контролирует начало работы. Учитель оказывает помощь учащимся, указывает на ошибки и подсказывает методы их устранения.

 

Физкультминутка

Здоровьесберегающие  технологии.

Коррекция  зрения.

  Технология  моргания.

Эффект:  упражнение  дает  хороший  отдых  глазам,  усиливает  кровоснабжение.

Обучающиеся, рассматривают учебник и иллюстрации, представленные учителем, начинают работу в карандаше на бумаге: их задача изобразить человека в народном праздничном костюме в какой-то позе и место действия обряда.

Обучающиеся выполняют работы в карандаше и в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.

Выполняют упражнение

Коррекция  зрения.

  Технология  моргания.

Закрепление знаний и умений: изображение человека в характерном народном праздничном костюме, избы или русской природы. 

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

5. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Формирование  и развитие самооценки знаний и способов действий.

5

Учитель предлагает оценить результат деятельности учащихся, готовность творческих работ, выявить плюсы и минусы творческой работы.

Просмотр и обсуждение выполненных работ, самооценка и взаимооценка в группах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий.

SAM_0523

SAM_0508

Умение определять уровень овладения знанием, готовности работы, уровня овладения способом деятельности.

6. Итог. Рефлексия деятельности.

Формирование  и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

2

Подведем итог урока.

-Ребята, скажите, чему вы научились на сегодняшнем уроке?

-Вам было интересно работать?

- Что нового узнали?

 - Какое практическое задание выполняли?

Оценки за урок. Все сегодня работали замечательно. Постановка целей и задач на следующий урок.

-Ответы обучающихся.

Обучающиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Умение оценивать результаты собственной деятельности.

7. Домашнее задание.

Повторение изученного материала.

2

Принести необходимые материалы для завершения работы: ножницы, клей.

Запись домашнего задания в дневник.

Подготовка к завершению творческого задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды».

План-конспект урока  по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды»....

Презентация Народные праздничные обряды

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим по программе под редакцией Б.Неменского....

План конспект "Народные праздничные обряды"

План- конспект  урока  изобразительного искусства в 5 классе "Народные праздничные обряды", посвящен христианской традиции росписывать пасхальные яйца....

Урок ИЗО в 5 классе "Народные праздничные обряды".

В материале представлена технологическая карта урока ИЗО в 5 классе "народные праздничные обряды"....

Народные праздничные обряды.

Русские народные праздничные обряды....

Презентация к уроку ИЗО "Народные праздничные обряды"

Презентация к уроку ИЗО "Народные праздничные обряды"...

Конспект урока ИЗО "Народные праздничные обряды" 5 класс

Конспект урока ИЗО "Народные праздничные обряды" 5 класс...