Конспект урока ИЗО "Народные праздничные обряды" 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Цой Татьяна Адамовна

Конспект урока ИЗО "Народные праздничные обряды" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА.

Школа: МОУ «СШ № 5»

Предмет: изобразительное искусство

Учитель: Цой Татьяна Адамовна

Дата проведения: 11.11.2022

Класс:  5

Урок № 10

Тема занятия: «Народные праздничные обряды»

Тип занятия: комбинированный

Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная,  индивидуальная, творческая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Цель занятия: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях  русского народа.

Планируемые результаты занятия:

Предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического);

Совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Метапредметные: 

Регулятивные: участвовать в художественной жизни класса, школы;

проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов; развивать творческое воображение и умение работать коллективно;

Познавательные: самостоятельно формулировать тему и цель урока; находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства; анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; оценивать свои действия и действия одноклассников.

Личностные: формировать  эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции в современном декоративно-прикладном искусстве;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции, развитие творческой фантазии, воображения, памяти, интереса к искусству и его истории.

Задачи:

Дидактические: познакомить учащихся с историей народных праздничных обрядов, сформировать представление об основных русских календарных народных праздниках в начале XXI столетия, познакомить с их обрядовыми традициями, обычаями русского народа. 

Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;

Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношении к миру, искусству, истории культуры; внимательность, усидчивость, прививать навыки культуры труда и аккуратности.

Музыкальный ряд: подборка русских народных песен.

Литературный ряд: народное творчество: присказки, прибаутки, пословицы.

Межпредметные связи: история России.

Основные понятия: «Святки», «Масленица», «Зелёные святки», «Последний сноп», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Пасха».

Ресурсы занятия: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. - ISBN 978-5-09-071788-5

Интернет-ресурсы:

  1. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  2. Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  3. Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  4. Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  5. Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

Оборудование для учителя:

  • Презентация «Народные праздничные обряды»
  • Мультимедийный проектор, компьютер.

Оборудование для учащихся:

Ученический ноутбук, лист формата  А1 для панно, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная бумага, клей, ножницы.

        План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Актуализация знаний. Определение темы урока. (2 мин)
  3. Изучение нового материала (20 мин)
  4. Прохождение тренировочных заданий (с использованием ноутбука) (7 минут)
  5. Физминутка (2 мин)
  6. Практическая работа (10 мин)
  7. Подведение итогов (2 мин)
  8. Рефлексия (1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Навожу дисциплину в классе. Приветствую класс.

Тема сегодняшнего урока продолжится и на следующем уроке. Так что слушайте внимательно и постарайтесь все запомнить, знания полученные сегодня пригодятся вам на следующем уроке.

  1. Сообщение темы урока и постановка цели.

Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке?

Ответ учеников:  на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз  праздничного костюма северного или южного региона, украшали одежду нарядным орнаментом.

Учитель: Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом?

Ответ учеников: Люди украшали свою одежду орнаментом для красоты. Декоративные элементы крестьянского костюма играли защитную функцию В разных регионах России существовало разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. В форме, в цветовом решении, орнаменте костюма выражались черты национального своеобразия.

Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

 

Учитель: Как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь?

Ответ учеников: О народных праздниках.

Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздничные обряды.

  1. Изучение нового материала

 Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Каждый праздник отмечали по-своему.

Об одном из праздников вам расскажет…(Ученик 1)

Рождество

Приметы на 7 января: что нельзя делать на Рождество — ЯСИА

Ученик 1: Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена. Рождество Христово празднуют 7 января. Дню Рождества предшествует  сочельник, с него и начинаются Рождественские святки, которые продолжаются двенадцать дней. Это время весёлых и окрыляющих забав.

А ещё гадали о будущем: чтобы узнать, каким будет новый год, в неглубокую миску наливали водe, заговаривали:

Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми.

Через край не лейся,

А как есть новолетье держи, о грядущем скажи.

 Посудину с водой несли в холодные сени или ставили под небом на скамейке у крыльца. Утром глядели:

Лёд в гору пойдёт – будет добрым год.

Лёд застынет ровнёшенько – быть жизни прямёшенькой.

Лёд поднимется буграми – и горе и счастье видывать.

Лёд вымерзнет лункой – ущербный год.

Учитель: Правильно, спасибо! Зимнее солнцестояние знаменовало начало нового солнечного года, именно тогда начинались святки.  О них нам расскажет…(Ученик 2)

Рождественские святки, или как отмечать святочные дни — Газета "Наше время"

Ученик 2: Сколько месяцев в году, столько дней длились святки – ровно двенадцать дней. Весёлые песни, шумные игры были обязательными элементами празднования святок. Святочные колядки обычно проходили в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник. Небольшие группы девушек и юношей ходили по дворам «кликать коляду», пели особые благопожелательные песни, величали хозяев.

Группа колядовщиков останавливалась под окном и вызывали хозяев на крыльцо такими словами: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» И если хозяева появлялись, начинали благопожелательную песню.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ» — GDKkravtsova

Пришла коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа, рожь ужиниста,

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог!

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём, и богатством!

Ряженье было любимой забавой на святки. Это было настоящее театральное действие - игровое переодевание с использованием различных масок. Парни надевали маски или замазывали лица сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти, превращаясь в «страшных наряжёнок» - в животных и нечистую силу. Они, не спрашивая разрешения хозяев с шумом врывались в избы, хулиганили, плясали, пели «срамные» песни, нарушая покой и порядок честного народа. Девушки рядились «барскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками и заходили только в те дома, где жили потенциальные женихи.

Учитель: Спасибо!

Зеленые святки - праздники весенне-летнего календарного периода, обозначавшие окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались такие календарные праздники как Семик и Иван Купала.

Обычно в четверг, накануне Пасхи праздновался семик.

 Семик связывали с поклонением живой природе. Все украшалось живыми цветами и веточками деревьев. В лесу или в роще выбирали самую красивую берёзу и водили вокруг неё большой хоровод.

А про День Ивана Купалы нам расскажет…(ученик 3)

Ученик 3: В древней Руси природу и природные стихии почитали и поклонялись им. В день летнего солнцестояния русский народ праздновал день Ивана Купалы, праздник природных стихий огня и воды. Этот праздник был полон волшебства и тайн. Днём обязательно нужно было искупаться в реке или другом водоёме, чтобы очистить душу и тело от всякой скверны. Было принято обливать друг друга водой, даруя духовное очищение. Вечером на берегу реки разжигали большой костёр. Всю ночь люди плясали и играли вокруг костра, а затем прыгали через него: кто прыгнет выше и не испугается – тот весь год будет удачливее и счастливее всех. Еще одно поверье связано с тем, что в эту ночь искали заветную «разрыв – траву» или цветок папоротника. Того кто найдет будет самым богатым. Травы в ночь на Ивана Купалу обретали чудодейственные силу исцеления, поэтому их активно собирали. Днём девушки плели разнотравные венки, а ночью пускали их на воду и гадали на судьбу.

Учитель: Спасибо!

Еще один очень интересный праздник -  Масленица.  Кто знает,  как праздновали Масленицу на Руси? Об этом вам  подробнее расскажет…( Ученик 3)

Масленица

Широкая масленица

Ученик 3:  Масленица – один из самых любимых народных праздников. Масленица – проводы зимы и встреча весны. На Масленицу народ веселился.

Устраивались катания на лошадях, катания с горок на санках, уличные гуляния и пляски. Среди других праздников  Масленица занимало особое место, она  вобрала в себя элементы язычества и христианства. К Масленице относятся несколько видов обрядов, первый из которых – поминальный. Согласно этому обряду, в те дни поминали усопших родителей и родственников. Это сопровождалось употреблением ритуальной пищи  - блинов, пирогов, хвороста, лепешек.

Учитель: Спасибо, правильно! Каждый из дней сырной недели имел свое название: понедельник – назывался встречей ; вторник - заигрышем; среда -  лакомкой; четверг – разгулом или переломом; пятница – тещиным вечерком; суббота – золовкиными  посиделками; ; воскресенье – проводами или прощеным днем.

Катание с ледяных горок было любимым развлечением молодёжи на масленицу. Раньше примечали: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». В один из масленичных дней в деревню со всех окрестных деревень съезжалось множество упряжек, число их могло доходить до 800. Обычай этот назывался – съездки. Они выстраивались длинной вереницей, ездили по деревне и ее окрестностям вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке и так помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. Заканчивались съездки в Прощёное воскресенье.

Перед великим постом ели много, уделяя трапезе особое внимание — так люди «проектировали» будущую сытую и достаточную жизнь. Самым главным угощением на масленицу были блины.

В центре всех масленичных событий было сжигание чучела зимы - Масленицы. Чучело, набитое соломой, наряженное в старые одежды при большом народе сжигали. Сжигание чучела напоминало о скором приходе весны.

Чучело на Масленицу своими руками: советы от РДС Строй

Учитель: Отлично!

А следующий праздник, о котором пойдет речь, празднуется весной, но дата этого праздника каждый год разная. Праздник относится к числу «переходящих». О каком празднике православном я говорю?

Ответ учеников: О Пасхе.

Учитель: Верно, о Пасхе вам расскажет…(Ученик 4)

Пасха

Православная Пасха 2022: когда и как празднуют, история, традиции — Полоцк.  Полоцкий вестник. Новости Полоцка и Полоцкого района

 Ученик 3: Весной все православные люди отмечают праздник светлой Пасхи Христовой. Пасха или светлый день воскресения Христова, как и вся последующая неделя, относится к числу древнейших праздников, истоки которых теряются во времена язычества. Для земледельца это был величайший праздник прихода солнца, пробуждения природы, когда начинали “весну кликать”. Главные заботы земледельца во все времена были связаны с будущим урожаем, здоровьем семьи и домашнего скота. Это нашло отражение в праздничных рисунках и обрядовых действах

На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашенные яйца. Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить. Красят яйца обычно в Чистый четверг.

Учитель: Спасибо, правильно! На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе". 

Первоначально яйца красили природными красителями: луковой шелухой, от этого они становились  красно коричневыми. Позже научились окрашивать яйца  в желтый (молодыми листьями березы), зеленый (шалфеем) цвета. По виду оформления яйца можно разделить на два типа: писанки расписанные при помощи узоров и крашенки – покрашенные в один тон.

Писанки                                                                       крашенки

Праздник писанки отметят в Гродненском районе 11 апреля | События, факты,  анонсы | Belarus.by Как красиво покрасить яйца к Пасхе в домашних условиях

Каждый природный период был отмечен своим праздником. Осенью, под конец жатвы оставался один не убранный уголок поля, только на один сноп.

Его убирали самым последним и обязательно молча, что бы не спугнуть духа поля. Люди верили, что в последний сноп вселялся дух поля – полевик. Сноп украшали красочными лентами, одевали в яркий сарафан и торжественно с песнями вносили в дом. У снопа было самое почётное место в красном углу избы. Новой весной зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к другим семенам, чтобы будущий урожай был богатым.

Осенние праздники, которые проходят в октябре называют «Осенины».

Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами физминутку.

 

  1. Прохождение тренировочных заданий (с использованием ноутбука)

Для закрепления пройденного материала выполним тренировочные задания. Для этого воспользуйтесь ноутбуком, откройте текстовый документ на рабочем столе под названием «Задание», перейдите по ссылке, которая в нем содержится (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7828/train/277020/), и начните выполнение заданий. На это вам отводится 7 минут.

  1. Физминутка:  

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

  1. Практическая работа

А теперь разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый хоровод» и на основе полученного материала будем делать эскизы для коллективной работы.  Каждая группа будет стараться изобразить один из праздников, народных обрядов. Договоримся так, чтобы у разных групп праздники не повторялись. Выбираем технику: либо рисунок выполняется красками, карандашами, фломастерами, либо аппликация из бумаги, кусочков ткани (возможен коллаж с использованием иллюстраций из журналов). Приступаем к работе, желаю вам удачи.

 1 Группа –  праздник Рождество

2 группа –  праздник  Троица

 3 Группа – Праздник Пасха

4 группа – Праздник Масленица

Учащиеся  выполняют работу.

Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка.

Работы крепятся на ватман, помещенный на доске.

  1. Подведение итогов

Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

  1. Рефлексия

Сейчас я предлагаю вам  выразить свое настроение, которое испытываете от урока. На магнитной доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат разноцветные цветочки. Обратите внимание, какое настроение выражает каждый цветочек:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Вам необходимо прикрепить с помощью магнитов к «дереву чувств» тот цветок, который больше соответствует вашему настроению.

Спасибо, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока "Народный праздничный костюм".

Конспект урока по программе Б.М. Неменского в 1 четверти 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"...

Конспект урока технологии в неделимом классе "Меню для праздничного стола. Масленица" 7 класс

Конспект урока технологии в неделимом классе "Меню для праздничного стола. Масленица" 7 класс...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...