«Формирование личностных и метапредметных универсальных действий во внеурочном курсе «Юный жудожник». Из опыта работы Харло Ольги Николаевны, учителя изобразительного искусства МБОУ "СШ № 17 социального развития и успеха" г.Майкопа РА
проект по изобразительному искусству (изо) по теме

Харло Ольга Николаевна

Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Возможно ли на этом давно знакомом, родном, вдоль и поперёк исхоженном пространстве взрастить что-то действительно новое, оригинальное, отвечающее современным требованиям?

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Важно иметь ввиду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Содержание дополнительного образования на начальном этапе задается стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевленный) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.

В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Интенсивное развитие системы дополнительного образования на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании.

Внеурочная деятельность  учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Одним из видов внеурочной деятельности является художественное творчество, которое включает в себя и игровую деятельность , и познавательную и другие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_sots_seti.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях реализации  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Доклад

«Формирование личностных и метапредметных универсальных действий во внеурочном курсе  «Юный жудожник».

Из опыта работы Харло Ольги Николаевны,

учителя изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ № 17 социального развития и успеха»

города Майкопа Республики Адыгея

Через красивое к человечному –

Такова закономерность воспитанпя.

В.А.Сухомлинский

Введение

        Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Возможно ли на этом давно знакомом, родном, вдоль и поперёк исхоженном пространстве взрастить что-то действительно новое, оригинальное, отвечающее современным требованиям?

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Важно иметь ввиду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Содержание дополнительного образования на начальном этапе задается стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевленный) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.

В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Интенсивное развитие системы дополнительного образования на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании.

Внеурочная деятельность  учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Одним из видов внеурочной деятельности является художественное творчество, которое включает в себя и игровую деятельность , и познавательную и другие.

Цель программы

Содержание программы “Юный художник” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы

  1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
  2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -
    чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
  3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
  4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
  5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

Глава I. 1.1. Изобразительное искусство как одно из усдовий в формировании у учащихся УУД

 «Изобразительное искусство» вносит особый вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Модель системы УУД

Занятия изобразительным искусством направлены на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира.

В основе деятельности кружка «Волшебный карандаш» лежит формирование универсальных учебных действий, которое осуществляется в результате реализации принципов системно-деятельностного  подхода к организации образовательного процесса.

Принциы системно-деятельностного подхода:

От обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний – к активному решению проблем с целью выработки определённых решений.

От освоения отдельных учебных предметов –

к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций

к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями;

к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения.

1.2.  Развитие предметных и метапредметных УУД во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС

Приобретение знаний и расширение представлений учащихся начальных классов о видах и жанрах изобразительного искусства  осуществляется в результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух направлениях:  в процессе эстетического восприятия природы и произведений искусства, в результате продуктивной творческой деятельности.

Развиваемые УУД на занятиях внеурочного курса «Юный художник»

Личностные:

  1. Самоопределение (внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка)
  2. Смыслообразование – мотивация (учебная, социальная, границы собственного знания и незнания)
  3. Ценностная и морально-этическая ориентация – ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков

Личностные результаты проявляются в авторском стиле юного художника, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Метапредметные

  1. Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ученик создаёт уникальный рисунок или поделку (творческий продукт, произведение), используя выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (поделке), выражая в словесной  или письменной форме  образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, а по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка.

  1. Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях изобразительным искусством обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе  рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека;  в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

  1. Познавателные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций, анализа, обобщения, классификации. Установления аналогии подведения под понятие.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения  эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например:  овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

     формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

  понимание значения искусства в жизни человека и общества.

При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Предметные

  1. Основы системы научных знаний
  2. Опыт предметной деятельности по получению и применению нового знания
  3. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Структура занятий внеурочного курса «Юный художник»

Мотивация → актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии → выявление причины затруднения → проект выхода (постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения) → реализация проекта → закрепление → самостоятельная работа → повторение → рефлексия (анализ проделанной деятельности, что понравилось, что не понравилось: у кого хорошее настроение можно похлопать в ладошки или наклеить на «поляну настроения» цветочек, улыбку и т.п.)

Обязательно считаю на всех занятиях применять мотивирующие приемы, еще их называют мотивирующие пятна.

Мотивирующие приемы

Сказки, легенды; фрагменты из художественной литературы; интересные случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни; загадки, ребусы.

Мои занятия представляют собой интегрированные занятия с литературой, музыкой, психологией, историей, окружающим миром и др.

Рассмотрим методы деятельностного образования на конкретных примерах:

1.3. Методы деятельностного образования

Проектная деятельность: замысел → проектирование → продукт

Тема: «Чудо-дерево»

Цели и задачи: совершенствование графических навыков; развитие воображения, творческой фантазии; развитие ассоциативного мышления.

Замысел – это необычное дерево (за основу данной темы мы взяли сказку К.Чуковского «Чудо дерево»), но решили, что на нашем дереве будут расти разные овощи и фрукты. А в ходе диалога вспомнили, какие овощи и фрукты ребята знают, как они растут, кокой они формы, какого цвета и т.д.                Совместное парное и коллективное творчество детей на занятиях позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно и умение вести диалог, и отстаивать свою точку зрения, и считаться с мнением партнёра, и ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.

Исследовательская деятельность: явление → описание → модель

Тема: «Осенние листочки»

Цели и задачи: изучение строения листьев, передача в изображении этих знаний и наблюдений, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи. 

В ходе беседы мы рассмотрели такие  явления природы как времена года и изменение природы,   в частности листьев. На основе данной темы перешли к созданию декоративной работы – узор из осенних листьев, а коллективной работе выполнили ковер из осенних листьев.

Критическое мышление: текст → анализ →позиция                                 Тема: «К нам сказка в гости пришла. «Репка»»

Цели и задачи: знакомство с устным народным творчеством, провести викторину-путешествие по сказкам; ознакомление с закономерностями композиции; развитие воображения, творческой фантазии,  ассоциативного мышления. Беседа о красоте сказочного мира.

Диалог : какие сказки ребята знают, чтение сказки «Репка», анализ сказки: главные герои, форма, одежда, предметная среда. Изображение отдельных персонажей сказки.  

Проблемный диалог: побуждающий и подводящий                                        Тема: Поздравительная открытка к Дню Отечества                                Цели и задачи:  Воспитание любви к Родине, к ее истории, развитие патриотизма. Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; освоение законов изобразительной грамоты; развитие творческих способностей и навыков в работе.

Занятие начинаю с ребуса и загадки. Диалог о празднике защитника Отечества, Выясняю как в нашей стране отмечают этот праздник. Чтение стихов посвященных ветеранам и защитникам отечества. Ребята сами определяют тему занятия. Знакомлю учащихся с новым видом работы – аппликацией. Выясняю какие элементы могут составлять поздравительную открытку. Используя заранее подготовленные трафареты, ребята определяют  элементы,  из которых будет состоять их коллективно-творческая работа.

 Наша школа является опорной по внедрению ФГОС. На базе нашей школы ежемесячно проводятся городские и республиканские семинары, на которых я неоднократно делилась опытом.

Заключение

        Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Занятия  изобразительным искусством в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад  внеучебной изобразительной деятельности  в развитие личности заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

В виду общих интересов необходимо, чтобы эстетическое воспитание остерегалось внушать ребенку преувеличенное стремление к прекрасному. Этой опасности очень легко избегнуть, если, на ряду с эстетическим воспитанием, серьезно заботиться о воспитании ума и воли. Те, кто считает эстетическое воспитание излишним, а также и те, кто хочет отвести ему первенствующее место - одинаково далеки от здорового педагогического мировоззрения.                                                                                                      Как в жизни, так и в воспитании искусство и красота имеют право только на второстепенное место: они, по выражению Спенсера, должны занимать        «часы            досуга»...                                                                                 «Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.» «Организм человека должен приучаться к умственному труду по немногу, осторожно, но действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный труд умственный...» Учитель, «приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются.» Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения, Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами.

Моя педагогическая деятельность направлена на формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.                 Выбор средств выразительности, материалов, методов и форм работы обеспечивают комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности.         

        Использование результатов художественной деятельности детей имеет существенное воспитательное значение. Занятия изобразительным искусством служат эффективным средством познания действительности, помогают формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения, пространственных представлений. Основной акцент ставится на развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, обогащение образного мышления, формирование системы нравственно-эстетических взглядов.              Именно это и выявляет главное содержание работы.
     Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется  его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.  Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе

 Таким образом,  на кружке «Юный художник» развиваются все УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.


 

Литература

 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана                                                                                         Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 159 с.                                                                 Каспржак А. Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. – М.: МИРОС, 1994. – 98 с.                                                                                                 О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .                                                                                                 Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.                                                                                 Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.                                                                 Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.                                                 Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.                                                                                 Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.                                                                                           Вахрушев А.А. Готовность Образовательной системы "Школа 2100" к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта / А.А. Вахрушев // Нач. шк. плюс До и После. - 2008. - № 9. - С. 32-36.                                                                                                 Виноградова Н.Ф. Как в УМК "Начальная школа ХХI века" реализуется стандарт второго поколения / Н.Ф. Виноградова // Нач. образование. - 2009. - № 6. - С. 14-18.                                                                                 Нечаева Н.В. Новый курс русского языка и новые образовательные стандарты / Н. В. Нечаева // Практика образования. - 2009. - № 4. - С. 23-26.

Возможности УМК «ПНШ» в реализации ФГОС (на сайте www.irooo.omskedu.ru )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

Разработка занятия «Из истории спортивных игр. Олимпийские и Паралимпийские игры» 5-9 классы Материал разработала: Михеева Ольга Николаевна учитель физической культуры ГБОУ СОШ с. Исаклы

Разработка занятия«Из истории спортивных игр.  Олимпийские и Паралимпийские игры»   5-9 классыМатериал разработала: Михеева Ольга Николаевнаучитель физической культурыГБОУ СОШ с. Исаклы...

Диагностическое сопровождение формирования метапредметных универсальных действий от детского сада до начальной школы.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся начальной школы – одно из ключевых направлений освоения федеральных государственных образовательных стандартов.      В...

Из опыта работы учителя ИЗО. Особенности уроков изобразительного искусства в 5-х классах

Предлагаю статью, раскрывающую пути формирования интереса к урокам ИЗО у пятиклассников через развитие художественно-творческих способностей. Данный материал будет полезен учителям изобразительного ис...

Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности

Рассмотрены основные задачи организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО, методические особенности программ ВД и специфика оценки личностных и метапредметных результатов....