Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) на тему

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Пожарского муниципального района

Описание педагогического опыта

по теме:

«Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках  изобразительного искусства в 5 классе».

Выполнила: Иорганская

Татьяна Анатольевна,

учитель ИЗО

        

2017 г.

Тема: «Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках  изобразительного искусства в 5 классе».

Методическая тема опирается на идею создания условий для развития художественно-творческих способностей обучающихся, а также для формирования у них художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира, развитию образно-ассоциативного и критического мышления, способностей к межкультурной коммуникации. Такие условия, по моему глубокому убеждению, можно создать, активно внедряя в свою педагогическую практику технологию проектной деятельности, благодаря которой формируются все универсальные учебные действия. К тому же предмет ИЗО в значительной степени носит интегрированный и прикладной характер, он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной деятельностью школьников.

Целью данной работы является: обобщить опыт работы по формированию гражданской идентичности обучающихся  методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе».

Задачи:

  1. Определение понятия «гражданская идентичность». Выявление теоретических основ данного процесса.
  2. Проанализировать авторскую программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство 5-9 кл.» как основу формирования гражданской идентичности учащихся основной школы.
  3. Раскрыть значение метода творческой деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе по формированию гражданской идентичности учащихся.
  4. Представить результаты творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в 5 классе.

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому продолжение становления гражданской идентичности актуально в среднем звене общеобразовательной школы.

Формирование гражданской идентичности школьников предполагает обоснование содержания процесса её формирования, которое обусловлено содержанием структурных компонентов:

Когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

Ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

Эмоциональный (принятие ли непринятие своей принадлежности);

Деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Исключениями такого содержания являются категории «идентичность», «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность»; понятия «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «гордость», «справедливость» и другие понятия, обладающие значением ценностей, обобщенный опыт гражданского поведения и деятельности.

«Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации должны быть средством формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка».

Авторская программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство  5-9 классы» способствует формированию гражданской идентичности школьников. Приоритетной  целью  художественного образования является  – духовно – нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего учащиеся постигают искусство своей Родины, а также знакомятся с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «От родного порога в мир общечеловечной культуры». Дети шаг за шагом открывают многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Планируемые результаты освоения изобразительного искусства в 5 классе:

Личностные УУД

- формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

- перерабатывать научную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

 - овладение формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, с использованием разных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства;

- уметь слушать и понимать высказывания собеседника;

- учиться согласованно работать в группе;

- учиться планировать работу в группах;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- понимать истоки и специфику образного языка ДПИ;

- понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять произведения народных промыслов;

- различать произведения разных эпох, художественных стилей.

Особое внимание при реализации формирования гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства уделяется проектной деятельности как ключевой компетентности.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, видами деятельности.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед».

Учебный проект:

- позволяет проявить себя индивидуально или в группе,

- попробовать свои силы, приложить свои знания,         

- принести пользу,

- показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  •  проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  •  целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  •  самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  •  представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и сценических постановок и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Общий процесс работы над проектом подразумевает:

  1. Выявление и формулирование потребности в каком-либо продукте
  2. Анализ ситуации (определение востребованности, соц. заказ, аналоги,

методы, ресурсы, материалы)

  1. Первоначальные идеи, обсуждение и оценка идей, выделение лучшей идеи
  2. Планирование и изготовление продукта
  3. Испытание продукта в реальной ситуации
  4. Оценка продукта и его потребительских качеств.

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.  

В своей практике я применяю различные типы проектов:

  1. Проекты по тематическим областям: моно-проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  2. По масштабам деятельности (среди участников одного класса, школы города, региона, страны).
  3. По срокам реализации (мини-проекты, долгосрочные проекты).
  4. По количеству исполнителей (индивидуальные, групповые, коллективные).
  5. По доминирующей деятельности обучающихся (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, информационная и т.д.)

 Тема пятого класса  программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 5-9 классы» – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – наиболее  подходящая для начального этапа вовлечения  учащихся в проектную деятельность.

Так при изучении темы I четверти «Древние корни народного искусства».

        Тема  урока «Древние образы в народном искусстве» (1 урок)

Проект: «Корабли со щитами».  (Приложение 1)

Вид проекта: мини - проект, групповой, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через глубинное осмысление знаков-символов крестьянского прикладного искусства, навыков декоративного обобщения  в процессе выполнения практической творческой работы.

Цель проекта: создать модель ладьи и украсить ее щитами, щиты и парус ладьи украсить древними символами (солярные знаки, конь, птица, древо жизни и т.д.)

Задачи: 1. Распределение заданий – сбор информации в группах;

2. Изготовление ладьи, щитов, паруса, украшение знаками – символами;

3. Найти пословицы и поговорки о воинах, о силе, о мужестве.

Реализация проекта: подарок – сувенир, выставки, конкурсы.

Тема урока «Убранство русской избы» (1 урок)

Проект: «Расписное окно» (Приложение 1)

Вид проекта: мини – проект, групповой, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через понимание и объяснения целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре, создания эскизов декоративного убранства избы.

Цель проекта: Создать макет наличника для окна русской избы, украсить росписью, резьбой, изображениями солярных знаков, растительными и зооморфными мотивами.

Задачи: 1. Распределение заданий – сбор информации в группах;

2. Изготовление проема окна, изготовление наличников и ставень, украшение росписью, резьбой, содержащих изображения солнца, зверей, растений и т.д.;

3. Найти пословицы и поговорки связанные со строительством, строителями, домом.

Реализация проекта: украшение интерьера школы, наглядные пособия для кабинета изо, выставки, конкурсы.

Тема урока «Внутренний мир русской избы» (2 урока)

Проект: «Интерьер крестьянского дома» (Приложение 1)

Вид проекта: мини – проект, коллективный, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через понимание устройства внутреннего пространства крестьянского дома, его символики, кругом предметов быта, труда.

Цель проекта: Создать интерьер избы  с «красным углом».

Задачи: 1. Определение состава проектных групп, распределение задания – сбор информации в группе;

2. Отчет групп по собранной информации, самооценка;

3. Создать коллективную цветную композицию внутреннего пространства избы.

Реализация проекта: украшение интерьера школы, наглядные пособия для кабинета изо, выставки, конкурсы.

Тема урока «Русская народная вышивка» (2 урока)

Проект: «Вышитое полотенце» (Приложение 1)

Вид проекта: мини – проект, индивидуальный, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через понимание особенности образного языка народной вышивки, создания самостоятельных вариантов орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Цель проекта: Создать эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки, украсить кружевами.

Задачи: 1. Определение состава проектных групп, распределение задания – сбор информации в группе;

2. Отчет групп по собранной информации, самооценка;

3. Создать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Реализация проекта: украшение интерьера школы, наглядные пособия для кабинета изо, выставки, конкурсы.

Тема уроков «Народный праздничный костюм» (2 урока)

Проект: «Народная одежда – образ мира» (Приложение 1 )

Вид проекта: мини – проект, групповой, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через понимание и анализирования образного строя народного праздничного костюма, осознание значения традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа

Цель проекта: Развитие навыка учащихся по сбору информации об истории русского костюма; разработка эскиза русского костюма.

Задачи: 1. Определение состава проектных групп, распределение задания – сбор информации в группе;

2. Просмотр книг – сказок, исследовательская работа в кругу семьи, родственников, посещение библиотеки;

2. Отчет групп по собранной информации, самооценка;

3. Разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой одежду незамужних, а также замужних девушек и женщин

Реализация проекта: украшение интерьера школы, наглядные пособия для кабинета изо, выставки, конкурсы.

 Тема II четверти «Связь времен в народном искусстве»

Тема уроков «Роль художественных народных промыслов в современной жизни» (6 уроков)

Арт - проект: «Птицы - промыслы» (Приложение 1 )

Вид проекта:  долгосрочный, коллективный, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через представление о видах народных промыслов, различать их , создания композиции росписи в единстве с формой , использование основных элементов узора.

Цель проекта: Развитие навыка учащихся по сбору информации о народных промыслах России, украсить птицу росписью в стиле народных промыслов.

Задачи: 1. Распределение заданий – сбор информации в группах;

2. Отчет групп по собранной информации, самооценка.

3. Выполнить коллективную композицию «Птицы – промыслы».

Реализация проекта: украшение интерьера школы, выставки, конкурсы.

Арт - проект: «Пасхальное дерево» (Приложение 1 )

Вид проекта: мини – проект, коллективный, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через представление о видах народных промыслов, различать их , создания композиции росписи в единстве с формой , использование основных элементов узора.

Цель проекта: Развитие навыка учащихся по сбору информации о народных промыслах России, выполнить расписные пасхальные яйца в стиле народных промыслов.

Задачи: 1. Распределение заданий – сбор информации в группах;

2. Отчет групп по собранной информации, самооценка;

3. Выполнить коллективную композицию «Пасхальное дерево».

Реализация проекта: украшение интерьера школы, выставки, конкурсы.

Тема IV четверти «Декоративное искусство в современном мире»

Тема уроков «Ты сам – мастер» ( 7 уроков)

Проект: Коллаж «Русская народная сказка» (Приложение 1 )

Вид проекта: долгосрочный, групповой, индивидуальный, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через разработку и создание эскизов коллажей, владения практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале объемных декоративных композиций.

Цель проекта: Создать коллаж на тему русских народных сказок;

Задачи: 1. Распределение заданий – сбор информации в группах;

2. Отчет групп по собранной информации, самооценка;

3. Выполнить композицию в технике коллаж.

Реализация проекта: украшение интерьера школы, выставки, конкурсы.

Проект: «Русская народная кукла» (Приложение 1 )

Вид проекта: долгосрочный, коллективный, индивидуальный, познавательный.

Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся через умение пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Цель проекта: Развитие навыка учащихся по сбору информации о народных куклах, выполнить народные куклы – обереги.

 Задачи: 1. Распределение заданий – сбор информации в группах;

2. Отчет групп по собранной информации, самооценка;

3. Выполнить игрушку из различных материалов.

Реализация проекта: украшение интерьера школы, выставки, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

- с позиции освоения программного материала на теоретическом и практическом уровне:

100% – законченность выполнения работы каждым учеником.

- Балловые критерии:

100% – успеваемость.

98–100% – оценка "4"' и "5".

- с позиции творческой самореализации (участие и победы в конкурсах и выставках).

- расширение и обогащение изобразительных возможностей детей за счет освоения навыков работы различными материалами и техниками исполнения.

-  умение видеть и понимать выразительные средства различных материалов и использовать их в своих работах.

- раскрытие творческого потенциала ребенка.

- удовлетворенность учащихся и их родителей результатами художественной деятельности.

- формирование патриотических чувств, патриотической идентичности;

Таким образом, проектная деятельность способствует: 

  • развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); 
  • развитию коммуникативной и информационной компетентности. Так при поиске информации по проекту учащиеся 5 класса используют Интернет - ресурсы: портал образования РФ, сайт learning apps.org и др.
  • развитию терпения, внимания, наблюдательности, воображения, приобщению к кропотливому труду, направленному на воплощение творческого замысла;
  • решению профориентационных задач.

Результаты проектной деятельности ребята представляют на районных выставках  и конкурсах: «Традиции. Обычаи. Обряды», «Живи родник», «Мир глазами детей», «Русь Православная», «Креатив-2016», «Пасхальные узоры». На которых, учащиеся занимают призовые места.

А также школьных и районных выставках рисунков на темы: «Веселая Масленица», «Рождество», «В царстве Снежной королевы», «В гостях у сказки», «Миру – мир», «Пасхальные фантазии». Лучшие проектные работы пятиклассников украшают интерьер школы и кабинет изобразительного искусства.

В конце апреля в школе проходит праздник День Семьи, на данном празднике устраивается ярмарка поделок, выполненных учащимися за учебный год. Средства, вырученные от ярмарки, идут на подарки ветеранам Вов. Таким образом, учащиеся осознают важность изучения предмета изобразительного искусства, в частности народного искусства и его связи с современной жизнью.

В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой работы происходит формирование гражданской идентичности школьников.

Список использованных источников и литературы

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ [Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., А.С. Питерских]. – М.: «Просвещение»,  2011 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др. ]/ под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4.  
  5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70379634/
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
  7. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека).
  8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  9. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

В презентации показана последовательность выполнения учебных проектов.  Дана авторская разработка серии проектных уроков по предмету "изобразительное искусство" в начальной школе и в средней школ...

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)

Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников. Мастер-класс....

Технология веб-квест как средство организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе

Методическая разработка  предназначена для реализации на уроках изобразительного искусства в 5 классе при изучении темы «Образ плодородия земли в изобразительном искусстве» по программе «Изобрази...

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...