рабочая программа 6 класс по ИЗО Б.М.Немескому. "Изобразительное искусство в жизни человека"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Протодьяконова Александра Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7 городского округа «Якутск»

Рассмотрена и рекомендована                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ.

к утверждению методсоветом ОУ                                                                                                                           Руководитель МОБУ СОШ №7

                                                                                                                                                                                        Федорова С.Н.

«____»_____________2017 г.                                                                    

                                                                   ____________________________

№______                                                                                                                                                                         «____»______________2017 г.

Рабочая программа

по ИЗО 6 класс.

                                                                                               учитель  ИЗО, черчения:

Протодьяконова Александра Николаевна

Якутск, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Перечень нормативных документов, используемых при составлении данной программы:

- Закон РФ «Об образовании» № 122 – Ф 3 от 01. 12.2007 № 313 – Ф3;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05. 03. 2004.№ 1089)

- Программы для общеобразовательных школ, рекомендованные Министерство Образования РФ, а также на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 – 9 классы под редакцией  Б.М. Неменского, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным темам курса и последовательность их изучения. Количество часов в 5-7 классах — 105 ч., 1 ч. в неделю. 5 кл.-35 ч., 6 кл. – 35 ч., 7 кл.- 35 ч.

Уровень: базовый.

Направленность: основная общеобразовательная.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи преподавания изобразительного искусства входят:

  • развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Структура документа

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап художественного образования учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; художественная фотография и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально – нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории. Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Художественное творчество учащихся можно использовать в оформлении школьных выставок, как подарки для родных, обязательно участие в школьных и районных конкурсах рисунков.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории – исторический жанр а искусстве), математикой (геометрические формы).

Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:

  • Развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • Воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • Освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • Овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • Формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного  образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

При сопоставлении содержания программы под редакцией Б.М. Неменского с Примерной программой  по изобразительному искусству и Государственным образовательным стандартом выявлено отсутствие следующих дидактических единиц:

-  «Орнамент как основа декоративного украшения», «Виды орнамента и типы орнаментальных композиций» (раздел Примерной программы «Язык изобразительного искусства и художественный образ»). Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 5 класса (урок №2);

- «Виды пластических искусств». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 6 класса (урок №1);

- «Виды графики». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 6 класса (урок №2);

- «Виды скульптуры». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (уроки № 3-4);

- «Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращённость к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А. Рублёва «Троица». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (уроки № 20-21);

- «Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. Дайнека, А. Пластов, Б. Неменский) Художник-творец-гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане». Для устранения данного рассогласования, недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (урок № 28);

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 140 учебных часов: 5 класс – 35часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 35 часов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  V-VII классы (105 час)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев,В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины,  коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная,геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси –фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ванн Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

6 класс

Основное содержание учебного курса

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Учащиеся должны знать: 

- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

ЗУН, формируемые на уроке

Универсальные учебные действия

Виды и формы контроля

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

лекция

1

Называть пространственные и временные виды искусства иобъяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей 

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.  ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Устный опрос. Практическая работа.

Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. - М.: Просвещение, 2003.

2

Рисунок – основа изобразительного искусства.

1

Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.

Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.

Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.

Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Познавательные: научиться классифицировать по заданным основаниям (виды рисунка), самостоятельно сравнивать объекты, определять виды рисунка, графические Коммуникативные. осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивать новые социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека.  

Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью; планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей);

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

.Н.Н. Ростовцев Академический рисунок, М. Просвещение 1995г

3

Линия и ее выразительные возможности.

Приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.

Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.

Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников.

Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.

Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др.

Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).

Знать и называть линейные графические рисунки известных художников.

Познавательные: научиться находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения.

Коммуникативные: осознавать свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача); осознавать свои эмоции, понимать эмоции других людей Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и практической деятельности; анализировать работы товарищей, корректировать свое мнение, излагать свое мнение в диалоге;, аргументировать его; оценивать свои достижения на уроке

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

.Н.Н. Ростовцев Академический рисунок, М. Просвещение 1995г

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения.

Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы.

Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).

Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.

Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.

Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный

художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.).

Познавательные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).

Коммуникативные: осознавать свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности); иметь мотивацию учебной деятельности

Регулятивные: определять цель, проблему а учебной деятельности (различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности); излагать свое мнение в диалоге, делать выводы.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

.Н.Н. Ростовцев Академический рисунок, М. Просвещение 1995г

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.

Получать представление о физической природе света восприятии цвета человеком.

Получать представление о воздействии цвета на человека.

Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах.

Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.

Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.

Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.

Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.

Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета.и

 

Познавательные: научиться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг); изучатьсвойства цвета; научиться создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Коммуникативные: осознавать свои интересы (изучение свойств цвета 

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации); излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями; принимать самостоятельные решения.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

Мелик – Пашаев А.А. Мир художника М., 1996

6

Цвет в произведениях живописи

1

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.

Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.

Объяснять понятие «колорит».

Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе создания

красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

Овладевать навыками живописного изображения.

Познавательные: научиться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг); изучатьсвойства цвета; научиться создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Коммуникативные: осознавать свои интересы (изучение свойств цвета 

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации); излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями; принимать самостоятельные решения.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет»

Мелик – Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. Педагогика и психология – М 1987.

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей.

Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях.

Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.

Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами (лепка, бумагопластика и др.).

Познавательные: изучать выразительные возможности объемного изображения; классифицировать по заданным основаниям (виды скульптуры); пользоваться художественными материалами и инструментами; организовывать рабочее место.

Коммуникативные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; учиться критически оценивать свою деятельность

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними; понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии учебной ситуацией.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

.Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

8

Основы языка изображения.

1

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.

Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение.

Объяснять, почему изобразительное искусство — особый образный язык.

Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Участвовать в выставке творческих работ.

Познавательные: использовать выразительные возможности линии, условность и  образность линейного изображения; использовать в работе и анализировать цветовые отношения; понимать выразительные возможности объемного изображения и пользоваться ими.

Коммуникативные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели, идти на различные уступки в различных учебных ситуациях; осознавать целостность мира и разнообразие взглядов.

Регулятивные: научиться адекватно выражать и контролировать свои эмоции; различать художественные средства и их возможности; излагать свое мнение в диалоге, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; оценивать свою работу, осознавать правила контроля.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

.Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.

Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.

Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.

Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.

Познавательные: учиться понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальностьи фантазии в творчестве художника; составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников.

Коммуникативные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели, идти на различные уступки в различных учебных ситуациях; осознавать целостность мира и разнообразие взглядов.

Регулятивные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Выступление с анализом произведений, выполненных известными художниками.

.Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

Получать навыки художественного изображения способом аппликации.

Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. 

Познавательные: учиться понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальностьи фантазии в творчестве художника; составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников.

Коммуникативные: проявлять интерес к поставленной задаче; иметь мотивацию учебной деятельности

Регулятивные: принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

.Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.

Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела.

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. 

Познавательные: учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; организовывать рабочее место, работать определенными материалами и инструментами, конструировать из бумаги; понимать линейные, плоскостные и объемные формы; различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; стремиться к достижению поставленной цели

Регулятивные: проявлять интерес к изучению нового материала и поставленной задаче; соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации; наблюдать окружающие предметы, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления; работать в группе, корректировать свою деятельность.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.

Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира.

Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.

Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке.

Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов

Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. 

Познавательные: познакомиться с перспективой; научиться различать фронтальную и угловую перспективу; освоить основные правила линейной перспективы; научиться строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом; сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи; анализировать и обобщать; определять понятия.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; стремиться к достижению поставленной цели

Регулятивные: воспитывать мотивацию к учебной деятельности; развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развивать воображение, фантазию, навыки художествен но-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные языки и средства; развивать навыки овладения техникой рисования.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

.Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

13

Освещение. Свет и тень.

1

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства.

Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания

произведения и организации композиции картины.

Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).

Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.

Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII—характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений

Познавательные: принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия - свет, блик, рефлекс; научиться сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета; анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени; выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, контролировать их; проявлять познавательную активность; осознавать свои интересы и цели

Регулятивные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

.Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

14

Натюрморт в графике.

1

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.

Получать представления о различных графических техниках.

Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.

Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.

Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.

Познавательные: знать понятие гравюра и ее свойства; принимать активное участие в обсуждении нового материала; сравнивать объекты по заданным критериям; анализировать работы великих художников, использовавших технику резьбы, ксилографии, линогравюры; освоить основные этапы выполнения гравюры на картоне; применять подручные средства для выполнения отпечатков.

Коммуникативные: понимать значение внимания и наблюдательности для человека; проявлять интерес к видам изобразительного искусства; осознавать свои интересы и цели

Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; учиться задавать вопросы; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; понимать позицию другого; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища; оценивать конечный результат, осознавать правила контроля.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

15

Цвет в натюрморте.

1

Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.

Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

Познавательные: познакомиться с именами выдающихся живописцев; принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; научиться анализировать новый материал, определять понятие импрессионизм; анализировать работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта; приобретать творческие навыки; научиться передавать цветом настроение в натюрморте.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, уметь чувствовать настроение в картине; проявлять интерес к произведениям искусства; осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

Регулятивные: научиться планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; понимать позицию одноклассника; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; уметь слушать друг друга, обмениваться мнениями; планировать деятельность и работать по плану

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

16

Выразительные возможности натюрморта.

1

Узнавать историю развития жанра натюрморта.

Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.

Познавательные: научиться обобщать полученные знания, осваивать новые технологии XX века как богатство выразительных возможностей в жанре натюрморта; анализировать и обобщать по заданным основаниям произведения искусства; познакомиться с приемами работы художника-монотиписта, особенностями использования новой технологии для передачи ассоциативных и эмоциональных возможностей в жанре натюрморта.

Коммуникативные: осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию; проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своем творчестве; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства

Регулятивные: излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения; корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом; самостоятельно принимать решения на основе полученных ранее знаний и умений; определять цель, проблему в деятельности.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

17

Образ человека – главная тема искусства.

1

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.

Получать представление об изменчивости образа человека в истории.

Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.

Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете

присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).

Рассказывать о своих

Познавательные: научиться самостоятельно осваивать новую тему; уметь находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеть смысловым чтением; самостоятельно вычитывать фактическую информацию, составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох; знакомиться с именами великих художников и их произведениями; воспринимать и анализировать произведения искусства.

Коммуникативные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов; понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; понимать значение знаний для человека

Регулятивные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели; работать в группах, обмениваться мнениями, излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; адекватно выражать и контролировать свои эмоции.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Выступление с анализом произведений художников.

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.

Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.

Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.

Познавательные: получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица; определять понятия - конструкция, пропорции; анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии; учиться творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; использовать выразительные возможности художественных материалов.

Коммуникативные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам; учиться критически осмысливать психологические состояния человека

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждении работ.

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

 Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека,

окружающих людей.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

Овладевать новыми умениями в рисунке.

Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

Познавательные: пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать и создавать объемное конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы челбвека, ее пропорций и расположения в пространстве.

Коммуникативные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; иметь мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями; планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать свое мнение в диалоге.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

20

Изображение головы человека в пространстве

1

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.

Создавать зарисовки объемной конструкции головы.

Познавательные: научиться пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать, создавать объемное конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве.

Коммуникативные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; иметь мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями; планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать свое мнение в диалоге.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

21

Портрет в скульптуре.

1

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.

Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.

Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.

Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.

Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).

Познавательные: изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы; сравнивать портреты по определенным критериям; анализировать скульптурные образы; работать над изображением выбранного литературного героя; совершенствовать умение передавать индивидуальные особенности литературного героя; учиться основам скульптурной техники, работать со скульптурным материалом.

Коммуникативные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусств; иметь мотивацию учебной деятельности; вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства; осознавать свою цель; включаться в определенный вид деятельности

Регулятивные: определять цель, принимать учебную задачу, осознавать недостаточность своих знаний. Определять проблему учебной деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

22

Сатирические образы человека.

1

Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.

Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.

Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения.

Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека.

Познавательные: научиться определять понятия, художественные термины; знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; учиться приемам художественного преувеличения, отбирать детали, обострять образы.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; проявлять познавательную активность; осознавать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать; понимать эмоциональное состояние других людей; идти на взаимные уступки в разных ситуациях соблюдать нормы коллективного общения

Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; создавать письменный текст; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

23

Образные возможности  освещения в портрете.

1

Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа.

Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения.

Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет.

Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя.

Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства.

Познавательные: научиться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естественном освещении; знакомиться с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учиться воспринимать контрастность освещения. планировать деятельность в учебной ситу-ации; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели; корректировать свое мнение.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала, проявлять познавательную активность; вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; осознавать свои интересы и цели.проявлять интерес к изучению нового материала, проявлять познавательную активность; вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; осознавать свои интересы и цели

Регулятивные: соблюдать нормы коллективного общения; ации; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели; корректировать свое мнение

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

24

Портрет в живописи.

1

Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.

Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в

отечественном искусстве XX века.

Приводить примеры известных портретов отечественных художников.

Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете.

Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой..

Познавательные: научиться обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения, аналитически воспринимать композиции в парадном и лирическом портретах.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознавать свои эмоции; вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свой мировоззренческий выбор; аргументированно оценивать свои и чужие

Регулятивные: определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать свое мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели: излагать свое мнение, принимать позицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.работы

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

.Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

25

Роль цвета в портрете.

1

Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия.

Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.

Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения.

Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете.

Познавательные: классифицировать по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете; сравнивать по определенным критериям тон и цвет, цвет и освещение; осваивать навыки использования живописной фактуры.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; критически оценивать свою деятельность; осознавать свои эмоции, адекватно их выражать

Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; организовывать работу в группе; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

26

Великие портретисты.

1

Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства.

Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей.

Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи.

Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете.

Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного

образа близкого человека (или автопортрета).

Познавательные: знать имена выдающихся художников-портретистов и их место в определенной эпохе; определять индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете; выполнять художественный анализ своих работ.

Коммуникативные: осваивать новые правила; проявлять познавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Регулятивные: определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать речевые средства в соответствиис ситуацией; оценивать степень достижения поставленной цели.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве.

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.

Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира.

Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.

Активно участвовать в беседе по теме.

Познавательные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать; определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой; анализировать картины, написанные в разных жанрах; обобщать полученные знания, сравнивать объекты и определять термин тематическая картина и ее виды; сравнивать объекты по заданным критериям; устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи.

Коммуникативные: иметь желание учиться; проявлять познавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Регулятивные: определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Аргументировано анализировать картины, написанные в разных жанрах

28

Изображение пространства.

1

Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства.

Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира.

Наблюдать пространственные

сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.

Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства

Познавательные: показать отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего мира и связь персонажей общим сюжетом; знакомиться с перспективой как изобразительной грамотой; научиться анализировать, выделять главное и обобщать, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства; научиться определять понятие точка зрения, сравнивать объекты по заданным критериям; уметь определять особенности обратной перспективы, устанавливать связь и отличия, знакомиться с нарушением правил перспективы в искусстве XX века и его образным смыслом; использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи

Коммуникативные: иметь желание учиться; проявлять познавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; идти на взаимные уступки в разных ситуациях

Регулятивные: научиться определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность; выбирать свои мировоззренческие позиции.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

.

Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».

Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях

изобразительного искусства.

Объяснять правила воздушной перспективы.

Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.,

Познавательные: научиться сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота; осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента; самостоятельно искать способы завершения учебной задачи; уметь на практике усваивать понятие точка схода, изображать глубину в картине, применять на практике знание правил линейной и воздушной перспективы.

Коммуникативные: Проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознавать свои  интересы и цели

Регулятивные: определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.

30

Пейзаж – большой мир

 Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.

Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях

живописи и графики.

Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже.

Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.

Познавательные: научиться осуществлять поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определять характер цветовых отношений; познакомиться с художникам и-импрессионистами, особенностями их творчества, многообразием форм и красок окружающего мира; научиться применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, применять правила перспективы, анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; определять свое настроение; проявлять познавательную активность; осознавать свои эмоции, интересы и цели, свои мировоззренческие позиции; учиться критически, осмысливать результаты деятельности

Регулятивные: определять проблему будущей деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; выполнять работу по памяти и по представлению; давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать использование перспективы.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

31

Пейзаж настроения. Природа и художник

1

Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства

выразительности в живописи XIX в.

Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства.

Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.

Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Познавательные: научиться осуществлять поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определять характер цветовых отношений; познакомиться с художникам и-импрессионистами, особенностями их творчества, многообразием форм и красок окружающего мира; научиться применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, применять правила перспективы, анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже.

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; определять свое настроение; проявлять познавательную активность; осознавать свои эмоции, интересы и цели, свои мировоззренческие позиции; учиться критически, осмысливать результаты деятельности

Регулятивные: определять проблему будущей деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; выполнять работу по памяти и по представлению; давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать использование перспективы.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

32

Пейзаж в русской живописи

1

Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре.

Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Венецианова,

А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.

Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И. Шишкина, И. Левитана

Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.

Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности.

Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.

Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников

Познавательные: знать имена выдающихся художников  и их место в определенной эпохе; определять индивидуальность произведений в жанре, находить и представлять информацию о пейзаже; выполнять художественный анализ своих работ.

Коммуникативные: осваивать новые правила; проявлять познавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Регулятивные: определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать речевые средства в соответствиис ситуацией; оценивать степень достижения поставленной цели.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

33

Пейзаж в графике

1

Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве.

Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях.

Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник.

Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путем создания графических зарисовок.

Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.

Познавательные: пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать и создавать композиции; изучать выполнять зарисовки с целью изучения  пространства.

Коммуникативные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; иметь мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями; планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать свое мнение в диалоге.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

34

Городской пейзаж.В цвете

1

Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.

Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.

Приобретать навыки эстетического переживания образа городского

пространства и образа в архитектуре.

Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт- Петербурга, родного города.

Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения

Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа.

Приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной творческой работы.

Познавательные: научиться анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов— линии, штриха, пятна, точки1. определять понятие городской пейзаж; самостоятельно делать выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника; знать правила линейной и воздушной перспективы; уметь организовывать перспективу в картинной плоскости, анализировать, выделять главное, обобщать графические средства и правила перспективы

Коммуникативные: проявлять интерес к изучению нового материала; проявлять познавательную активность; критически оценивать художественные произведения; осознавать свои интересы и цели, мировоззренческие позиции; учиться критически осмысливать результаты деятельности

Регулятивные: определять тему урока; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; выполнять работу по памяти; давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать использование перспективы.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)

1

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.

Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ.

Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя.

Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.

Участвовать в беседе по материалу учебного года.

Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.

Познавательные: уметь самостоятельно классифицировать материал по жанрам, находить необходимую информацию для решения учебных задач, самостоятельно выбирать и использовать «просмотровой» вид чтения; составлять логически обоснованный, информативный рассказ о месте и роли жанров портрет, пейзаж и натюрморт в истории искусств; представлять информацию и подкреплять ее рисунками, репродукциями, портретами художников.

Коммуникативные: осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него 

Регулятивные: определять цель урока. Организовывать работу в группе; излагать свое мнение в диалоге с товарищами; понимать позицию одноклассника; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения; преодолевать конфликты; планировать деятельность, работать по плану

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

Примерный календарно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Темы уроков

Планируемая дата

Фактическая дата

Виды, формы контроля

Примечание

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

лекция

02. 09.17

Сгруппироваь предложенные фото    и    репродукции   произведений  по  видам изобразительных (пластических) искусств

2

Рисунок – основа изобразительного искусства.

09.09.17

Фронтальный устный      опрос. Просмотр и анализ работ

 

3

Линия и ее выразительные возможности.

16.09.17

Анализ    результатов    собственной      художественной   деятельности

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

23.09.17

Просмотр и анализ работ

 

5

Цвет. Основы цветоведения.

30.09.17

Экспресс-выставка

6

Цвет в произведениях живописи

07.10.17

Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ

7

Объемные изображения в скульптуре.

14.10.17

Опрос. Просмотр и анализ работ

 

8

Основы языка изображения.

21.10.17

Балльная оценка конкурсных заданий

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

28.10.17

Ответить на во
прос: «Почему
люди хранят

произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?».

 

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

11.11.17

Просмотр и анализ работ

 

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

18.11.17

Игра «Определить произведение и его автора по фрагменту?» Просмотр и анализ работ

 

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

25.11.17

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ

 

13

Освещение. Свет и тень.

02.12.17

Фронтальный
опрос (устно), Самоанализ работ учащимися

 

14

Натюрморт в графике.

09.12.17

Просмотр и анализ работ

15

Цвет в натюрморте.

16.12.17

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества

 

16

Выразительные возможности натюрморта.

23.12.17

Защита проектов. Анализ и оценка результатов проектной деятельности

17

Образ человека – главная тема искусства.

30.12.17

Просмотр и анализ работ

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

13.01.18

Просмотр и анализ работ

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

20.01.18

Просмотр и анализ работ

20

Изображение головы человека в пространстве

27.01.18

Просмотр, анализ и оценка работ

21

Портрет в скульптуре.

03.02.18

Презентация   работы с произнесением   короткого   монолога   от имени       вылепленного   литературного      героя. Анализ и оценка работ

 

22

Сатирические образы человека.

10.02.18

 Просмотр и анализ работ

 

23

Образные возможности  освещения в портрете.

17.02.18

Просмотр и анализ работ

24

Портрет в живописи.

24.02.18

Представление работ, анализ и оценивание

25

Роль цвета в портрете.

03.03.18

Ответить на  вопрос:   «Кому   из известных    тебе художников    ты заказал  бы  свой портрет?     Почему?».    Просмотр и анализ работ

26

Великие портретисты.

10.03.18

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты     и их      произведения»

 

27

Жанры в изобразительном искусстве.

31.03.18

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам

28

Изображение пространства.

07.04.18

Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов.Просмотр, анализ и оценка работ

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

.

14.04.18

Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов

Просмотр, анализ и оценка работ

30

Пейзаж – большой мир

21.04.18

31

Пейзаж настроения. Природа и художник

28.04.18

Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно) Просмотр и оценка  работ

32

Пейзаж в русской живописи

05.05.18

Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот- много музыки?» Просмотр, анализ и оценка работ

33

Пейзаж в графике

12.05.18

Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности

 

34

Городской пейзаж.В цвете

19.05.18

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)

26.05.18

Оценка конкурсных заданий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство.Модуль:" Декоративно- прикладное искусство в жизни человека" Уровень образования: среднее, 5 класс

Программа разработана в соответствиии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО "Просвещение" 2013г., " Изобразительное искусство и художественн...

План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.

Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу  "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...