Интегрированный урок изо и психологии " Цвет как средство выражения"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Измайлова Людмила Николаевна

Тема урока: "Цвет как средство выражения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet_kak_sredstvo_vyrazheniya.pptx2.04 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цвет как средство выражения Интегрированный урок ИЗО и психологии

Слайд 3

Цель Научиться с помощью цвета передавать образ предмета

Слайд 4

Цветоведение – наука о цвете

Слайд 5

Цвета Ахроматические ( бесцветные ) Хроматические (цветные)

Слайд 6

Основные цвета Эти цвета невозможно получить смешением каких-либо красок

Слайд 7

Поиграем!!! = + + = + = - Три цвета, три цвета, три цвета, Ребята, не мало ли это? А где зеленый, оранжевый взять? А если нам краски по парам смешать? Из синей и красной Получим мы цвет… А синий мы с желтой смешаем? Какой мы цвет получаем ? А красный плюс желтый , для всех не секрет, Дадут нам конечно … цвет.

Слайд 8

Составные цвета фиолетовый оранжевый зелёный Такие получают цвета смешением основных красок

Слайд 9

Цветовой круг Стрелка делит цветовой круг на цвета: Соединив цветовой спектр по кругу, мы получим цветовой круг холодные теплые

Слайд 10

Дополнительные цвета Каждый цвет имеет свой строго определенный дополнительный цвет. Два дополнительных цвета противоположны друг другу. Расположенные рядом, они усиливают друг друга, придают яркость друг другу. Такие пары ещё называют контрастными .

Слайд 11

Психологическое проявление цвета Красный цвет возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный, повышает работоспособность Оранжевый цвет веселый, добрый, радостный Желтый цвет теплый, бодрящий, активизирует умственную деятельность Зеленый цвет создает спокойное, приятное и мирное настроение, снимает усталость, раздражительность Синий цвет серьезный, печальный, сентиментальный Фиолетовый цвет одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть Голубой цвет с пособствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских отношений Белый свежесть, чистота, молодость, но может означать покой, безжизненность и даже траур Черный отсутствие цвета и света все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть

Слайд 12

Цвет Воздействие на человека Зеленый Самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука ни радости, ни печали. Желтый беспокоит человека, колет его, возбуждает Синий Покой, спокойствие, иногда даже безразличие Белый Определяется как "некраска". Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Черный воздействует как нечто без возможностей, как молчание без будущего. Серый Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность. Красный жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия Фиолетовый Печаль, тревога

Слайд 13

Физминутка

Слайд 14

холодные теплые Подсолнухи. Висент ван Гог « На севере диком…». Иван Шишкин .

Слайд 15

холодные теплые

Слайд 16

Используя цвет, превратите три круга - в овощи и фрукты

Слайд 17

1. Что изучает наука цветоведение ? 2. Что такое спектр? 3. Назовите основные цвета. 4. Какие цвета называются составными? ? 5. Какие цвета называются дополнительными? 6. Какие цвета хроматические и ахроматические? 7. Какие цвета называют теплыми и холодными? 8. Назовите три основных свойства цвета? Ответьте на вопросы

Слайд 18

Мое отношение к уроку Красный цвет понравилось на уроке Черный цвет не понравилось на уроке Желтый цвет узнал новое на уроке Зеленый цвет я был активен на уроке Синий цвет я бы хотел, чтобы такие уроки были еще

Слайд 19

Любимый цвет и характер Цвет Характер красный Смелый, волевой, властный , вспыльчивый и общительный. желтый Общительный, любопытный, смелый, легко приспосабливается к окружающей действительности, привлекает себе людей. черный Воспринимает жизнь в темных тонах, не уверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. серый Рассудительные и недоверчивые люди, долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Коричневый Твердо и уверенно стоит на ногах, ценят традиции, семью. синий Скромные, меланхоличные, такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. зеленый Боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. оранжевый Любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. розовый Это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. фиолетовый Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Слайд 20

Домашнее задание 1. Научить родителей рисовать в воздухе зеркально-симметричные рисунки. 2. Подготовить ответ на вопрос. Почему дизайнеры используют для упаковки сахара, сгущенного молока синий или красный цвет, а не зеленый. 3. Три одинаковых контура овала превратить в различные предметы, используя краски, мелки, фломастеры и др.



Предварительный просмотр:

 СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Фамилия, имя. отчество педагога

Измайлова Людмила Николаевна

Дубровина Марина Владимировна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Илькинска общеобразовательная школа», село Илька, республика Бурятия

Тема занятия

Цвет как средство выражения

Возраст обучающихся

11-12 лет (5 класс)

Тип урока

Усвоения новых знаний

Вид урока

Интегрированный

Форма урока

Урок-исследование

Цель урока:

Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

- соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства;
-
 воспитывать эмоциональный отклик на цвет, вызвать желание познавать и выражать себя, желание использовать в работе выразительность цвета (тональность оттенков, разнообразное сочетание цветов, музыкальность);
-
 развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, умение видеть красоту окружающего мира; продолжать развивать творческую самостоятельность, коммуникативность.

Планируемые результаты

     Предметные

     - базовый уровень

     -повышенный уровень

Метапредментые результаты

      - познавательные

     - коммуникативные

     - регулятивные

-Умение видеть форму, цвет, и передавать единство этих качеств в объемных работах.

-Умение выполнять цветовое решение композиций на основе заданных форм.

-Представление  о психологическом влияние цвета на человека.

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

-Умение моделировать(макетировать) объемные формы.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*

Компьютер –  система полиэкран.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: образцы ученических работ, презентация

Ученику: карточки – задания «, готовое изображение трех контуров круга, вставленное под стекло( в рамке), краски гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.

УМК (литературный ряд)

- Песня из кинофильма «Скажи ,скажи художник»

УМК (музыкальный ряд)

-Релаксационная музыка

УМК (видеоряд)

- Мультимедийная презентация

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цельэтапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Психолог:

Друзья,  мы  очень рады

Войти в приветливый ваш класс,

И каждый раз для нас награда

Вниманье ваших умных глаз,

Учитель:

Мы знаем, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

У вас готовы  кисти, краски? …

Ну, что ж давайте вместе

 начнем…

Психолог:

И  сочиним урок.

- приветствие гостей

- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

II. Постановка цели и задач урока

Прослушивание песни «Скажи, скажи, художник»

- Вы прослушали песню «»Скажи, скажи художник», подумайте и скажите, о чем мы с вами будем сегодня на уроке говорить?

- Действительно, мы живём в мире цвета. Нас окружают разные цвета. Следует различать такие понятия, как «цвет» и «краска». Необходимый цвет для живописи обычно достигается смешиванием красок на палитре. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету.

- Как с помощью цвета мы можем узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень?

- Если бы не было красок, каким бы был мир?

- Согласитесь, что если не было этих красок мир, был бы скучным и некрасивым. Сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира и как с помощью цвета передать чувства.

Тема нашего урока:  «Цвет как средство выражения».

- Подумайте и скажите, чему мы будем сегодня на уроке учиться?

Цель урока:

Научиться с помощью цвета передавать образ предмета

Прослушивание песни «Скажи, скажи, художник»

- О цвете.

- Потому, что зеленые ягоды или листья деревьев пожелтели и покраснели.

 
- Скучным, черным, серым, неинтересным.

- Учиться с помощью цвета передавать образ предмета

- Знакомиться с цветным миром

- Рисовать,  используя различные цвета

Познавательные

Формулирование темы и цели урока

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Психолог: «Цветок настроения»

В начале занятия мы определим настроение каждого.

 На доске цветы без лепестков, а на столе разноцветные лепестки. Наша задача - определить своё внутреннее состояние через цвет. Итак, определим, какое настроение у вас сейчас. Прикрепите лепестки выбранного цвета к цветам на первой доске. Цветы на второй доске украсим, когда закончиться занятие.

Учитель ИЗО:

В искусстве, цвет - одно из самых выразительных средств.

Существует, даже,  наука о цвете - цветоведение.

Наукой было выделено три главных цвета в искусстве. Назовите их?

Учитель: Три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными.

- Почему они называются главными?

 (работа с раздаточным материалом)

- Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, немало ли это?

А где зеленый, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной

Получим мы цвет…

А синий мы с желтой смешаем?

Какой мы цвет получаем?

А красный плюс желтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно … цвет.

- Как называются фиолетовый, зеленый, оранжевый?

- Составные или дополнительные. Цвета, составленные из основных, называются составными.

Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы, какие?

- Ахроматические цвета это белый и черный, при получение получается многообразие серых оттенков.

- Хроматических цвета – цветные цвета. Назовите их?

- У хроматических цветов существуют различные качества цвета.  

- Вы замечали, что цветовая гамма полотен одного художника отличается от цветовой гаммы другого?  

- У многих художников есть свои любимые цвета, или же определенный период их творчества.

- Пред вами работы двух художников Шишкина и Ван Гога.

-Посмотрите и скажите, чем отличаются работы?

 Работы художников отличаются не только сюжетом, неповторимой манерой письма, но и …. цветовой гаммой. Эмоционально одни цвета воспринимаются, как теплые ассоциируются с теплом,  холодные ассоциируются с ощущение холода. Назовите теплые и холодные цвета?

(работа по парно)

-Предлагаю поиграть в игру «Тепло – холодно». Надо разделить понятия на две группы теплые и холодные: костер, снеговик, снежинка, солнце, небо, золотая рыбка, осенний лист

Дети выбирают лепестки цветов соответствующие своему настроению и прикрепляют к цветку на доске.

- Красный, желтый, синий

- Из них смешиваем все остальные цвета.

- На столах у каждой пары карточки с заданием смешать краски двух цветов, дети смешивают и показывают что получилось

- Фиолетовый

- Зеленый

- Оранжевый

- Хроматические и  ахроматические

- Красный, желтый, зеленый, синий,голубой

- Да

- Цветом, сюжетом

Дети работают в парах, на карточках перечислены слова необходимо разделить их на две группы: холодные и теплые

Холодные: снеговик, снежинка, небо

Теплые: костер, солнце, небо, золотая рыбка, осенний лист

личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 познавательные УУД: 

знакомство с цветом,

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному  признаку;

 - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое  

Психолог:

- Известно, что каждый человек воспринимает цвет по-своему. Для художников большое значение имеет психологическое влияние цвета на человека. Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей, например:

Психологическое проявление цвета

Красный цвет

возбуждает, согревает, повышает работоспособность и одновременно вызывает тревогу

Оранжевый цвет        

радостный, добрый, пламенный

Желтый цвет        

теплый, веселый, бодрящий, активизирует умственную деятельность

Зеленый цвет

создает спокойное, приятное и мирное настроение, снимает усталость, раздражительность

Синий цвет

вызывает чувство холода, тоски, серьезности, печали

Фиолетовый цвет

соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски

Голубой цвет

способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских отношений

Белый

свежесть, чистота, молодость,  но может означать покой, безжизненность,  и даже траур

Черный

отсутствие цвета и света, все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе  и смерть

Психолог: Физминутка. Упражнение «Зеркальное рисование».  

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  произвольности и самоконтроля, снятие тревожности.

 Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки (круг, сердечко, восьмерка).

Формулирование темы урока:

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные: 

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- коммуникативные УУД: 

– формулировать собственное мнение и позицию;

- предметные УУД:

выведение способа проверки безударных гласных в корне слова

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные: 

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

Первичная проверка понимания

Практическая часть

Учитель ИЗО:

- У каждого из вас на партах лежит готовое изображение трех контуров круга. Вам нужно превратить их в овощи и фрукты, подобрать цветовое решение, фон с обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Вы будете работать на стекле. Гуашевыми красками и выполнять работу в парах. И у вас  получится? – натюрморт.

- Что такое натюрморт?

- Приступайте к работе.

Тихо звучит классическая музыка

Дети рисуют на стекле гуашевыми красками и подбирают фон с помощью разноцветной бумаги

Познавательные

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете

Коммуникативные

Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Регулятивные

- Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Анализ работ

- Во что вы превратили контуры кругов?

- Какое цветовое решение фона?

- Какие чувства испытываете, глядя на натюрморт?

Выставка работ

Познавательные

Осознанно и произвольно, обосновывают свои действия

Коммуникативные

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Регулятивные

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Оказывает ли цвет влияние на человека?

Вывод

Цвет имеет огромное значение в жизни человека:

он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие, и люди научились этим пользоваться.

Рефлексия

Наш урок подошел к концу.  На доске цветы без лепестков, а на столе разноцветные лепестки. Определите своё внутреннее состояние через цвет. Пользуясь подсказкой на экране:

Мое отношение к уроку

Красный цвет

понравилось на уроке

Черный цвет

не понравилось на уроке

Желтый цвет

узнал новое на уроке

Зеленый цвет

я был активен на уроке

Синий цвет

я бы хотел, чтобы такие уроки были еще

Прикрепите лепестки выбранного цвета на цветы на  второй доске. С каким настроением вы уходите с занятия?

- Что полезного взяли  для себя с этого занятия?

- Да оказывает влияние на наше настроение, чувства

- Прикрепляют лепестки к цветку

- Полезно было …

Познавательные

Анализ комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился

Регулятивные

Осуществляют самооценку

Домашнее задание

Учитель ИЗО. Домашнее задание (вариативное)

1. Научить родителей рисовать  в воздухе зеркально-симметричные рисунки

2. Подготовить  ответ на вопрос. Почему дизайнеры используют для  упаковки  сахара, сгущенного молока синий или красный цвета, а не зеленый.

3. Три одинаковых контура овала превратить в различные предметы, используя краски, мелки, фломастеры и др.

Выбирают понравившееся домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цвет как средство выражения

Методическая разработка занятия по ниточному дизайну с использованием инновационных технологий....

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Разработана учителем изобразительного искусства Морозовой .В. А....

Урок ИЗО 5 кл. "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"

Урок ИЗО для 5 класса по программе Б.Неменского. Знакомство с цветом как средством образной выразительности в изобразительном искусстве....

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие&raqu...

Презентация " Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"

Презентация по изобразительноиу искусству для 2 класса по программе Б. М. Неменского...