Цвет как средство выражения
методическая разработка (технология, 5 класс) по теме

Садковская Светлана Николаевна

Методическая разработка занятия по ниточному дизайну с использованием инновационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по ниточному дизайну

с использованием технологии эмоционального погружения и элементами тренинговых упражнений.

Садковская Светлана Николаевна

Учитель технологии

МБОУ  МСОШ № 1

Цвет имеет огромное влияние на чувства,

состояние и настроение людей.

Занятие «Цвет как средство выражения».

             Раздел «Азбука ниточного дизайна»

Цель: изучение теории цветоведения

Задачи:

Учебные: 

  1. познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета – как  средством выражения эмоционального состояния;
  2. способствовать развитию цветовосприятия;
  3. обучение использованию цвета как выразительного средства; 

Образовательные

  1. развивать эмоциональную сферу детей;
  2. развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
  1. способствовать овладению навыками эмоционального сравнения и креативного мышления;
  2. способствовать овладению умениями наблюдать и сравнивать; выстраивать свои предположения;
  3. развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Материалы и оборудование:

Репродукции картин серии «Календарь о временах года», отрывки музыкальных произведений  Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и  Людвиг Ван Бетховен «К Элизе». Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета». Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.

Раздаточные материалы: маленькие карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала).

Презентация. (Интерактивное воспроизведение)

.

Ход занятия:

  1. Целевая установка.

Сегодня на уроке вы научитесь понимать «язык цвета».

Мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что

цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета.

  1. Изучение нового материала. (Использование технологии эмоционального погружения).

Вопросы-парадоксы:

1.     Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?

2.     А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?

3.     Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Погас последний солнца луч.

Устало голову склонило

Дневное жаркое светило

На мягкий холм из рыжих туч.

И веки сонные сомкнуло,

Накрылось тучею. Заснуло.

Померкли краски, потемнели,

Сквозь мрак мерцают еле-еле.

Зарницей розово-лиловой,

Раздвинув мрак, пробился снова

Последний луч. И утонул

В нагроможденье туч сливовых.

Уснуло солнце, день уснул.

И вечер в черную вуаль

Убрал сиреневую даль.

4.     Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше глухих или звонких?

5.     А можно ли сказать, что эти цвета тяжёлые? Почему?

Далее одному учащемуся предлагается прочитать стихотворение, а всем детям подумать: глухими или звонкими цветами будет нарисована картина-стихотворение.

Голубым огнем, зеленым

Загорелись сосен кроны,

Мир зарею обновленный,

Встрепенулся, ожил вдруг.

Алою зарей плененный,

Обновленный, удивленный,

Алый, голубой, зеленый,

Разноцветный мир вокруг.

(Т. Курбатова «Утро»)

6.     А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?

Зачитываются  строчки стихотворения:

«Словами красок на своем холсте

Художник говорил о красоте…»

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).

7.     Дайте название этим цветам?

После просмотра репродукций  предлагается  детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, какие звуки использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ответ: звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухие. (первое произведение)

Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

8.     Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?

(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками, и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)

Вывод:  все цвета делятся на группы, но все они составляют цветовой круг.

Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы:

ахроматические,

хроматические.

Хромас (от лат.) – цвет.

А – отрицательная частица “не”.

Хроматические – цветные, ахроматические – нецветные.

Ахроматические цвета – от белого до черного.

Хроматические цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цветовое расположение на радуге.

 Вспомним дружно считалочку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

  

К какой цветовой группе относятся капельки росы? Вы наблюдали когда-нибудь капельку росы, она похожа на маленькое зеркальце, а что маленькое зеркальце отражает в себе?

Среди хроматических цветов выделяют 3 основных цвета: красный, желтый, синий.

 

 Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.

Все цвета расположенные по кругу образуют цветовой спектр или цветовой круг.

Упражнение 1.(технология с элементами тренинговых упражнений)

Вводный инструктаж:

– Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет закрепить наши знания. Закройте глаза и представляйте то, что я буду проговаривать.

1. Представьте желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный (от…до).

2. На фоне одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:

на зеленом поле – красные треугольники;

на голубом небе – нежно розовые шары;

по красному полю – шагают зеленые квадраты;

на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

3. Представьте на белом фоне круг своего любимого цвета.

Упражнение 2. (технология с элементами тренинговых упражнений)

Вводный инструктаж:

– Все хроматические цвета можно ещё разделить на группы.

С каким чувством, состоянием  связаны, что вызывают (лето, солнце, тепло)?

– Назовите эти цвета.

– А с каким чувством, состоянием связаны (снег, зима, лёд, вьюга)?

– Какие это цвета?

Вот это и есть ассоциация цвета, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, представлениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.

Теперь мы можем цвета разделить на тёплые и холодные.

 

Цветовые оттенки основных цветов 

Если разбавлять краски водой,

 то тон их будет бледнее,

из красного получится

бледно красный, то есть розовый,  

а из синего – голубой и т.д.

Можно добавлять в краски белила

(т.е. белую краску).

Данное свойство по изменению

 цвета называется светлотой.

Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.

  1. Анализ результатов работы. Рефлексия.

·        С какими группами цветов вы познакомились?

·        Какими приемами  вы можете получать разнообразные цвета?

·        В чем же особенность «языка» цвета в любых произведениях?

Вывод.

Мы изучили особый язык – язык цвета.  Художники разговаривают со зрителями своими картинами, поэты и писатели разговаривают с читателями своими произведениями.

Вот и мы на сегодня на нашем занятии учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

Комментарий.

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей  действительности для ребенка является цвет.

Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира.

Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус.

В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.

Это очень ценное качество, которое надо поддерживать,  развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития  художественного восприятия цвета.

Поэтому данное занятие разработано с применением инновационной технологии эмоционального погружения, а так же  с элементами тренинговых упражнений.

Эта технология  имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки, становится заметен качественно новый результат – владение новыми способами запоминания предлагаемой информации. Происходит незаметное формирование знаний  о цветовых ассоциациях через цветоощущение, цветовосприятие с помощью эмоционального погружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Разработана учителем изобразительного искусства Морозовой .В. А....

Урок ИЗО 5 кл. "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"

Урок ИЗО для 5 класса по программе Б.Неменского. Знакомство с цветом как средством образной выразительности в изобразительном искусстве....

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие&raqu...

Презентация " Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"

Презентация по изобразительноиу искусству для 2 класса по программе Б. М. Неменского...