Методическая разработка урока ИЗО, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Клецина Наталья Анатольевна

Разработка урока изобразительного искусства, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"

Цели и задачи урока:

  • создать условия для формирования роли визуально- пространственных искусств  в  формировании образа Родины через постижение главных выразительных средств в «пейзажах настроения»,  развитие эстетического восприятия природы  её  отображение в произведениях различных видов искусства;
  • закрепить представление о жанре живописи; формировать целостное эстетическое восприятие природы в произведениях русских художников и окружающей среды; научить владеть графическими средствами изображения;
  • формирование навыков посильного создания художественного образа природы; развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
  • воспитание бережного отношения к природе, воспитание эстетического отношения к действительности, любви к родной природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_5_klass_zimnyaya_pora_v_zhivopisi.docx165.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе:

«Зимняя пора в живописи». Гуашь.

Урок подготовила и провела

Преподаватель  ИЗО

МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска

Клецина Наталья Анатольевна

http://player.myshared.ru/589500/data/images/img20.jpg

Цель и задачи:

  • создать условия для формирования роли визуально- пространственных искусств  в  формировании образа Родины через постижение главных выразительных средств в «пейзажах настроения»,  развитие эстетического восприятия природы  её  отображение в произведениях различных видов искусства;
  • закрепить представление о жанре живописи; формировать целостное эстетическое восприятие природы в произведениях русских художников и окружающей среды; научить владеть графическими средствами изображения;
  • формирование навыков посильного создания художественного образа природы; развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
  • воспитание бережного отношения к природе, воспитание эстетического отношения к действительности, любви к родной природе.

Формирование  универсальных учебных действий (УУД):

    Личностные УУД:

- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на    восприятие и понимание    предложений и оценок учителей и товарищей;

 - развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

     Регулятивные УУД:

-  развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

-  вырабатывать способность различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

   Познавательные УУД:

- развивать способность смыслового восприятия  произведений живописи;

-  осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

   Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач,

овладевать диалогической формой коммуникации;

- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

-  адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.

     Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.

  1. Актуализация знаний.

        - На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?

Ответ ученика:

(ЖАНР (от франц. «genre»).Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений.) 

В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.

- Какие жанры живописи вы знаете?

Ответ ученицы:

(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж)

- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?

Ответ ученика:

(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено в основу).

В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).

Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)

- Что означает батальный жанр?

Ответ ученицы:

(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни)

- Что означает исторический жанр?

Ответ ученика:

(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий  прошлого)

- Что означает сказочно-мифологический жанр?

Ответ ученика:

(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин,  мифов).

Что означает анималистический жанр?

Ответ ученика:

(рисование животных)

- Что означает маринистический жанр?

Ответ ученицы:

(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией; мы видим в картинах  необъятную, вечно изменчивую стихию моря).

- Что означает бытовой жанр?

Ответ ученика:

(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь).

Что такое натюрморт?

Ответ ученика:

НАТЮРМОРТ (франц. «naturemorte», буквально — мертвая природа), жанр ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты искусства.

Что такое портрет?

Ответ ученицы:

Портрет – (от франц. «portrait») – изображение  человека или группы людей.

Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.

Учитель: Хороша зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Очарованию первого снега, нежного, робкого, посвящена картина  русского художника А. Пластова  « Первый снег». Посмотрите на репродукцию.

-Какие цвета художник использовал для написания  картины?

Учитель:

Обычный деревенский  день изображен на картине К.Коровина «Зимой»:  мы видим деревянный старый дом, полуразвалившийся забор, лошадь, запряженную в сани.  Рядом несколько заснеженных деревьев, а вдали – поля, лес. Картина привлекает простотой сюжета и исключительной живописной  выразительностью.

- Посмотрите на картину и скажите, что  необычного вы  видите?

Учитель:

Красота морозного утра и переливающийся всеми цветами радуги иней удивительно точно переданы в работе А.Рябушкина «Зимнее утро». Зимние краски иссиня - голубого неба, фиолетово- синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто- бордовых, коричнево-желтых стволов и веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – одним словом, радость жизни, как и всякое настоящее произведение искусства. Давайте посмотрим на репродукцию, что же изобразил художник.

     - Времена года – любимейшая тема в искусстве поэтов, художников, музыкантов.

Портрет Ивана  Захаровича  Сурикова.

 В своем стихотворении «Зима» он  писал:

                    Белый снег пушистый

                    В воздухе кружится

                    И на землю тихо

                    Падает, ложится.

                    И под утро снегом

                    Поле забелело

                    Точно пеленою

                    Все его одело.        

      Ребята, а  кого вы знаете еще из поэтов, кто писал о Зиме?

Ответы детей: Портрет А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»:

                  Мороз и солнце: день чудесный!

                  Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

                  Пора, красавица, проснись:

                  Открой сомкнуты негой взоры.

                  Навстречу северной Авроры

                  Звездою севера явись!

Ответы детей: Портрет  М.Ю. Лермонтова        

Михаил Юрьевич Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

                 На севере диком стоит одиноко

                 На голой вершине сосна

                 И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                 Одета, как ризой, она…

Ответы детей: Портрет С.Д. Дрожжина

Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Вьюга злится за окном…»

                 Вьюга злится за окном,

                 Белая береза

                 Вся окутана кругом

                 Инеем мороза…

    - Ребята, а художники писали картины про Зиму?

Какие вы знаете картины, написанные о зиме.

Ответы детей:  Константин Коровин «Зимой»,  Василий Иванович Суриков «Зима в Москве»,  Архип Иванович Куинджи «Солнечные пятна на снегу», «Пятна лунного света в лесу. Зима»,   Порфирий Никитич Крылов (Н.С.) «Зимний пейзаж».

Посмотрите на доску (на доске  репродукции названных картин).

Скажите, что общего в этих картинах?

Ответы детей:

- на картинах изображено одно и то же время года – это зима.

Мы видим начало  или конец зимы?

Ответы детей:

 (Коровин, Крылов) (неглубокий, чистый, рыхлый, почти нетронутый снег, говорит о начале зимы)

Посмотрите и скажите

-Какое здесь состояние природы?

Ответы детей:

-спокойное, тихое, умиротворенное.

Какие цвета выбрали художники для картин?

Ответы детей:

белый, синий, черный.

Какие вы знаете выразительные средства живописи?

Ответы детей:

  -перспектива, светотень, линия, силуэт.

Вывод: на картинах мы видим удивительное свойство живописи; художники передают зримые образы действительности,  отмечают неподвижность живописного изображения, передающего один момент, одно состояние.

  1.  Тема урока. Цели урока.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она,

Раскрыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

    Назовите тему урока и поставьте цель, которую вы должны достигнуть в конце урока.

      Мы продолжаем знакомство с образом времени года в искусстве. Тема урока «Зимняя пора в живописи». На уроке мы будем совершенствовать умения и навыки отражать природные явления, а именно при написании пейзажа «Зимние причуды».

Повторим что такое пейзаж, живопись, последовательность изображения пейзажа.

Ребята, давайте выполним работу так, чтобы у всех были они разные т.е. каждый из вас проявит творчество, фантазию.

  1. Физминутка (музыкальная).
  2. Повторение знаний.

Вопросы учителя.

Что такое пейзаж?

Ответы детей:

  -жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком  природы.

Что такое живопись?

Ответы детей:

-вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, познания явлений и предметов действительности решаются цветом; произведения живописи создаются красками.

Какие вы знаете виды пейзажного жанра?

Карточки (работа в парах)

Сельский пейзаж                              Городской пейзаж

Парковый пейзаж                                Морской пейзаж

Архитектурный пейзаж                           Индустриальный пейзаж

Героический пейзаж                          Декоративный пейзаж

Эпический пейзаж                                  Исторический пейзаж

Романтический пейзаж      Космический пейзаж           Пейзаж настроения

Проверяем с помощью эталона.

Эталон на доске.

А теперь, давайте повторим   последовательность изображения пейзажа:

Изображение пейзажного мотива:

Определение формата и положения листа бумаги.

Проведение линии горизонта, определяющей соотношение земли и неба.

Рисование на земле основных элементов пейзажа (самые важные и большие)

Отмечают обобщенную пространственную форму

по внешним контурам светлыми линиями по законам линейной перспективы.

Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется  по законам воздушной перспективы

Тонирование рисунка:

-установление тоновых отношений между землей и небом;

-передаем тоновые различия между элементами первого плана и землей;

-потом между элементами первого плана и небом;

-переходим к тоновым отношениям между всеми планами и частями  каждого плана.

Живописное изображение пейзажа:

-представляем себе цветовой строй пейзажа;

-цветовой строй пейзажа задается освещением (солнцем, луной, небом)  и состоянием атмосферы;

-фиксируем основные цветовые отношения земли и неба и связанных  с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану.

Моделировка формы:

-передаем объем каждого элемента пейзажа;

-передаем объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими в результате взаимодействия всех элементов данного плана;

-устанавливаем цветовую связь между всеми планами пейзажа.

  1.  Рефлексия.  Музыка П.И. Чайковского   «Времена года».

       Ребята попрошу вас расслабиться, сесть как вам удобно, закрыть глаза, представьте,  что вы на природе, у каждого из вас появляется своя картинка, попробуйте войти в эту картинку и почувствовать себя в образе какого-то элемента на картинке (дерева, сугроба, веточки, тучки, тени…).

Оставайтесь в этом же состоянии только откройте глаза, возьмите кисти в руки, краски и попробуйте написать на листе бумаги свою увиденную картинку.

  1. Самостоятельная работа учащихся. Тихо звучит музыка.

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

  1. Итог урока.

-На следующем уроке мы с вами продолжим эту работу.  

 -Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?

Как вы думаете: достигли вы цели, которую поставили в начале урока?

Ответы детей: да.

В начале нашего урока мы говорили о том,  что времена года - это любимейшая тема в творчестве поэтов, художников, еще это любимейшая тема в творчестве композиторов.

Во время выполнения работы вас сопровождала музыка П.И. Чайковского.

Очень  много песен народных сложено о зиме.

Я хочу закончить наш урок песней о зиме (дети поют вместе с учителем).

  1. Д/З

составить кроссворд по теме: «Зимний пейзаж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...