Публичное представление педагогического опыта «Народное декоративно-прикладное искусство, как средство формирования творческого мышления учащихся»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Селичева Татьяна Владимировна

Развитие и становление творческой личности трудно представить без участия искусства, а роль декоративно – прикладного искусства переоценить невозможно. Оно раскрывает творческий потенциал, развивает интеллект, благотворно влияет на ребёнка, его личность, а так же знакомит с историей народа, его традициями. Такой урок будет являться незаменимой формой приобщения к народно декоративно – прикладному искусству учащихся, особенно если использовать методы искусства. Ознакомление учащихся с декоративно – прикладным искусством помогает увидеть традиции каждого вида, вызывает желание в создании композиции, развивает творческие способности. Народное декоративно – прикладное искусство формирует мыслительные операции, анализ и синтез, сравнение и обобщение. Почву для развития математических представлений дают материалы присутствующие в декоративных росписях, узорах, которые наблюдаются в народных промыслах. Ведь там соблюдается симметрия, соразмерность, ритм определённых элементов, узоров. Когда ученик созерцает подлинные предметы декоративно – прикладного искусства, у него создаётся и формируется грамотная речь, навыки грамотного описания увиденного, он может с лёгкостью рассказать о создании этого изделия. Когда у учащихся происходит ознакомление с народным декоративно- прикладным искусством то прививаются такие качества как – желание доводить начатое дело до конца, стремиться преодолевать трудности, целенаправленно учиться. Самый действенный инструмент в руках учителя, это методы художественной педагогики, которые являются действенным инструментом в руках учителя. Таким образом, формирование творческого мышления у учащихся с помощью народного декоративно – прикладного искусства – актуальная проблема, так как эти способы действия направляются на развитие у школьников познавательного интереса и формируют потребность в общении с народным декоративно – прикладным искусством. Что по себе влияет не только на результативность обучения детей, но и на развития личности

http://sc39sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10808/224532/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

Собственного инновационного педагогического опыта

Селичевой Татьяны Владимировны,

учителя изобразительного искусства

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №39 г. О. Саранск

Тема над которой я работаю: «Народное декоративно-прикладное искусство, как средство формирования творческого мышления учащихся»

В данном учреждении я работаю с 2004 года, общий стаж, 13 лет и 9 месяцев, педагогический стаж 4 года.  

Обоснование актуальности опыта.

Развитие и становление творческой личности трудно представить без участия искусства, а роль декоративно – прикладного искусства переоценить невозможно. Оно раскрывает творческий потенциал, развивает интеллект, благотворно влияет на ребёнка, его личность, а так же знакомит с историей народа, его традициями.

Такой урок будет являться незаменимой формой приобщения к народно декоративно – прикладному искусству учащихся, особенно если использовать методы искусства. Ознакомление учащихся с декоративно – прикладным искусством помогает увидеть традиции каждого вида, вызывает желание в создании композиции, развивает творческие способности. Народное декоративно – прикладное искусство формирует мыслительные операции, анализ и синтез, сравнение и обобщение. Почву для развития математических представлений дают материалы присутствующие в декоративных росписях, узорах, которые наблюдаются в народных промыслах. Ведь там соблюдается симметрия, соразмерность, ритм определённых элементов, узоров. Когда ученик созерцает подлинные предметы декоративно – прикладного искусства, у него создаётся и формируется грамотная речь, навыки грамотного описания увиденного, он может с лёгкостью рассказать о создании этого изделия. Когда у учащихся происходит ознакомление с народным декоративно- прикладным искусством то прививаются такие качества как – желание доводить начатое дело до конца, стремиться преодолевать трудности, целенаправленно учиться.

Самый действенный инструмент в руках учителя, это методы художественной педагогики, которые являются действенным инструментом в руках учителя.

Таким образом,  формирование творческого мышления у учащихся с помощью народного декоративно – прикладного искусства – актуальная проблема, так как эти способы действия направляются на развитие у школьников познавательного интереса и формируют потребность  в общении с народным декоративно – прикладным искусством. Что по себе влияет не только на результативность обучения детей, но и на  развития личности.

Формирование основной идеи опыта, условия возникновения.

Основной  идеей опыта является поиск наиболее эффективных методов, приёмов и форм организации педагогического процесса. Хорошо выстроенная драматургия урока, способствует созданию и развитию эмоциональной атмосферы на уроке. Ведь эмоциональная педагогическая драматургия – это идеальная модель урока, который организован по всем законам искусства. Такой урок включает в себя следующие элементы: завязка, постановка проблемы, кульминационный момент и эпилог. Этот метод при использовании  устраняет обыденный процесс обучения, позволяя сделать при этом урок более интересным, увлекательным. Главная роль в восприятии отводится наблюдению, более детальному просмотру. В процессе наблюдения акцентируется внимание на формах, использовании изобразительных элементов с содержательной нагрузкой, в различных вариациях традиционных мотивов, декоре цвета, выразительной возможности используемых материалов и цельности всех связующих элементов художественного образа. Воображение, мышление и память включается в активный процесс наблюдения. При проведении урока изобразительного искусства, немаловажное значение имеет использование подлинных произведений народного искусства. Благодаря присутствию на уроке подлинников, создаётся возможность организации эмоциональной среды, которая благоприятна для восприятия.

Теоретическая база опыта.

Почему занятия традиционными промыслами помогают развитию у учащихся таких качеств как, образное и пространственное мышление, эстетическое восприятие и самое главное наблюдательность? Потому что, народные умельцы, мастера имели крестьянское происхождение, и их жизнь была тесно связана с природой. Наши предки всегда были очень наблюдательны, а все наблюдения за миром животных и растений, а также наблюдения за неживой природой переносили на свои произведения искусства, будь то рисование, плетение, вырезание или другие виды творчества. Если приобщать учеников к декоративно – прикладному искусству, особенно важно использовать индивидуальные и коллективные формы работы. Индивидуальная работа легко позволит заметить творческие возможности ребёнка, его художественные вкусы и предпочтения, способность к стилизации и обобщению. Коллективные работы развивают навыки совместной деятельности, помогают реализовывать масштабные работы, в процессе выполнения которых возникают межличностные отношения. Также коллективные работы развивают у учащихся умения объединяться, действовать сообща, учитывать интересы друг друга, и конечно помогать другим. Народное декоративно – прикладное творчество представляет собой контрастный рисунок, яркие краски, привязка к растительному, животному и геометрическому орнаменту. Знакомство и приобщение учеников к народному искусству учит видеть красоту в окружающих предметах, даёт возможность иметь представление о своем народе, о добре, красоте, богатстве родного края…

На сегодняшний день наметился большой интерес к проблеме воспитательного действия декоративно – прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности.

Педагогический потенциал народного декоративно – прикладного искусства изучали И. Я. Богуславская, Е.Н. Губанова, Н. Н. Ростовцев. И.Я Богуславская, говоря о необходимости приобщения учащихся к  народному искусству, отмечает, что характерные особенности произведений народного прикладного искусства созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. По убеждению Н. Н. Ростовцева, занятия декоративным рисованием служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, развития эстетических чувств, привлечения их к общественно полезной работе. По мнению Д.А. Давалевой, наряду с воспитательными возможностями декоративно-прикладного искусства, приобщение к ценностям декоративного искусства «создает благоприятный климат для развития восприятия и понимания художественных качеств произведений, языка художественной формы, видения средств художественной выразительности». Автор подчеркивает, что «активное включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс побуждает к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условие для развития художественного вкуса».

Изучая  основы народного декоративно-прикладного искусства, и в особенности искусства своего региона в художественном образовании, нужно иметь в виду, что это – довольно сложный, многоступенчатый процесс, требующий разграниченного подхода.

Грамотное внедрение этого процесса поможет при решении таких задач, как развитие осознания индивидуальности и самобытности местной культуры; формирование представления об общечеловеческих ценностях, развитие творческих способностей на основе региональных художественных традиций. Следовательно, приобщение к декоративно-прикладному искусству должно включать восприятие произведений мастеров декоративного искусства, направленное на постижение его языка и средств художественной выразительности; организацию практической художественной деятельности, позволяющей усвоить единство материала, формы и декора в произведении декоративного искусства и технологию его создания.

Технология опыта.

Система педагогических действий, содержание, методы,

приёмы воспитания и обучения.

Приобщение учащихся  к творчеству — верный путь развитие в человеке нравственности и культуры. На своих занятиях я учу детей постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Как тут не вспомнить высказывания В.А. Сухомлинского: « Ум ребенка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша».

Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в согласии с общечеловеческой культурой, а не вне его. На занятиях я приобщаю учащихся к культурному наследию, воспитываю нравственные и эстетические качества личности через народное декоративно – прикладное искусство, народные мотивы, декоративно-прикладное творчество.

Цели нравственно - эстетического воспитания определяются по-разному, а я их определяю для себя в следующем, это

  • раскрытие, развитие, реализация творческих способностей учащихся,
  • формирование нравственно – эстетической, социально компетентной личности.

Занятия  рассчитаны на решение таких задач:

Образовательные задачи:

Для всей системы образования задачей номер один становится воспитание духовно-нравственной культуры. Планируя свои занятия, я ставлю задачу расширять и углублять знания и представления учащихся о национальной культуре.

1. Знакомство учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

2. Обучение  владения различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

3. Обучение технологиям разных видов рукоделия: работа с солёным тестом, глиной, аппликация из бисера, техника квиллинг, лоскутная техника, роспись посуды.

4. Формирование умения самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Развивающие задачи:

1. Создания условия для развития личности каждого учащегося, раскрытия его способностей и потенциала к творчеству;

2. Развитие  образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимательности и концентрации.

3.  Развитие  глазомера, выработка моторики рук.

Воспитательные задачи:

1.  Формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству;

2.  Воспитание уважения к народным культурным ценностям;  

3.  Воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма, ответственности.

Результативность опыта.

Занятия декоративно — прикладным искусством способствуют формированию эстетического вкуса у учащихся, художественного мышления, знакомят с произведениями народного искусства, а также дают все необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

В своем опыте работы я использую различные методы и приемы, которые должны способствовать созданию и сохранению атмосферы творчества, познания, служить осознанию ценности и неповторимости национальной культуры. Ведь осваивая народные промыслы, учащиеся в первую очередь учатся самовыражаться.

Успехи и достижения в декоративно прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Перед новым видом деятельности происходит

преодоление барьера нерешительности и робости. Воспитывается быстрая готовность к проявлению творчества в любом виде труда. В течение учебного года учащиеся имеют возможность продемонстрировать изготовленные изделия на тематических выставках, принять  участие во Всероссийских творческих конкурсах. В процессе занятий декоративной прикладной работой последовательно и целенаправленно у учащихся  формируется чувство композиции, развивается чувство единства выразительности, ведётся как бы диалог с миром. В настоящее время современная педагогическая деятельность предъявляет новые требования к воспитанию детей — воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребности и интересы ребенка, стремиться понять его внутренний мир.

Развивая у учащихся интерес к изобразительной деятельности, я очень внимательна к каждому ребёнку, всегда поддерживаю стремления хорошо выполнить свою работу и объективно оцениваю все старания. На занятиях решаю познавательные,  обучающие и творческие задачи, направляю свои усилия на понимание и осознание детьми прекрасного, пробуждение потребности творить, пробуждение потребности коллективного творческого труда. Для наиболее лучшей реализации этих задач создаю презентации, использую все возможности интернет — ресурсов.

Одной  из ведущих задач декоративно-прикладного искусства — это творческое развитие личности ребёнка. Особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии учащегося. В каждом задании  и на каждом занятии учащимся даётся возможность проявить свою фантазию, привнести в работу собственных индивидуальных образов. Очень важно “расковать” детей, высвободить их творческую энергию.

Для организаций выставок работ учащихся, я систематизирую интересные находки в процессе деятельности учащихся на занятиях.

 Результат этого процесса состоит в том, что  учащиеся проходят путь от незнания к знанию, от неумения к умению. Обучение только в том случае будет успешным, если знания и умения усваиваются в строгой последовательности, в порядке возрастающей трудности.

Одна из особенностей занятий народным декоративно-прикладным искусством является то, что для выполнения задания требуется длительное время. И чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, очень важно подводить итоги работы ежедневно, повышая этим результативность работы путем подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий в конце занятия. Только в этом случае учащиеся видят результаты своего труда, что является стимулом для дальнейшей плодотворной работы. Наглядно ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, учащиеся работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения работ нередко возникают обсуждения, диалоги в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы учащихся, развивается их творческое мышление и речь.

В конце учебного года я устраиваю отчетную итоговую выставку работ учащихся. Грамотная организация и проведение выставки становится одной из эффективных форм морального поощрения учащихся. Наряду с итоговой выставкой творческих работ проводится конкурс на лучшее изделие, выделяются и отмечаются наиболее удавшиеся работы.

Итак, подведём итог. Народное декоративно – прикладное искусство является одним из важных факторов развития личности. Благодаря общению с народным искусством у учащегося происходит обогащение души, прививается любовь к родному краю, развивается эстетическое и духовно – нравственное отношение к действительности.

 «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и занятие, и развитие разносторонних интересов детей вне занятия …». В. А. Сухомлинский.

Список литературы:

1. Богуславская, И. Я. Русское народное искусство [Текст] / И.Я. Богуславская. – Л.: Советский художник, 1968. – 160 с. 

2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С. И. Гессен / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

3. Давалева, Д.А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства [Текст] / Д.А. Давалева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. II. – С. 80.

4. Максяшин А.С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание [Текст]: учебное пособие / А.С. Максяшин. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. – 44 с.

5. Неменский, Б. М. Искусство. Культура. Образование [Текст]: цикл бесед / Б. М. Неменский. – М.: Центр ХКО, 1993. – С. 23. 

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – 22-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с. 

7. Педагогика искусства – [Электронный ресурс]: электронный научный журнал учреждений российской академии образования «Институт художественного образования». – Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения 12.10.2016).

8. Рондели, Л. Д. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л. Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 143 с.

9. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998 . – 250 с.


Занятие по декоративно-прикладному творчеству. Тема "Плоскостное панно"

План учебного занятия

Продолжительность: 90 мин.

Тема программы: Тестопластика. 1-й г. о., 44 часа.

Тема занятия: «Плоскостное панно».

Цель занятия: Формирование навыков работы у учащихся  в изготовлении изделий из теста. Развитие интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи занятия:

  • Сформировать знания и умения в области технического труда;
  • Создавать обстановку для творческого общения и сотрудничества;
  • Создавать условия для правильных взаимоотношений учащихся на основе взаимной творческой деятельности;
  • В процессе работы развивать у учащихся образное мышление, фантазию.
  • В ходе занятия развивать аккуратность, умение видеть красоту и многообразие природных форм.

Методическая цель: Отработка методики подготовки и проведения занятий с применением методов активного обучения, работа в малых группах.

Материально-дидактическое оснащение:

  • наглядные пособия – панно из теста «Подсолнухи», «Деревня», эскизы панно;
  • учебное пособие – книги «Солёное тесто»;
  • инвентарь: подкладные дощечки, формы, трафареты, пластиковые ножи, вилки, ложки.

Межпредметные связи: Цитата Дж. Родари, загадки.

Ход занятия

Структурные элементы занятия

Время прохождения этапа 

Методические особенности, краткие указания по проведению занятия

Примечания

1. Организационный момент.

1 мин.

Приветствие, проверка готовности к занятию

 

2. Настрой учащихся на работу.

3 мин.

Сообщение темы, цели занятия, плана работы, создание положительной мотивации.

3. Закрепление знаний по выполнению изделий из теста. 

80 мин.

Закрепление знаний проходит в виде ответов на вопросы. Опрос проходит в форме игры «Умники и умницы» - 5 мин.

1-й этап: раскрашивание предыдущей работы.

Физ. минутка.

2-й этап: изготовление новой работы.

4. заключительный этап.

6 мин.

Подведение итогов занятия. Выставка работ и коллективное обсуждение.

 

 

1. Организационный этап. 

  • Приветствие учащихся

2. Настрой учащихся на работу. 

  • Сообщение темы, цели занятия, плана работы.
  •  создание положительной мотивации

3. Закрепление знаний по выполнению изделий из теста.

Закрепление знаний проходит в виде ответов учащихся на вопросы. Воспроизведение опорных знаний проходит в форме игры «Умники и умницы»:

На доске крепится макет «древа знаний» - на нём яблоки. На обратной стороне каждого яблока написан вопрос. Ученик выбирает яблоко и отвечает на вопрос. За правильный ответ участник получает жетон. За каждый жетон – приз.

Вопросы:

  1. что входит в состав теста?

             Вода                        сахар                                 крахмал

             Молоко                   соль                                   мука

  1. чем раскрашивается тесто?

                                   Краски                                 щётка

                                   Чернила                               кисточка

                                   Тушь                                    поролон

  1. когда раскрашиваем  изделие до высыхания или после?

                                                   После высыхания

  1. способы сушки теста?

                                    На воздухе                         в духовке

                                   На батарее                          на сковороде

  1. рецепт приготовления теста?

                                         2 ст. муки, 1 ст. соли, 0, 25 ст. воды

  1. способ приготовления теста?

                                           Соль смешать с мукой и добавить воду.

                                        Замесить тесто до однородной массы.                                                                                                                                      

7.что можно изготовить из теста?

                                         Подсвечник, панно, картину, рамку и т.д.

8. приспособления для изготовления поделок из теста?

                                         Подкладные дощечки, нож, вилка, скалка,  

                                              Линейка, трафарет и т.д.

  1. какая берётся соль для приготовления теста?

                                            Мелкая.

  1. что должно напоминать тесто?

                                              Мягкий пластилин.

Далее занятие походит в два этапа:

1-й этап:

Раскрашивание предыдущей работы. Перед раскрашиванием работы идёт обсуждение цветового решения – ребята концентрируют своё внимание на сочетании цвета и развивают эстетический вкус.

Физ. минутка

Упражнение для глаз – быстро поморгать в течение 30 сек.

Зарядка для пальцев рук: «Вышли пальцы танцевать».

           Раз, два, три, четыре, пять

                                        (выбросить пальчики из кулачка)

          Вышли пальцы  танцевать:

                                         (свободное движение ладошками)

          Большой пустился в пляс

                             (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга)

          Указательный -в припляс

                                    (подушечки пальцев касаются друг друга)

          Средний пальчик – поклонился

                                     (средние пальцы сгибаются и выпрямляются)

          Безымянный -  притаился

                                     (безымянные пальчики прячутся в ладошке)

          А мизинец, удалец!

          Цепь сомкнул, как молодец!

          Как же дальше танцевать?

                                   (тянут сцепленные пальчики в разные стороны и разорвать связь в конце фразы).

2-й этап:

Изготовление новой работы. На этом этапе каждый ученик выбирает себе тему для новой работы, подбирает эскизы, идёт развитие образного мышления, создаются условия для самореализации и самовыражения каждого учащегося, отрабатываются знания, умения, навыки, аккуратность.

4. Заключительный этап. 

Подведение итогов занятия имеет большое воспитательное значение. Оценка должна носить объективный характер. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных изделий. Это устраивается как мини-выставка работ и происходит коллективное обсуждение, где учащееся сами дают оценку своим работам – развивается умение видеть красоту и многообразие природных форм, креативность, образное видение.

Список литературы:

  1. Сборник авторских программ дополнительного образования детей.-М.: Народное образование, 2002.-311с.
  2. Солёное тесто. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 224с., ил. – (Лакомка).
  3. Хананова И.Н. солёное тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся...

Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"

Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...


 

Комментарии

Селичева Татьяна Владимировна

Публичное представление
Собственного инновационного педагогического опыта
Селичевой Татьяны Владимировны,
учителя изобразительного искусства
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №39 г. О. Саранск

Тема над которой я работаю: «Народное декоративно-прикладное искусство, как средство формирования творческого мышления учащихся»
В данном учреждении я работаю с 2004 года, общий стаж, 13 лет и 9 месяцев, педагогический стаж 4 года.
Обоснование актуальности опыта.

Развитие и становление творческой личности трудно представить без участия искусства, а роль декоративно – прикладного искусства переоценить невозможно. Оно раскрывает творческий потенциал, развивает интеллект, благотворно влияет на ребёнка, его личность, а так же знакомит с историей народа, его традициями.
Такой урок будет являться незаменимой формой приобщения к народно декоративно – прикладному искусству учащихся, особенно если использовать методы искусства. Ознакомление учащихся с декоративно – прикладным искусством помогает увидеть традиции каждого вида, вызывает желание в создании композиции, развивает творческие способности. Народное декоративно – прикладное искусство формирует мыслительные операции, анализ и синтез, сравнение и обобщение. Почву для развития математических представлений дают материалы присутствующие в декоративных росписях, узорах, которые наблюдаются в народных промыслах. Ведь там соблюдается симметрия, соразмерность, ритм определённых элементов, узоров. Когда ученик созерцает подлинные предметы декоративно – прикладного искусства, у него создаётся и формируется грамотная речь, навыки грамотного описания увиденного, он может с лёгкостью рассказать о создании этого изделия. Когда у учащихся происходит ознакомление с народным декоративно- прикладным искусством то прививаются такие качества как – желание доводить начатое дело до конца, стремиться преодолевать трудности, целенаправленно учиться.
Самый действенный инструмент в руках учителя, это методы художественной педагогики, которые являются действенным инструментом в руках учителя.
Таким образом, формирование творческого мышления у учащихся с помощью народного декоративно – прикладного искусства – актуальная проблема, так как эти способы действия направляются на развитие у школьников познавательного интереса и формируют потребность в общении с народным декоративно – прикладным искусством. Что по себе влияет не только на результативность обучения детей, но и на развития личности.

Формирование основной идеи опыта, условия возникновения.

Основной идеей опыта является поиск наиболее эффективных методов, приёмов и форм организации педагогического процесса. Хорошо выстроенная драматургия урока, способствует созданию и развитию эмоциональной атмосферы на уроке. Ведь эмоциональная педагогическая драматургия – это идеальная модель урока, который организован по всем законам искусства. Такой урок включает в себя следующие элементы: завязка, постановка проблемы, кульминационный момент и эпилог. Этот метод при использовании устраняет обыденный процесс обучения, позволяя сделать при этом урок более интересным, увлекательным. Главная роль в восприятии отводится наблюдению, более детальному просмотру. В процессе наблюдения акцентируется внимание на формах, использовании изобразительных элементов с содержательной нагрузкой, в различных вариациях традиционных мотивов, декоре цвета, выразительной возможности используемых материалов и цельности всех связующих элементов художественного образа. Воображение, мышление и память включается в активный процесс наблюдения. При проведении урока изобразительного искусства, немаловажное значение имеет использование подлинных произведений народного искусства. Благодаря присутствию на уроке подлинников, создаётся возможность организации эмоциональной среды, которая благоприятна для восприятия.
Теоретическая база опыта.

Почему занятия традиционными промыслами помогают развитию у учащихся таких качеств как, образное и пространственное мышление, эстетическое восприятие и самое главное наблюдательность? Потому что, народные умельцы, мастера имели крестьянское происхождение, и их жизнь была тесно связана с природой. Наши предки всегда были очень наблюдательны, а все наблюдения за миром животных и растений, а также наблюдения за неживой природой переносили на свои произведения искусства, будь то рисование, плетение, вырезание или другие виды творчества. Если приобщать учеников к декоративно – прикладному искусству, особенно важно использовать индивидуальные и коллективные формы работы. Индивидуальная работа легко позволит заметить творческие возможности ребёнка, его художественные вкусы и предпочтения, способность к стилизации и обобщению. Коллективные работы развивают навыки совместной деятельности, помогают реализовывать масштабные работы, в процессе выполнения которых возникают межличностные отношения. Также коллективные работы развивают у учащихся умения объединяться, действовать сообща, учитывать интересы друг друга, и конечно помогать другим. Народное декоративно – прикладное творчество представляет собой контрастный рисунок, яркие краски, привязка к растительному, животному и геометрическому орнаменту. Знакомство и приобщение учеников к народному искусству учит видеть красоту в окружающих предметах, даёт возможность иметь представление о своем народе, о добре, красоте, богатстве родного края…
На сегодняшний день наметился большой интерес к проблеме воспитательного действия декоративно – прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности.
Педагогический потенциал народного декоративно – прикладного искусства изучали И. Я. Богуславская, Е.Н. Губанова, Н. Н. Ростовцев. И.Я Богуславская, говоря о необходимости приобщения учащихся к народному искусству, отмечает, что характерные особенности произведений народного прикладного искусства созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. По убеждению Н. Н. Ростовцева, занятия декоративным рисованием служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, развития эстетических чувств, привлечения их к общественно полезной работе. По мнению Д.А. Давалевой, наряду с воспитательными возможностями декоративно-прикладного искусства, приобщение к ценностям декоративного искусства «создает благоприятный климат для развития восприятия и понимания художественных качеств произведений, языка художественной формы, видения средств художественной выразительности». Автор подчеркивает, что «активное включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс побуждает к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условие для развития художественного вкуса».
Изучая основы народного декоративно-прикладного искусства, и в особенности искусства своего региона в художественном образовании, нужно иметь в виду, что это – довольно сложный, многоступенчатый процесс, требующий разграниченного подхода.

Грамотное внедрение этого процесса поможет при решении таких задач, как развитие осознания индивидуальности и самобытности местной культуры; формирование представления об общечеловеческих ценностях, развитие творческих способностей на основе региональных художественных традиций. Следовательно, приобщение к декоративно-прикладному искусству должно включать восприятие произведений мастеров декоративного искусства, направленное на постижение его языка и средств художественной выразительности; организацию практической художественной деятельности, позволяющей усвоить единство материала, формы и декора в произведении декоративного искусства и технологию его создания.
Технология опыта.
Система педагогических действий, содержание, методы,
приёмы воспитания и обучения.
Приобщение учащихся к творчеству — верный путь развитие в человеке нравственности и культуры. На своих занятиях я учу детей постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Как тут не вспомнить высказывания В.А. Сухомлинского: « Ум ребенка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша».
Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в согласии с общечеловеческой культурой, а не вне его. На занятиях я приобщаю учащихся к культурному наследию, воспитываю нравственные и эстетические качества личности через народное декоративно – прикладное искусство, народные мотивы, декоративно-прикладное творчество.
Цели нравственно - эстетического воспитания определяются по-разному, а я их определяю для себя в следующем, это
• раскрытие, развитие, реализация творческих способностей учащихся,
• формирование нравственно – эстетической, социально компетентной личности.
Занятия рассчитаны на решение таких задач:
Образовательные задачи:
Для всей системы образования задачей номер один становится воспитание духовно-нравственной культуры. Планируя свои занятия, я ставлю задачу расширять и углублять знания и представления учащихся о национальной культуре.
1. Знакомство учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
2. Обучение владения различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
3. Обучение технологиям разных видов рукоделия: работа с солёным тестом, глиной, аппликация из бисера, техника квиллинг, лоскутная техника, роспись посуды.
4. Формирование умения самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие задачи:
1. Создания условия для развития личности каждого учащегося, раскрытия его способностей и потенциала к творчеству;
2. Развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимательности и концентрации.
3. Развитие глазомера, выработка моторики рук.
Воспитательные задачи:
1. Формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству;
2. Воспитание уважения к народным культурным ценностям;
3. Воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма, ответственности.
Результативность опыта.
Занятия декоративно — прикладным искусством способствуют формированию эстетического вкуса у учащихся, художественного мышления, знакомят с произведениями народного искусства, а также дают все необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
В своем опыте работы я использую различные методы и приемы, которые должны способствовать созданию и сохранению атмосферы творчества, познания, служить осознанию ценности и неповторимости национальной культуры. Ведь осваивая народные промыслы, учащиеся в первую очередь учатся самовыражаться.
Успехи и достижения в декоративно прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Перед новым видом деятельности происходит
преодоление барьера нерешительности и робости. Воспитывается быстрая готовность к проявлению творчества в любом виде труда. В течение учебного года учащиеся имеют возможность продемонстрировать изготовленные изделия на тематических выставках, принять участие во Всероссийских творческих конкурсах. В процессе занятий декоративной прикладной работой последовательно и целенаправленно у учащихся формируется чувство композиции, развивается чувство единства выразительности, ведётся как бы диалог с миром. В настоящее время современная педагогическая деятельность предъявляет новые требования к воспитанию детей — воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребности и интересы ребенка, стремиться понять его внутренний мир.
Развивая у учащихся интерес к изобразительной деятельности, я очень внимательна к каждому ребёнку, всегда поддерживаю стремления хорошо выполнить свою работу и объективно оцениваю все старания. На занятиях решаю познавательные, обучающие и творческие задачи, направляю свои усилия на понимание и осознание детьми прекрасного, пробуждение потребности творить, пробуждение потребности коллективного творческого труда. Для наиболее лучшей реализации этих задач создаю презентации, использую все возможности интернет — ресурсов.
Одной из ведущих задач декоративно-прикладного искусства — это творческое развитие личности ребёнка. Особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии учащегося. В каждом задании и на каждом занятии учащимся даётся возможность проявить свою фантазию, привнести в работу собственных индивидуальных образов. Очень важно “расковать” детей, высвободить их творческую энергию.

Для организаций выставок работ учащихся, я систематизирую интересные находки в процессе деятельности учащихся на занятиях.
Результат этого процесса состоит в том, что учащиеся проходят путь от незнания к знанию, от неумения к умению. Обучение только в том случае будет успешным, если знания и умения усваиваются в строгой последовательности, в порядке возрастающей трудности.
Одна из особенностей занятий народным декоративно-прикладным искусством является то, что для выполнения задания требуется длительное время. И чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, очень важно подводить итоги работы ежедневно, повышая этим результативность работы путем подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий в конце занятия. Только в этом случае учащиеся видят результаты своего труда, что является стимулом для дальнейшей плодотворной работы. Наглядно ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, учащиеся работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения работ нередко возникают обсуждения, диалоги в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы учащихся, развивается их творческое мышление и речь.
В конце учебного года я устраиваю отчетную итоговую выставку работ учащихся. Грамотная организация и проведение выставки становится одной из эффективных форм морального поощрения учащихся. Наряду с итоговой выставкой творческих работ проводится конкурс на лучшее изделие, выделяются и отмечаются наиболее удавшиеся работы.

Итак, подведём итог. Народное декоративно – прикладное искусство является одним из важных факторов развития личности. Благодаря общению с народным искусством у учащегося происходит обогащение души, прививается любовь к родному краю, развивается эстетическое и духовно – нравственное отношение к действительности.
«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и занятие, и развитие разносторонних интересов детей вне занятия …». В. А. Сухомлинский.
Список литературы:
1. Богуславская, И. Я. Русское народное искусство [Текст] / И.Я. Богуславская. – Л.: Советский художник, 1968. – 160 с.

2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С. И. Гессен / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

3. Давалева, Д.А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства [Текст] / Д.А. Давалева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. II. – С. 80.

4. Максяшин А.С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание [Текст]: учебное пособие / А.С. Максяшин. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. – 44 с.

5. Неменский, Б. М. Искусство. Культура. Образование [Текст]: цикл бесед / Б. М. Неменский. – М.: Центр ХКО, 1993. – С. 23.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – 22-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с.

7. Педагогика искусства – [Электронный ресурс]: электронный научный журнал учреждений российской академии образования «Институт художественного образования». – Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения 12.10.2016).

8. Рондели, Л. Д. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л. Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 143 с.

9. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998 . – 250 с.

Занятие по декоративно-прикладному творчеству. Тема "Плоскостное панно"
План учебного занятия
Продолжительность: 90 мин.
Тема программы: Тестопластика. 1-й г. о., 44 часа.
Тема занятия: «Плоскостное панно».
Цель занятия: Формирование навыков работы у учащихся в изготовлении изделий из теста. Развитие интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи занятия:
• Сформировать знания и умения в области технического труда;
• Создавать обстановку для творческого общения и сотрудничества;
• Создавать условия для правильных взаимоотношений учащихся на основе взаимной творческой деятельности;
• В процессе работы развивать у учащихся образное мышление, фантазию.
• В ходе занятия развивать аккуратность, умение видеть красоту и многообразие природных форм.
Методическая цель: Отработка методики подготовки и проведения занятий с применением методов активного обучения, работа в малых группах.
Материально-дидактическое оснащение:
• наглядные пособия – панно из теста «Подсолнухи», «Деревня», эскизы панно;
• учебное пособие – книги «Солёное тесто»;
• инвентарь: подкладные дощечки, формы, трафареты, пластиковые ножи, вилки, ложки.
Межпредметные связи: Цитата Дж. Родари, загадки.
Ход занятия
Структурные элементы занятия Время прохождения этапа Методические особенности, краткие указания по проведению занятия Примечания
1. Организационный момент. 1 мин. Приветствие, проверка готовности к занятию

2. Настрой учащихся на работу. 3 мин. Сообщение темы, цели занятия, плана работы, создание положительной мотивации.
3. Закрепление знаний по выполнению изделий из теста. 80 мин. Закрепление знаний проходит в виде ответов на вопросы. Опрос проходит в форме игры «Умники и умницы» - 5 мин.
1-й этап: раскрашивание предыдущей работы.
Физ. минутка.
2-й этап: изготовление новой работы.
4. заключительный этап. 6 мин. Подведение итогов занятия. Выставка работ и коллективное обсуждение.

1. Организационный этап.
• Приветствие учащихся
2. Настрой учащихся на работу.
• Сообщение темы, цели занятия, плана работы.
• создание положительной мотивации
3. Закрепление знаний по выполнению изделий из теста.
Закрепление знаний проходит в виде ответов учащихся на вопросы. Воспроизведение опорных знаний проходит в форме игры «Умники и умницы»:
На доске крепится макет «древа знаний» - на нём яблоки. На обратной стороне каждого яблока написан вопрос. Ученик выбирает яблоко и отвечает на вопрос. За правильный ответ участник получает жетон. За каждый жетон – приз.

Вопросы:
1. что входит в состав теста?
Вода сахар крахмал
Молоко соль мука
2. чем раскрашивается тесто?
Краски щётка
Чернила кисточка
Тушь поролон
3. когда раскрашиваем изделие до высыхания или после?
После высыхания
4. способы сушки теста?
На воздухе в духовке
На батарее на сковороде

5. рецепт приготовления теста?
2 ст. муки, 1 ст. соли, 0, 25 ст. воды
6. способ приготовления теста?
Соль смешать с мукой и добавить воду.
Замесить тесто до однородной массы.

7.что можно изготовить из теста?
Подсвечник, панно, картину, рамку и т.д.
8. приспособления для изготовления поделок из теста?
Подкладные дощечки, нож, вилка, скалка,
Линейка, трафарет и т.д.
9. какая берётся соль для приготовления теста?
Мелкая.
10. что должно напоминать тесто?
Мягкий пластилин.

Далее занятие походит в два этапа:
1-й этап:
Раскрашивание предыдущей работы. Перед раскрашиванием работы идёт обсуждение цветового решения – ребята концентрируют своё внимание на сочетании цвета и развивают эстетический вкус.
Физ. минутка
Упражнение для глаз – быстро поморгать в течение 30 сек.
Зарядка для пальцев рук: «Вышли пальцы танцевать».
Раз, два, три, четыре, пять
(выбросить пальчики из кулачка)
Вышли пальцы танцевать:
(свободное движение ладошками)
Большой пустился в пляс
(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга)
Указательный -в припляс
(подушечки пальцев касаются друг друга)
Средний пальчик – поклонился
(средние пальцы сгибаются и выпрямляются)
Безымянный - притаился
(безымянные пальчики прячутся в ладошке)
А мизинец, удалец!
Цепь сомкнул, как молодец!
Как же дальше танцевать?
(тянут сцепленные пальчики в разные стороны и разорвать связь в конце фразы).

2-й этап:
Изготовление новой работы. На этом этапе каждый ученик выбирает себе тему для новой работы, подбирает эскизы, идёт развитие образного мышления, создаются условия для самореализации и самовыражения каждого учащегося, отрабатываются знания, умения, навыки, аккуратность.
4. Заключительный этап.
Подведение итогов занятия имеет большое воспитательное значение. Оценка должна носить объективный характер. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных изделий. Это устраивается как мини-выставка работ и происходит коллективное обсуждение, где учащееся сами дают оценку своим работам – развивается умение видеть красоту и многообразие природных форм, креативность, образное видение.
Список литературы:
1. Сборник авторских программ дополнительного образования детей.-М.: Народное образование, 2002.-311с.
2. Солёное тесто. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 224с., ил. – (Лакомка).
3. Хананова И.Н. солёное тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).