Применение модели «Перевернутый класс» в условиях смешанного обучения с целью повышения качества подготовки по предмету «Изобразительное искусство»
статья по изобразительному искусству (изо)

Пашигорева Лада Васильевна

Представлен опыт использования дистанционных технологий обучения изобразительному искусству в формате смешанного обучения в рамках проекта «Проектирование моделей смешанного обучения, включающих применение дистанционных образовательных технологий, для обучения в общеобразовательных организациях».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пашигорева Лада Васильевна

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района Волгограда»

Аннотация: Представлен опыт использования дистанционных технологий обучения изобразительному искусству в формате смешанного обучения в рамках проекта «Проектирование моделей смешанного обучения, включающих применение дистанционных образовательных технологий, для обучения в общеобразовательных организациях».


Создание современной информационно-образовательной среды предполагает  использование разнообразных форм обучения, в том числе и дистанционных. Это позволяет выстроить гибкую образовательную траекторию, учитывающую потребности и возможности учащихся, их индивидуальные особенности. При использовании и комбинировании разных форм обучения нужно учитывать также и особенности преподаваемого предмета. Так, например, освоение предмета «изобразительное искусство» невозможно без постоянной практической работы, выполнения творческих заданий, овладения определенными техническими навыками, а потому переход на полностью дистанционное обучение был бы нецелесообразен. Но использование форм дистанционного обучения открывает перед учителем изобразительного искусства и его учениками новые возможности.  

Наш опыт применения дистанционных технологий при обучении изобразительному искусству показал, что наиболее рациональным и продуктивным для данного учебного предмета является формат смешанного обучения, позволяющий использовать сильные стороны очной и заочной технологии. Выполнение творческих практических работ наиболее успешно для большинства детей происходит при очной форме занятий, при возможности обратиться за советом и помощью к учителю в любой момент работы над заданием. К тому же выполнение работы в классе исключает возможность использования чужого рисунка, найденного в Интернете, как могло бы быть при дистанционной отправке работы. Так что несамостоятельность выполнения работы ребенком в данном случае исключается. А использование дистанционных технологий дает возможность ученику осваивать теоретические основы в удобном для него темпе, делает материал доступным для изучения и повторения в любое время.

В рамках проекта «Проектирование моделей смешанного обучения, включающих применение дистанционных образовательных технологий, для обучения в общеобразовательных организациях» была опробована модель «Перевернутый класс». Суть данной модели состоит в том, что изучение теоретических основ новой темы переносится из класса в домашние условия, а практическое задание выполняется в классе, после самостоятельного изучения детьми материалов темы.

При работе с учащимися использовались разработанные мной дистанционные курсы «Натюрморт в изобразительном искусстве, 6 класс» и «Изображение фигуры человека в изобразительном искусстве, 7 класс». Оба курса размещены на образовательном портале нашего лицея http://do-liseum9.ru и доступны для ознакомления в гостевом режиме.

Курсы делятся на модули, каждый из которых включает в себя материалы отдельного урока, представленные в форме электронных презентаций, видеороликов, текстовых заметок, электронных учебников. Используемые ресурсы сочетают в себе информативность и наглядность, доступно излагают материал для самостоятельного изучения. Использовано много авторских материалов, разработанных мной специально для данных дистанционных курсов. Ознакомление с теоретическим материалом учащиеся осуществляли дома, при подготовке к уроку. Для проверки освоения материала и актуализации знаний в начале урока, перед выполнением практической работы,  давались тестовые вопросы, проводилось обсуждение изученного материала. После этого давалось творческое задание.

Такая модель обучения позволяет высвободить время для совместного обсуждения теоретического материала, разбора сложных моментов, а также дает больше времени для выполнения самой творческой работы.

Безусловно, использование модели «Перевернутый класс» требует от учащихся определенной степени самодисциплины. Но и на традиционном уроке успехи ученика также зависят от этих его личностных качеств. Конечно, были такие ученики, которые в начале нашего эксперимента могли не подготовиться к уроку.   Но, убедившись, что успешное выполнение задания невозможно без изучения необходимого теоретического материала, дети, как правило, добросовестно относятся к предварительной подготовке по заданной теме. К тому же учитель имеет возможность проконтролировать изучение теоретического материала учениками. На образовательном портале имеются удобные инструменты контроля, и всегда можно увидеть, кто и сколько раз просматривал контент.

         Изучая материалы, представленные в дистанционном курсе, дети могут также заранее ознакомиться с вариантами творческих заданий по теме урока и образцами работ, могут даже подготовить наброски и эскизы для творческой композиции. В контент курса включены материалы, пошагово демонстрирующие алгоритм выполнения некоторых практических работ. Дистанционный курс предусматривает и обратную связь, так что ученик может при необходимости задать вопрос учителю, не дожидаясь урока. К тому же дистанционный курс позволяет оперативно добавлять и обновлять материал, если это потребуется.  

Ученики и их родители с энтузиазмом восприняли использование дистанционных технологий и формата смешанного обучения. Из отзывов детей: «Можно несколько раз посмотреть презентацию или ролик, пока мне все не станет понятно, и на уроке я все успеваю сделать», «Я теперь не волнуюсь, что не успею на уроке во всем разобраться и хорошо выполнить рисунок». Из отзывов родителей: «Мы не всегда можем помочь нашим детям разобраться с их заданиями. Поэтому хорошо, что у детей есть возможность посмотреть материалы дистанционного курса, когда это нужно».

Благодаря использованию модели «Перевернутый класс» стало меньше учеников, не успевающих завершить работу на уроке. Качество работ повысилось, так как образовался временной ресурс для детализации и эстетичного оформления рисунков.

Применение модели «Перевернутый класс» показало хорошие результаты как средство индивидуализации обучения предмету «изобразительное искусство» и повышения качества подготовки по предмету, а также как средство совершенствования навыков применения современных информационных технологий и развития у детей таких личностных качеств, как самодисциплина, ответственность, умение планировать свою работу.

Список литературы:

  1. Соколова Н. Ф. Применение современных компьютерных технологий для организации самостоятельной работы обучаемых // Сборник: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты материалы III Международной научно-практической конференции. 2015.
  2. Соколова Н.Ф. Дистанционный курс «Создание и сопровождение дистанционных курсов на платформе MOODLE», Волгоград, 2016.
  3. Голомазова Н.П., Соколова Н.Ф.  Особенности контента дистанционных курсов и организация обучения учащихся начальной школы с применением дистанционных образовательных технологий // Современная педагогика. 2014. № 11 (24).
  4. Царегородцева С. В России начали использовать технологию смешанного обучения // Учительская газета – 27.06.2013г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Использование технологии педагогических мастерских в целях повышения качества образования по предметам гуманитарного цикла

Статья содержит материал об одной из самых востребованных активных педагогических технологий....

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью  повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС....

статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках изобразительного искусства»

Самым важным стратегическим направлением модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для стан...

«Использование инновационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний по предмету».

Цель самообразования: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы. Чтобы поставленная цель...