Открытый урок "Гармония жилья с природой"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Авдеева Елена Ивановна

План- прорведение урока. Презентация "Деревня" .Игра построй улицу по одноточечной перспективе. Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_urok_garmoniya_zhilya_s_prirodoy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 4-м классе: "Гармония с природой. Деревня — деревянный мир"

Авдеева Елена Ивановна учитель изобразительного искусства

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Приобщение к истокам  родного искусства.
  • Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
  • Развитие творческих способностей в создании художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с традиционным образом русской  деревни, конструкцией дома.
  • Научить изображать образ избы.
  • Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.

Оборудование:  иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.

План урока:

I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний:

Как я люблю свои березы,

Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатной, душистой.

С цветами скромными ковер.

Люблю я мирные картины

Своих полей, своих лесов,

Люблю мычание скотины,

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем,

Люблю я эту красоту.

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту!

М. ЧЕХОВ. « В деревне»

 -Ребята, как вы  думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов?

- Правильно в деревне. И сегодня мы будем говорить на уроке о том, как строились деревни.

 Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах  с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира.  Эти поселения были близки природе, украшали её. 
Но человек может портить природу,  и этому много примеров.  Пригороды застроены разными постройками с огородными участками,  не соответствующими эстетическим критериям.  В старину деревни имели определённый строй, и несли  опыт вековых традиций.

Игра создай деревню, необходимо помнить. Что дома на переднем плане выше и крупнее, как и деревья. Работаем парами. (одноточечная перспектива)

III. Введение в тему:  «Образ традиционного русского дома»

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой  русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором. Избы строились в один ряд «лицами» (окнами) на улицу отсюда и слово улица, а дворами к реке. Центром села всегда была церковь.

Изба  - произошло  от слова истьба, истопа, помещение где есть тепло, печь.

Конек – Чело-крыша, причелины две доски от конька до края крыши, полотенце, которое выходило из причелин, лобовая доска, клеть, подклет      (подпол). Сруб, венец.

IV. Практическая часть

Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало  много типов изб:  амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).

Задание: Работа над образом традиционного  русского дома – избы.

Показ  приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки  с пробелами  изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать  характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью.  В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

V. Итог

Рефлексия, вернисаж.

VI. Задание: Подготовка художественных принадлежностей.
1. Вводная беседа.

Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.

Богата лесами наша земля,

И лес в ней и строен, и ровен.

Когда-то и стены, и башни Кремля,

И те собирали из бревен.

Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

А как же называлось такое жилище? ( Изба ) (Слайд 1)

Какой смысл в древности вкладывали в это слово? ( Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)

Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень ровно я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Что за дерево догадались? (Сосна)

Сосна была основным материалом для строительства.

А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)

Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.

Из бревен рубили избу мужики,

Один лишь помощник-топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)

А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? ( Плотник)

А гвозди у плотников в старину были? (Нет)

А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб. (Слайд 2)

Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. (Слайд 3, 4)

Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху) (Слайд 5)

Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник) (Слайд 6)

Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы? ( Резьбой) (Слайд 7)

Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску)

Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой)

Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? ( Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)

Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.

Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь) (Слайд 8)

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? ( От природы, передавали из поколения в поколение)

2.Инструктаж.

Надеюсь, и вы будете работать с вдохновением. Ваша работа будет состоять из следующих этапов:

1 Проектирование.

На этом этапе вы в каждой группе выбираете «главного мастера», который будет следить за ходом работы, и помогать другим. Затем распределяете в группе, кто какой элемент будет изготавливать, и берете соответственно названию нужный конверт. (Конверты подписаны)

2 Подготовка деталей.

Используя содержимое  конверта, каждый изготавливает свой элемент.

Из какого материала лучше всего изготовить элементы построек, чтобы передать характерные особенности дерева?

3 Декорирование.

Готовые элементы панно украшаете деталями наличников, коньков, причелин и т. д.

Из какого материала изготовите детали декора?

Каким способом их удобнее изготовить?

Используем в работе клей и ножницы. Напомните правила безопасного труда.

4 Сборка панно.

Располагаете готовые элементы на заранее подготовленных вами плакатах с изображением пейзажа. Здесь ваша задача – составить композицию с передачей пространства, перспективы. (Слайд 9)

3.Игра «Перспектива».

 Используя элементы, попробуйте правильно расположить все детали на листе, вспомните правила передачи перспективы. (Учащиеся по одному  выходят к доске и прикрепляют элементы построек на плакате с изображением пейзажа. Далее перечисляют правила: дома не должны загораживать один другой, то, что дальше - по размеру меньше и располагается на листе выше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже)

Когда распределите основные элементы на панно, дополните его элементами пейзажа. (силуэты деревьев, облака и т. д.)

Закончив сборку, дайте название своей деревне.

III Физ. минутка.

Чтобы работа спорилась в руках, давайте подготовим их к работе.

Нужно ставить новый дом,

Всех работать мы зовем.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьем,

И готов наш новый дом!

А сейчас приступаем к работе.

IV Самостоятельная работа учащихся в соответствии с планом-памяткой.

Вашу работу будет сопровождать народная музыка. (Звучит фоном музыка)

За 7 минут до звонка начинаем сборку панно.

V Анализ работ.( За 2 минуты до звонка)

Группы по очереди представляют свои работы.

Правильно ли составлена композиция?

На сколько удачно декорированы элементы построек?

Выставление оценок.

VI Итог.

Мы с вами построили удивительные деревни. А сейчас возвращаемся обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового интересного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Гармония жилья с природой. Деревня -деревянный мир."

Презентация к уроку  "Гармония жилья с природой. Деревня - деревянний мир" 4 класс. По программе Б.М. Неменского...

Открытый урок на тему : «Природа осенью»

  Цели урока:  1. Вспомнить слова и словосочетания, обозначающие приветствие, прощание, времена года, её состояние и признаки  .2.  Познакомить с новыми словами и грамматическими конструкциями.3. Разв...

Открытое окно в мир природы

Jan van Kessel the Elder (1626-1679) - голландский художник из знаменитой семьи художников Брейгель - внук Яна Брейгеля.В значительной степени продолжал традиции семьи в живописи: создавал натюрморты,...

Урок изобразительного искусства. Гармония жилья и природы. Казахская юрта. 4 класс

Данный урок помогает детям освоить технику бумагопластики и знакомит с конструкцией юрты. Цели: образовательная -  знакомство с культурными и природными особенностями Казахстана, обычаями ка...

Открытое занятие "Вода - краса природы"

Внеклассное открытое занятие проведено с учащимися 8 класса коррекционной школы-интерната. Были предложены доступные формы выполнения заданий учениками....

Открытый урок "Поэма русской природы - Храмы Покрова"

Открытый урок "Поэма русской природы - Храмы Покрова" проведён в рамках I Межрегиональной научно-практической конференции "Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждени...

Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)

Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...