Урок изобразительного искусства во 2 кл "Борьба теплого и холодного. Костер"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Петрашова Светлана Викторовна

Данный материал будет интересен учителям изобразительного искусства. Материалы включают: технологическую карта и презентацию к уроку во 2 классе "Борьба теплого и холодного. Костер на фоне ночного неба"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Теплые и холодные цвета

Слайд 3

цветовой круг Теплые и холодные цвета

Слайд 5

Мартирос Сарьян «Ереванские цветы»

Слайд 7

Примеры работ

Слайд 9

Примеры работ в технике «Пуантилизм»



Предварительный просмотр:

технологическая карта урока изобразительного искусства

 Тема урока: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цель урока:создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

 Тип урока: урок смешанного типа

Планируемые результаты:

 предметные

метапредметные

личностные

Сформировать умение дифференцировать и обобщать знания о группах цветов : основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;

сформировать представление о стиле живописи "пуантилизм"; упражнять в приемах смешивания красок на палитре

Познавательные:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения её результата;    

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);  

Оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

оформлять диалогическое высказывание;

описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач;

 выражать  положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Материалы (для учеников):   бумага, кисти, гуашь, вода, палитра

Зрительный ряд: презентация PowerPoint, рисунки детей, рисунок учителя

Структурные компоненты урока

Деятельность учителя и формулировка заданий

Планируемые результаты, достигаемые на уроке

Планируемые способы и критерии оценивания

Организацион-ный момент

Проверка готовности к уроку и организация рабочих мест

Закончилась большая перемена,
И снова прозвенел звонок.
Сейчас начнется в нашем классе
Изобразительный урок.

Надеюсь все у вас в порядке:
Краски, кисточки, альбом.
И вы готовы все, ребятки.
Тихо сядем и начнем.

предметные

метапредметные

Оценочные суждения

 

Дети проверяют готовность материалов и инструментов к уроку.

Мотивацион-ный этап

Ребята у нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие.

Любите ли вы путешествовать? А  что бы вы взяли с собой в путешествие по стране красок?

А я бы взяла с собой верного друга и заряд хорошего настроения.Пусть урок принесёт нам радость общения и наполнит сердца добрыми чувствами. Подарите друг другу улыбки.

Настраиваются на эмоциональное настроение урока, которое создает учитель.

Проблемно- мотивационный

Определение поля «незнания»-подводящая беседа

 Итак: наш путь лежит в страну красок, но чтобы попасть туда нужно кое-что знать про краски.

Слово учителя: «Посмотрите на «Цветовой круг». что вы знаете уже о красках?

Какие цвета находятся в середине круга.Вспомните ,какие цвета называются основными; составными?Где расположены составные цвета? Почему они так называются?

  А куда отнести зеленый цвет?

Каких красок здесь нет?

 Как они называются? (ахроматические)

 А где в природе можно встретить сочетание теплых и холодных красок?

 А хотите сегодня порисовать всеми красками?

Определим цели и задачи урока:

Что  бы вы хотели узнать? научиться на уроке?

Художники знают, что если рядом расположить цвета из разных групп, то они будут смотреться более звонко, ярко.

Работа по картине Мартирос Сарьян "Ереванские цветы"

Свежий, сочный колорит этих портретов, построенный на контрастных цветах, придает раскрытым в них образам полнокровную, живую красоту.

А вот детские рисунки.

Посмотрите как живо и  ярко  нарисовали дети костер, здесь огонь борется с холодной ночью, как будто теплые краски  ведут борьбу с холодными.

Я предлагаю вам сегодня тоже попробовать изобразить костер в ночи используя "теплые" и "холодные" цвета.

Педпоказ

Показ этапов педагогического рисунка

Привлекается внимание детей на технику исполнения рисунка. костер выполняется длинными мазками  теплых красок, а небо точками в стиле "пуантилизма"

 Демонстрация примеров картин в стиле пуантилизма

Автором  этого метода, считается французский живописец Жордж-Пьер Сёра (1859-1891).

В поиске своего стиля в искусстве Сёра основал свою технику живописи на теории цвета и оптики. Его предположение, что смешивание различных ярких цветов, на сетчатке нашего глаза, даст «живое» изображение, подтвердилось.

          Метод основан на свойстве зрения человека, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета.  Например, смешение чистых основных цветов — красного, зеленого и синего, в определенном соотношении, дает белый цвет, смешивая их в разных пропорциях, можно воспроизвести любой воспринимаемый человеком цвет. Смешение этих трех цветов и пар дополнительных цветов (красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым), воспринимается ярче, чем механическая смесь пигментов. Поэтому, метод  характеризуется отказом от механического смешения красок ради оптического эффекта.

        Такие картины воспринимаются зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде, при этом происходит ощущение переливов воздушной среды, вибрации воздуха.

Кто повторит этапы изображения?

Вспоминают изученный материал, определяют что знают и не знают

 Узнают о группе ахроматических цветов.

  учатся анализировать произведения искусства и средства выразительности в нем, выявлять общее.

 

  делают выводы о контрастных цветах

Учатся выполнять рисунок костра в двух техниках.

Знакомятся со стилем в живописи "Пуантилизм"

Строят высказывания

Определяют цели урока, ставят перед собой задачи

Строят  суждения об увиденном,

учатся высказывать свою точку зрения и доказывать ее

Запоминают, повторяют.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Указания к началу работы

Демонстрация детских работ.

 Физминутка

Ваша задача выполнить изображение костра на фоне ночного неба, показав борьбу теплого и холодного.

Принимают учебную задачу

Практическая работа

Учитель организует практическую художественную деятельность учащихся, определяя основные цели и этапы этой работы.

Базовый уровень: рисуют  разметки костра карандашом.

Продвинутый уровень: рисуют сразу красками без предварительной разметки.

Самостоятельная работа. Самоконтроль.

Выполняют работу по плану

Учащиеся задают вопросы на понимание, или не понимание;

Рефлексивно-аналитический этап

Давайте определим критерии оценивания работы.

1. Использование теплых и холодных цветов;

2. Применение двух техник рисования;

3. Аккуратность

Анализ и оценка детских работ.

Поставьте оценку сами себе.

 Что нового узнали нам уроке?

 Чему удивились?

«У вас на партах бумажные полоски: Красного, зеленого и синего цвета. Кто считает, что справился с поставленной задачей на уроке на отлично, может поднять  красную полоску. Если вы считаете, что не все получилось и были небольшие ошибки ,то поднимите полоску зеленого цвета»

«Спасибо за урок. Мне приятно, что он вам понравился. Дежурные остаются убрать воду, подровнять парты.  До свидания»

Строят суждения

Оценивают правильность выполнения действия других учащихся, аргументируют свою оценку.

Оценивают свою деятельность в том числе и в эмоциональном плане

Этапы урока

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

Первый этап-Организационный момент

Цели и задачи

  • Эмоциональный настрой учащихся на работу
  • Создание благоприятной рабочей обстановки в классе
  • Вовлечение всех учащихся в учебный процесс

Второй этап-Целеполагание

Цели и задачи

  • Определение темы урока; целей  и задач урока
  • Мотивация учащихся

Эмоциональный настрой на урок.-беседа-диалог

Учитель:

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём –

В страну красок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

На уроке не зевай!

Дети настраиваются на эмоциональное настроение урока, которое создает учитель.

Дети вспоминают изученный материал,определяют что знают и не знают

работая в группе.

Дети  ставят  цели и задачиурока

Предполагаемые ответы:

«Я сегодня узнаю,  какие цвета называются теплыми и холодными, буду учиться получать их, используя палитру.»

Учатся настраиваться  на одну «эмоциональную волну» с учителем

Формирование коммуникативных умений ,дети учатся работать в группе

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

Третийэтап-основная часть урока

Цель и задачи этапа

Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний и умений.

Физкультминутка

Практическая работа:

работа с учебно-методической таблицей «Поэтапное рисование рыбок  в теплой и холодной цветовой гамме»,  

показ педагогического рисунка на доске, определение критериев оценки,

творческая работа учеников

Учитель переходит к теме урока.Организует игровую ситуацию.

К вам  в гости прилетела фея. Она приглашает вас совершить волшебное путешествие на ковре –самолете. Ковер-самолет это вам не автомобиль и здесь нельзя пристегнуть ремни, чтобы не упасть, поэтому предлагаю взяться за руки с соседом по парте. Ну как .вы готовы? Тогда летим.(закройте глаза)

Мы летим в страну вечной зимы. Сверкающего льда и искрящегося снега. Чувствуете как стало холодно?

-Внимание !Подлетаем к царству царевны Льдинки. Это ее страна. Откройте глаза. Чтобы войти в замок и увидеть царевну Льдинку надо угадать какие краски живут в ее царстве. Учитель организует восприятие и анализ  иллюстративного материала(на слайдах презентации появляется зрительный ряд,способствующий эмоциональному восприятию цвета,рождению ассоциаций)

Подсказка-

Эти краски такие же холодные как лед и снег,но не белые.

Какие  это цвета?

Вы справились с заданием и можете увидеть царевну Льдинку.слайд13

Царевна может творить настоящие чудеса- она может превратить в холодный почти любой цвет, опуская в него синюю льдинку слайд 14

Царевна Льдинка предлагает вам игру: Назовите как можно больше предметов, которые в природе бывают синего цвета.слайд15

Молодцы! Вы справились с заданием  и царевна награждает вас орденом Синей тучки слайд16

-Внимание посадка. Возьмитесь за руки. Мы отправляемся в другое царство. Закройте глаза. Летим!слайд17

-В этом королевстве царит вечное лето. Вам становится тепло. Чувствуете? Ярко светит солнышко, цветут цветы, порхают бабочки. Подлетаем к замку царевны Огонек. Откройте глаза.слайд18

Хотите увидеть царевну? Отгадайте, какие краски живут в ее царстве. Найдите теплые краски солнца и огня.слайд19-20

Вы справились с заданием. Слайд 21

А вот и сама царевна. Слайд22

Она тоже умеет творить чудеса и превращать любые цвета в теплые,добавляя немного солнечного желтого в любой цвет. Слайд 23-24.

Поиграем с царевной Огонек, назовите как можно больше предметов в природе желтого цвета. Слайд25

Молодцы! Царевна награждает вас орденом солнца.Слайд26

Учитель организует проблемную ситуацию

Спор двух царевен

Между двумя царевнами существует спор. Они никак не могут решить зеленый цвет теплый или холодный. Помогите решить спор.Слайд27

Из каких двух цветов можно составить зеленый?слайд28-29

Проведение опыта(работа в парах)

У вас на партах 4 стаканчика с разноцветнойсмесью :два с желтой красочкой и два с синей. Опытным путем установите в каких пропорциях нужно смешать краски для получения теплого(холодного) оттенка зеленого цвета.

Посмотрите на слайд и еще разобъясните как получить разные оттенки зеленого слайд30

Ну вот мы и помирили двух царевен . Солнце и туча этому так обрадовались. что засияла на небе разноцветная радуга. Слайд31

Учитель излагает теоретические основы темы.

Посмотрите радуга образует спектр , а зеленый находится на границе теплых и холодных. Поэтому зеленый может стать теплым и холодным в зависимости в каких пропорциях смешать синий и желтый цвет Слайд32

Учитель организует смену видов деятельности

Если б все на свете было

 Одинакового цвета, (Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

 Или радовало это?(Наклоны головы вперед - назад)

Видеть мир привыкли люди

 Белым, желтым, синим, красным... (Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

 Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах)

Учитель организует практическую художественную деятельность учащихся, определяя основные цели и этапы этой работы

Объяснение задания

 Слово учителя:

« раскрасьте рыбок»:

базовый уровень:1вариант - теплыми цветами

2 вариант-холодными.

продвинутыйуровень: раскрасьте рыбок в контрастном колорите (фон-в холодных цветах, а рыбку в теплых оттенках)

Работа с учебно-методической таблицей.

Слово учителя:

Рассмотрите этапы выполнения работы:

-Подумайте почему работу целесообразно начать с самого светлого?

 Предполагаемый ответ:

«Я думаю, что работу следует начать с самого светлого ,так как после темного нужно долго отмывать кисть и менять воду»

« в целях экономии времени»

«чтобы не изменился оттенок краски» и др

-Чем отличаются оттенки зеленого для двух рыбок?

Предполагаемый ответ:

 «В первом варианте зеленый теплый, во втором-холодный»

Учитель осуществляет показ педагогического рисунка на доске.

Демонстрирует получение на палитре теплого и холодного зеленого цвета.

«Перед началом работы определите критерии оценки изображения»

Предполагаемые ответы:

1). Красота (эстетичность);

2)использование цветов по группам: холодные или теплые(умение различать и дефференцированно использовать эти цвета);

4)использование разных по теплоте зеленых оттенков

3). Владение материалом (гуашью);

4). Аккуратность;

Учитель следит и консультирует учащихся, по ходу выполнения работы, создает необходимый эмоциональный фон, используя музыкальный ряд.

Учитель совместно с детьми подходит к кульминации урока.

Дети включаются в игровой момент-берутся за руки с соседом по парте

Мысленно представляют образы, о которых говорится

Отвечая свободно на вопросы учителя, ученики анализируют изображения, пособия по цветоведению(на слайдах).

Предполагаемый ответ:«Голубой,синий, фиолетовый, бирюзовый»

Предполагаемый ответ:

«Небо, вода, тучи, река, василек, колокольчик…»

Дети включаются в игровой момент-берутся за руки с соседом по парте

Предполагаемый ответ:

«Красный, оранжевый, желтый,зеленый…»

Дети включаются в игру-соревнование.

Предполагаемый ответ:

«Цыпленок,солнце, одуванчик, осенний лист….»

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения, выдвигают гипотезу

Дети делают вывод

 «Зеленый может быть теплым и холодным в зависимости от пропорций соединения желтого и синего»

Дети рассматривают изображение радуги

Дети изучают последовательность выполнения работы.

анализируют и приходят к выводам в процессе обсуждения

При выполнении практической работы дети одновременно анализируют цветовые решения, следят за поэтапным выполнением работы,учатся получать разные по теплоте оттенки зеленого цвета, пользоваться палитрой, пытаясь воплотить свой авторский образ…

Узнавание,

вспоминание по ассоциациям

Дети учатся анализировать свои ощущения от восприятия цвета, средства изобразительного языка…

Дети узнают новое опираясь на свои знания и опыт

Узнавание,

вспоминание по ассоциациям

Дети учатся анализировать свои ощущения от восприятия цвета, средства изобразительного языка…

Учатся высказывать свое впечатление от восприятия зеленого цвета, высказывать и доказывать свою точку зренияотносительно проблемы

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника.

Учащиеся развивают навыки самооценки и взаимооценки.

Создание самостоятельного художественного образа по заданной теме

Третий этапПодведение итогов, анализ работ, рефлексия

Цели и задачи

  • Развитие навыков оценки и самооценки
  • Развитие умений обобщать и выделять главное

Учитель организовывает обобщение урока,

акцентирует внимание детей на теме урока.

«Посмотрим, что у вас получилось. К доске выйдут ребята первого ряда, которые рисовали рыбок в теплой цветовой гамме. По тем критериям, что вы назвали, оцените свою работу»

«Какую учебную задачу  ставили в начале урока? Что можете сказать?»

«У вас на партах бумажные полоски: Красного, зеленого и синего цвета. Кто считает, что справился с поставленной задачей на уроке на отлично, может поднять  красную полоску. Если вы считаете, что не все получилось и были небольшие ошибки ,то поднимите полоску зеленого цвета»

«Спасибо за урок. Мне приятно, что он вам понравился. Дежурные остаются убрать воду, подровнять парты.  До свидания»

Дети участвуют в обобщении содержания урока.

Активно принимают участие в представлении своих работ, анализируют представленные на выставку работы одноклассников

Предполагаемые ответы:

 «Я научился получать теплый (холодный) оттенок зеленого цвета…..», «Я  научился различать теплые и холодные цвета и использовать их для украшения»

Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д.

Использование приёмов  самооценки важно для формирования адекватного отношения к себе и своему творчеству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении"

Конспект урока по живописи "Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещенииЦель урока: Формировать знания об изменении цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенност...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...