Использование мягких графических материалов в станковой композиции. Методическая разработка для учащихся подготовительной группы 8-9 лет.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Тарасенко Евгения Арсеньевна

Основные приемы работы сухой пастелью рассматриваются в заданиях: зарисовка ветки растения; композиционная зарисовка тыквы на лиане с листьями; композиционный рисунок птицы "Филин", "Сова"; композиция в ограниченной цветовой гамме "Богатырь - защитник земли русской"; композиция "Балет"; композиция "Крестьянский труд", "Народные ремесла"; натюрморт с чайником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зарисовки ветки растения54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мягких графических материалов

в станковой композиции

 (методическая разработка для учащихся подготовительной группы 8-9 лет)

Преподаватель Тарасенко Е.А.

Главной целью учебного предмета «Станковая и прикладная композиция» является развитие творческих способностей детей, их всестороннее развитие. Чтобы каждый ребенок мог активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания необходимо поддерживать интерес к художественной деятельности, чередовать задания в различных техниках.

Задачи:

- изучение и использование художественно-изобразительных возможностей различных живописных и графических техник;

- реализация художественно-пластического решения для каждой творческой задачи;

- освоение навыков работы с натуры и по памяти;

- формирование умения работы над станковой композицией: от эскиза до реализации замысла.

В течение всего курса станковой композиции продолжается изучение основных законов, правил, средств, приемов композиции. Используются различные живописные и графические техники, среди которых работа мягкими графическими материалами (сухая пастель, пастельные карандаши, сангина, уголь, масляная пастель, соус) занимает особое место.

Пастель – великолепный учебный материал с широким спектром возможностей, доступная техника, идеальна для начинающих художников. Имеет качества и выразительные свойства как живописи, так и рисунка.

В этой технике можно решать задачи любого уровня сложности:

- наброски и зарисовки растений, животных;

- пейзажи;

- сюжетные композиции;

- натюрморты;

- творческие эксперименты.

В зависимости от задачи используются различные технические приемы:

- выразительная линия, передающая форму, движение, положение в пространстве;

- различные виды штриха;

- растушевка, сглаживание переходов, реалистичность;

- передача фактуры;

 - сочетание растирания пастели с плавными живописными линиями и штриховкой;

- использование в качестве основы под пастель акварельного или гуашевого подмалевка.

Каждое занятие начинается с просмотра репродукций известных мастеров пастели:

Жан Батист Симеон Шарден, Жан Этьен Лиотар, Эжен Делакруа, Эжен Буден, Жан Франсуа Милле, Эдгар Дега, Пабло Пикассо и  другие. Стоит вспомнить  художницу Ангелику Кауфман, которая уже в 9-летнем возрасте рисовала портреты пастелью. В качестве наглядного материала используются пособия, а также ранее выполненные работы учащихся. Преподаватель на своем листе выполняет композиционные зарисовки, в которых  решается масштаб изображения, пропорции , цвет, детали, технические приемы. Приветствуется творческое решение композиции.

Необходимые материалы:

- сухая пастель;

- пастельные карандаши;

- тонированная шершавая бумага для пастели («серый асфальт» идеален), бумага «земляных» оттенков (крафт) или картон;

- ластик – клячка;

- растушевка, бумажные салфетки;

- кисть беличья или колонок № 7- 9 для смахивания красочного слоя;

- фиксатив (лак для волос).

Методика работы сухой пастелью.

1 этап. Построение с тональной проработкой.

2 этап. Перевод на пастельный лист.

 3 этап. Закрытие плоскости листа пастелью.

 4 этап. Тональное и цветовое решение композиции. 

 5 этап. Завершение.

Освоение техники работы пастелью.

1. Рисование линиями различной толщины: тонкая – широкая, ровная – дрожащая, сплошная – прерывистая, с одинаковым или переменным нажимом.

2. Штриховка углом мелкая – тонкая линия, торцом – толстая.

3. Рисование боковой плоскостью мелка - шероховатое пятно с разным нажимом, при растирке – более однородное.

4. Применение растушевки.

5. Оптическое смешивание цветов.

Тематический план работы в технике сухой пастели учащимися 8-9 лет подготовительной группы.

№ п/п

Тема

Содержание

Материалы

Часы

1.

Зарисовка ветки растения

(Рисование линией различной толщины)

Отработка навыков рисования линией различной толщины пастельным сухим мелком:

- тонкими, толстыми линиями, с нажимом, едва касаясь (за педагогом).

Сухая пастель,

тонированная гуашью темным тоном бумага ф.А-3

1

2.

Композиционная зарисовка тыквы на лиане с листьями

(Рисование линией с последующим  закрытием всех форм слоем пастели посредством растирания).

Живость в передаче формы и цвета, включение в рисунок мелких букашек, травы, земли по представлению.

Пособия:

схема композиционного размещения на листе тыквы на лиане с листьями, изображения тыквы и листьев.

Сухая пастель,

бумага или картон «земляных» оттенков ф.А-3

2

3.

Композиционный рисунок птицы «Филин», «Сова»

(Сочетание растирания пастели с плавными живописными линиями).

Создание образа птицы, передача характера оперения, цветового окраса (цветовое пятно с элементами штриха), природной среды (линией).

Пособия:

Цветные изображения птиц филина и совы, схемы изображения птиц.

Сухая пастель,

бумага черного, темно-синего цвета, ф.А-3

2

4.

Композиция в ограниченной цветовой гамме «Богатырь-защитник земли русской»

(Рисование линией с последующим закрытием всех форм слоем пастели посредством растирания).

Создание образа русского богатыря в латах с оружием в природном окружении (на фоне древнерусской архитектуры).

Пособия:

Репродукции картин В.Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», иллюстрации к сказкам И.Билибина, рисунки богатырей, лат, оружия из книги «Мы – славяне».

Сухая пастель,

бумага или картон «земляных» оттенков ф.А-3

2

5.

Композиция «Балет»

(Совершенствование техники линейного рисунка с последующим закрытием форм цветом и растушевкой, с включением штриха).

Создание образа балерины из спектаклей (по выбору) «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель».

Пособия:

Репродукции картин Э.Дега:

«Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Танцовщица на сцене», «Танцовщицы на репетиции».

Сухая пастель,

бумага черного, темно-синего цвета, ф.А-3

4

6.

Композиция «Крестьянский труд, народные ремесла»

(Усовершенствование техники пастельного рисунка, использование растушевки со штриховкой)

Создание тематической композиции, передающей быт крестьян Древней Руси.

Пособия: по народному костюму, по древнерусской архитектуре (изба, терем), по народным ремеслам;

репродукции картин

Сухая пастель,

пастельная бумага темных оттенков

ф.А3-А2

6

7.

Натюрморт с чайником

(Использование приемов растушевки со штриховкой, детализация, мягкость переходов).

Изучение правил передачи формы предметов, пропорций, обьема, цветовых и тоновых отношений.

Сухая пастель,

пастельная бумага темных оттенков

ф.А3

4

Литература.

1. Ю.Ю.Дорофеева, А.А.Моисеев. Пастельная живопись. Москва, Владос, 2014.

2. Дмитрий Горелышев. Простое рисование. Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2019.

3. Н.П.Бесчастнов. Графика натюрморта. Москва, Владос, 2014.

4. Мария Семенова. «Мы - славяне», Азбука, Книжный клуб «Терра», Санкт-Петербург, 1997.

5. Ф.М.Пармон. Русский народный костюм, Изд-во В.Шевчук, 2012.

6. Самые красивые птицы: иллюстрированная энциклопедия. М.: Белый город.

7. Песенки колыбельные и детские. Тула.: Астрель, 2011.

8. В.Г.Кунташова. Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX- начала XX века. Смоленский государственный музей-заповедник, 2007.

9. Б.Ф.Рыбченков, А.П.Чаплин. Талашкино. М.: Изобразительное искусство,1973.

10. А.В.Терещенко. История культуры русского народа. М.: Эксмо, 2007.

11. В.М.Соловьев.Золотая книга русской культуры. М.: Белый город, 2007.

12. Джек Хамм. Как рисовать животных. Минск.: Попурри, 2001.

Интернет-рессурсы.

http://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/risovanie/kak-risovat-pastelju

https://ru.wikipedia.org

 http://yablor.ru/blogs/davayte-porisuem-master-klass-po-ri/4389178


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дети в логопедической группе"

Рекомендовано родителям детей логогруппы....

Методическая разработка занятия в подготовительной группе по изготовлению дидактической игры «Слова – слоги» и «Найди звук» с нетрадиционным материалом.

Главная особенность дидактической игры состоит в том,что задания предлагаются детям в игровой форме, где они осваивают и закрепляют какие -то знания, овладевают навыками с предметами, учатся культуре ...

Особенности методики преподавания физической культуры учащимся подготовительной группы

В статье рассматриваются различные методические приемы для работы с учащимися имеющими ограничения по здоровью....

Проблемные методы в дошкольном образовании и и их использование при проектировании НОД. НОД в форме сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: "Инструменты"

Суть использования проблемных методов в обучении дошкольников заключается в создании познавательной задачи, ситуации, которая даёт детям возможность находить средства её решения, используя ранее усвое...