"Ты сам мастер" создание декоративной куклы в технике бумажная пластика - технологическая карта урока в 5 классе
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

 Конструирование и декорирование сувенирной куклы в русской национальной одежде из бумажных салфеток и цветной бумаги. Учитель предлагает  выбрать образ  куклы . Можно выбрать образ крестьянки, боярыни, купчихи, казачки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Автор урока: Стародубцева О.В.

Учебный  предмет:  изобразительное искусство

Класс: 5 «А»

Автор  УМК:  учебник « Изобразительное искусство 5 класс. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»

 Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2018 г.

Тема урока: «Ты сам мастер». Декоративная кукла в народном костюме в технике бумажная пластика.

Тип урока: комбинированный

Форма: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Цель:  создание собственного художественно-декоративного  изделия - импровизации в русле образного языка народного искусства.

Задачи: 

  1. создать условия для формирования у детей интереса и любви к народному творчеству;
  2. закрепить знания учащихся о русском народном костюме, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде средствами бумажной пластики;
  3. создать условия для приобретения  навыков работы в конкретном материале;
  4. развить навыки составления собственного образа;
  5. обеспечить обучение основам конструирования и бумажной пластики;
  6. развивать ассоциативное мышление
  7. воспитывать аккуратность в работе и умение организовывать свое рабочее место
  8. создание на уроке  творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

Планируемые  результаты:

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, понева, епанечка, душегрея, кичка,  штаны-порты и др.

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

способ организации вариативной части занятия

Ожидаемый результат: проявление творческих способностей, аккуратность исполнения, эстетичный вид работы, участие в выставке детского декоративного творчества.

УУД : 

-Личностные: 

-Знание народных традиций;

-Чувство гордости за русскую культуру;

-Умение управлять своей познавательной и творческой деятельностью.

Регулятивные: 

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

-Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

-Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Работа в парах и индивидуальная   над образом  декоративной куклы в народном костюме

Основные понятия: костюм, рубаха, сарафан, понева, епанечка, душегрея, коруна, порты, шлычка, костюм – парочка.

Ресурсы: учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Межпредметные связи: литература, история, музыка.

Оборудование:  УМК, мультимедийный проектор, компьютер, доска, инструкционные карточки. 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность

ученика

УУД

1.Организационный

этап (1 мин)

Цели:

- подготовка учащихся к работе

Эмоциональная и мотивационная подготовка к усвоению материала

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к занятию, организация внимания. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Учитель: Добрый день!

Я надеюсь, что творческая работа, которой мы сегодня будем заниматься,  подарит вам положительные эмоции, хорошее настроение и удачу на уроке!

Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин)

Цели этапа:

-развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа;

-воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимость темы урока.

Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. О чем вели разговор?

Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня?

Предположите. Какая тема и цель нашего урока?

А сейчас давайте определим план нашего урока.

  1. Повторим изученный материал
  2. Узнаем новое
  3. Завершим работу, начатую на прошлом уроке
  4. Подведем итоги

Учитель: О каком виде ДПИ мы вели разговор на прошлом уроке?

Учитель: правильно,  о бумажной пластике. На прошлом уроке мы сконструировали куклу в этой технике.

Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня?

 Задание этого урока – нарядить куклу. Но не  просто нарядить,  а в народный праздничный костюм

Посмотрите, какие куклы - образы у нас в классе представлены. (Демонстрация кукол). 

Учитель: назовите полностью тему нашего занятия: «Кукла в народном костюме».

Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке.

Определяют тему и цель занятия.

Личностные: оценивание себя и друг друга

Регулятивные: Осуществление самоконтроля  и

планирование своей деятельности.

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии поставленной задачей.

Личностные: умение слушать и вступать в диалог.

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем и партнерами во время обсуждения ответов

3.Актуализация знаний. (4мин.)

Цели:

- актуализация опорных знаний и способов действий.

Развивать у учащихся творческое воображение, увлечь,

заинтересовать историей костюма

Учитель организует работу по актуализации изученного материла. Ведет устную вопросно-ответную работу.

Анализируется задание: конструирование сувенирной куклы в русской национальной одежде из цветной бумаги. Кукла проста по конструкции, а делает ее привлекательной декор одежды — орнамент на платочке, сарафане и рукавах рубахи. Вспомните о декоре и значении цвета в русской национальной женской одежде.

В процессе занятия вы должны достичь цели и разобраться в вопросах, которые мы с вами поставили.

1.Как выглядел северный русский женский костюм?

2. Как выглядел южный  русский женский костюм? 3. Где располагался орнамент на костюме? Почему

4.А как выглядит костюм казачки?

Учащиеся выполняют задания, вспоминают изученный материл, отвечают на вопросы учителя.

Дают определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, понева, епанечка, душегрея, штаны-порты;

- описывают элементы народного костюма;

Познавательные: развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности; развитие навыков чтения, умение выделять существенную информацию из текстов извлечения необходимой информации из прослушанного

Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Умение вести познавательный диалог по теме урока, вступать в беседу.

Предметные Использование для познания окружающего мира, наблюдения, опыт.

4. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин)

Учитель задает вопросы, обеспечивает первично закрепление. Знакомит учащихся с региональным компонентом -

с костюмом казачки.

У многих из вас предки были казаками. Познакомимся с костюмом казачки. Просмотр презентации.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Слушают сообщение учителя, смотрят презентацию.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль понимания текста и правильность выполнения задания

Коммуникативные: Учитывают мнение партнеров по группе

Умение задавать вопросы для организации работы

5. Первичная проверка понимания.  2 мин.

Цель:

понять учебную задачу и стремление к выполнению.

6. Физкультминутка

2 мин.

Какая перед вами стоит цель?

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

Перед работой выполним физические упражнения.

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли в пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись.

Обучающиеся размышляют, дают ответ на поставленный вопрос.

Дети встают и выполняют упражнения

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые действия для решения коммуникативной задачи;

согласовывать свои действия с учителем и одноклассником

7. Практическая работа (20мин)

Цель:

  Декорирование куклы  - создание образа.

Учитель напоминает технику безопасности,

ориентирует учащихся на выполнение практического задания, используя  презентацию, технологическую карту. Предоставляет учащимся возможность максимального проявления их творческой инициативы.

Учитель:  Как вы думаете, легко ли выполнить эту работу? Прочитайте на доске поговорку «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

Учитель: я предлагаю вам выбрать,  какой образ  куклы вы хотите изготовить. Можно выбрать образ крестьянки, боярыни, купчихи, казачки.

Почему вы выбрали этот  образ?

Правила техники безопасности.

Обсуждение последовательности декорирования куклы.

Звучат тихим фоном песни в исполнении

Кубанского народного хора.

Учащиеся выясняют детали. Активная работа учащихся  с технологическими картами; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Познавательные:

искать подходящие способы для решения поставленной цели.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество друг с другом.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии поставленной задачей.

Личностные:

 умение слушать и вступать в диалог.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(1 мин.)

Цели:

- обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дома вы найдете информацию в сетях интернет или в библиотеке об авторских куклах и подготовите сообщения, запишите домашнее задание.

Учащиеся записывают

домашнее задание

Коммуникативные:  планирование сотрудничества с учителем.

Регулятивные:  уметь организовать себя, свою деятельность

Рефлексия 3 мин)

Цели:

прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Подведение итогов занятия. Анализ работ.

Цели:

- дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Мобилизует учащихся на рефлексию.

Учитель:  Вот и закончилась наша работа. Куклы ваши готовы. У нас получился великолепный хоровод русских народных красавиц.

Учитель: ребята, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, наша цель достигнута?

Учитель: Что вы сегодня узнали нового?

Что показалось самым интересным?

Что показалось очень трудным? Почему?

Понравился ли вам урок?

А для чего можно использовать этих кукол?

Кому можно их подарить?

Выберем наиболее интересные образы и подарим школьному музею и образы казачек кабинету кубановедения. Можно принять участие в выставке детского декоративного творчества.

Всем спасибо, убираем свои рабочие места!

Учащиеся анализируют результаты урока, отвечая на вопросы. Участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате.

Оценивают работы по двум основным параметрам - красоте и аккуратности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения своих действий

Личностные: положительное отношение к урокам

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Мастер - класс. Кукла в технике бумажная пластика. Образ казачки

«Создание авторской куклы» - костюм  казачки....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 7 КЛАСС Тема: Совершенствование техники ведения мяча. Освоение техники остановки мяча.

Тема урока:Совершенствование техники ведения мяча. Освоение техники остановки мяча.Раздел:ФутболЦель урока:Развитие физических качеств (скоростных и координационных способностей)Задачи урока:1. Обучен...

Карта урока для организации занятий с использованием дистанционных технологий обучения «Ты – сам мастер. Создание декоративной куклы.(Проект)».

Карта урока для организации занятий с использованием дистанционных технологий обучения «Ты – сам мастер. Создание декоративной куклы.(Проект)»....