10.04.2020 Электронный практикум "Орнамент" группа 305-по/17 Ушакова О.А.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Ушакова Ольга Александровна

Практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема: Орнамент

Учебная дисциплина «Рисование и лепка»

для студентов группы 305-пв/17  «Повар, кондитер»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

Дата учебного занятия: 10.04.2020

Пояснительная записка к электронному практикуму

10.04.2020 года, группа 305-пв/17

Учебная дисциплина «Рисование и лепка»

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

Срок сдачи задания до 13.04.20 включительно.

Все задания выполняются в отдельной новой тетради. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются преподавателю в тетради.

В период дистанционного обучения все задания (фото тетради и альбомов с рисунками),  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий или в беседу «Дистанционное обучение» в контакте https://vk.com/im?sel=c36.  

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/im?sel=c36  и в Студенческом клубе  https://vk.com/topic-163534796_40138802. Отчет  о выполнении студентами  всех заданий отправляется куратору и в беседу «Дистанционное обучение». По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Для выполнения практических заданий необходимо иметь альбом и карандаш.

Задание электронного практикума:

1. Прочитать теоретический материал и ответить на вопросы.

2. Выполнить практическое задание в альбоме карандашами (простой, цветной)

НАРИСОВАТЬ:

                           ленточный

                           сетчатый

                            композиционно – замкнутый ОРНАМЕНТЫ в альбоме

Приложение

Тема: Орнамент

1 задание.  Прочитать, ответить на вопросы

Из истории орнамента

Еще с  незапамятных времен на Руси человек всегда стремился к прекрасному. Свой быт (жилье, одежду, предметы домашнего обихода) он старался украшать разнообразными мотивами, которые подсказывала окружающая природа и жизнь. Рассмотрите кувшин, выполненный народными умельцами Дагестана. Этот предмет оформлен орнаментом – элементами росписи из вьющихся побегов,  которые органически ложатся  на поверхность формы.

Орнамент (от лат. ornamentu  -  наряд, украшение). Но это не обычное украшение, а узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Орнаментальное украшение  может быть живописным или скульптурным. Рассмотренный нами жбан украшен живописным орнаментом. Примером резного скульптурного орнамента может служить фасад  нижегородской избы с двускатным перекрытием.

Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. Технические средства выполнения орнамента разнообразны: роспись, резьба, гравировка, ткачество, вышивка и др. Характерной чертой орнамента является неразрывная связь с материалом и формой поверхности, которую украшают.

Происхождение орнамента относится к древнейшим эпохам истории. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды ритмичными рядами вмятин. Таким образом, первые украшения на предметах складывались в рамках общей культуры народа в тесной связи с потребностями жизненного уклада и труда.

Красота природы во всем ее многообразии раскрывала перед человеком множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков. Например: рисунки листьев различных растений и их плодов, узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, загадочные рисунки обитателей подводного и животного мира и др. Природа стала для человека источником вдохновения и создания оригинальных орнаментальных композиций.

Шло время и человек научился отражать свои зрительные впечатления штрихами на различных материалах: камне, кости, дереве. Позже изображения стали переносить на бытовые предметы (прялки, чашки, кувшины, мебель, одежду и др.), сохраняя закономерное ритмичное начало орнамента. Каждая местность бережно сохраняла и передавала свои национальные орнаментальные традиции из поколения в поколение.

В давние времена орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых сил и духов, «оберегом» людей. Содержание и цвет узоров были глубоко символичны. Например, изображение птицы означало богатый урожай, а красный цвет выражал радость, поэтому присутствовал в праздничных обрядах.

Орнаментальные мотивы Древнего мира – это отражение идеалов времени. К примеру, для греков красота – это строгий порядок и соразмерность, что и присутствует в их орнаментах. В средневековом орнаменте природные мотивы весьма условны. В эпоху Возрождения, когда утверждается ценность человеческой личности, орнамент тоже стремится к ясности и гармонии. Орнаменты эпохи барокко и рококо (художественные стили XVII-XVIII вв.) отличаются выразительностью форм, пышностью и великолепием. В период классицизма (начало XIX в.) происходит переосмысление общечеловеческих и художественных ценностей, которые выражаются в  четкости и торжественности форм орнамента.

Орнамент каждого исторического периода обнаруживает связь с духовной жизнью людей, архитектурой, декоративным искусством, отражает стиль и эстетику эпохи, особенности культуры и быта определенного народа. Таким образом, орнамент является частью культуры общества.

Контрольные вопросы

  1. Что такое «орнамент»,  его назначение?
  2. Каковы исторические корни орнамента?
  3. Какие виды орнаментальных украшений вам известны?
  4. Какие темы используют для создания орнаментов?
  5. Как орнамент связан с природой и бытом людей?

2 Задание  Изучить виды орнаментов и изобразить несколько из них

ПРАКТИКУМ

Виды орнаментов. Рисование орнаментов

Пояснительная записка (читать)

Орнамент имеет несколько разновидностей. В начале главы мы рассматривали живописное и скульптурное решение орнамента. Данные примеры раскрывают основной вид деления орнаментов: плоскостные и рельефные.

Плоскостные орнаменты являются украшением на плоской или кривой поверхности. Они исполняются с помощью различных линий и  цвета. Такими орнаментами украшают бытовые предметы, одежду, архитектурные детали и др. Плоскостные узоры широко применяются в книжной графике и оформительском искусстве.

Рельефные орнаменты – выпуклые. Они представляют собой украшения, выполненные специальным резцами на дереве, кости, камне или металле. Рельефные орнаменты чаще всего применяют для украшения архитектурных сооружений. Своеобразными являются рельефные узоры, которые используют при изготовлении таких кондитерских изделий, как пряники, шоколад, печенье, зефир.

По закономерностям построения  наиболее распространены  три разновидности орнамента: ленточный, композиционно-замкнутый и сетчатый.

Первые узоры представляли собой геометрические орнаменты, которые состояли из простейших геометрических фигур.

Ленточный орнамент создает ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Поэтому ленточный узор называют «открытым» (незамкнутым). Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся фриз, бордюр и кайма.

Фриз орнаментальная композиция в полосе, предназначенная для декоративного оформления верхней части наружных или внутренних стен здания.

Бордюр  декоративная полоса, подчеркивающая край какой-либо формы. Например, многие торты украшают декоративными бордюрами.

Кайма – узорчатая полоса, которая обрамляет плоскость. Кайма часто применяется при обрамлении скатерти, салфетки, блюда, ковра и т.п.

Незамкнутый ленточный орнамент несет в себе ритмичную повторяемость мотива.   Рассмотрим построение простейшего узора в полосе. Последовательное рисование узора ведется  на основе геометрических построений:

  1. Построение полосы, разбивка ее на одинаковые звенья, ведущие оси.
  2. Обозначение главного направляющего элемента орнаментального мотива.
  3. Конкретизация, детальная обработка и обобщение формы.

        Композиционно-замкнутый орнамент  - это орнаментальный мотив, который помещается внутри замкнутого контура геометрической фигуры (круга, многоугольника, квадрата, овала и др.). Узор внутри круга называется розетой. В основе построения розеты лежит один из вариантов симметрии (рис. 3.8.). Мотив этого узора может послужить для декоративного украшения круглого торта. Замкнутые орнаменты могут иметь безграничное количество вариаций, которые зависят от фантазии художника.

        Последовательность рисования композиционно-замкнутого орнамента такая же, как полосного, с той лишь разницей, что здесь ячейка разбивается на вертикальные, горизонтальные и другие оси симметрии, на которых строится вся композиция.

        Сетчатый орнамент является «открытым»  и обладает движением во всех направлениях. Композиция орнамента строится при помощи сетки из геометрических фигур. Такие орнаменты чаще всего применяют для оформления интерьера.

        В зависимости от характера используемых мотивов, кроме геометрического различают еще множество других видов орнаментов. К самым распространенным из них относятся: растительный орнамент – строится на основе стилизованных изображений растений; зооморфный орнамент – изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных; орнитоморфный орнамент – использует в качестве мотива изображения всевозможных птиц и их оперение; антропоморфный орнамент -  представляет собой стилизованные изображения мужских и женских фигур; геральдический орнамент – разрабатывает мотивы знаков, эмблем и символов; пейзажный орнамент – изображает декоративные пейзажи; комбинированный орнамент – сочетает в себе разнообразные из вышеперечисленных мотивов.

При построении орнамента большое значение имеет фон, на котором он выполняется. Фон усиливает звучание орнамента.

Работа над орнаментальной композицией – залог успешного развития творческих способностей будущих поваров и кондитеров.

  1. Задание  Геометрические построения орнаментов по образцу

Цель: Выполнить рисунок орнамента по образцу.

Задачи:

1. Обучение приемам построения и изобразительным средствам орнаментов.

2. Формирование умений выстраивать изображения в открытом и замкнутом контуре.

3. Развитие творческих способностей.

Продолжительность работы – 2 часа.

Вид работы – рисование по образцу

Формат – А-4.     Материалы для работы – цветные карандаши.

Техническое и методическое обеспечение:

  • Рабочая программа «Рисование и лепка».
  • Дидактический материал по теме занятия.
  • Принадлежности  для рисования.
  • Учебник «Рисование и лепка».

Требования к компетенциям:

Знать приемы выполнения  построений в открытом и замкнутом контуре, средства композиции орнамента: симметрия, асимметрия, ритм, повтор,

орнаментизация, стилизация.

Уметь выполнять построение орнаментов средствами черно-белой и цветной графики.

Порядок выполнения работы:

1. Организация рабочего места.

2. Анализ формы орнамента, его ритма.

3. Определение композиции рисунка с учетом расположения изображений.

4. Построение  контурной формы для изображения орнамента.

5. Разбивка орнамента на повторяющиеся элементы с учетом его изобразительной формы.

6. Рисование легкими линиями повторяющихся элементов орнамента с учетом стилизации формы.

7. Обводка орнамента.

8. Самоанализ выполненной работы.

9. Исправление ошибок.

10. Обобщение работы.

Завершение занятия:

1. Проверка выполненных работ.

2. Обсуждение работ с учащимися.

3. Оценивание и комментарии оценок.

Список литературы

1 . Н.Н. Иванова, Учебник  «Рисование и лепка», издан издательским центром «Академия» г. Москва в 2011г, переиздан в 2012, 2013, 2014 гг.  Рекомендован  ФГУ «ФИРО»  в качестве учебника для использования  в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего  профессионального образования по профессии «Повар, кондитер». Электронный ресурс -/ https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/10/27/avtorskiy-uchebnik-risovanie-i-lepka (дата обращения 06.04.2020).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

08.04.2020 Электронный практикум Профессиограмма гр.318-МТ/17 Ушакова О.А.

Презентация и практикум для учебного занятия "Профессиограмма"...