08.04.2020 Электронный практикум Рисование плоских геометрических фигур гр.305-по/17 Ушакова О.А.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Ушакова Ольга Александровна

Практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема: Рисование плоских геометрических фигур

Учебная дисциплина «Рисование и лепка»

для студентов группы 305-пв/17  «Повар, кондитер»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

Дата учебного занятия: 08.04.2020

Пояснительная записка к электронному практикуму

08.03.2020 года, группа 305-пв/17

Учебная дисциплина «Рисование и лепка»

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

Срок сдачи задания до 09.04.20 включительно.

Все задания выполняются в отдельной новой тетради. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются преподавателю в тетради.

В период дистанционного обучения все задания (фото тетради),  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий или в беседу «Дистанционное обучение» в контакте https://vk.com/im?sel=c36.  

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/im?sel=c36  и в Студенческом клубе  https://vk.com/topic-163534796_40138802. Отчет  о выполнении студентами  всех заданий отправляется куратору и в беседу «Дистанционное обучение». По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Для выполнения практических заданий необходимо иметь альбом и карандаш.

Задание электронного практикума:

1. Составить конспект (приложение).

2. Выполнить практическое задание в альбоме карандашо.м

Приложение

Тема: Рисование плоских геометрических фигур

Основные понятия темы (законспектировать):

Ось – это тонкая прямая линия (горизонтальная или вертикальная), проходяшая через середину геометрической фигуры или какого либо предмета цилиндрической, конической и других форм.

Диагональ – это изобразительный элемент, прохожящий наискось между углами (например между верхним правым и нижним левым.

Оси и диагонали при построении квадрата, прямоугольника, ромба бывают как пересекающиеся в центре, и как размерные вспомогательные элементы.

Плоскими геометрическими фигурами являются квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, окружность, овал. Построение линиями данных фигур составляет содержание новых графических упражнений для дальнейшего развития и совершенствования координации движений руки и глазомера, приобретения чувства пропорций и умения изображать.

Перед началом упражнений сначала лучше потренироваться в рисовании коротких линий с различными наклонами. Когда рука будет подготовлена и приобретет необходимую двигательную координацию, можно построить прямой угол. Изображение начинают с легких линий, располагающихся взаимно-перпендикулярно. Затем откладывают от точки пересечения одинаковые отрезки и обводят контуры угла более выразительно. При рисовании острого угла способ изображения будет таким же, только острый угол должен быть меньше прямого. Соответственно, тупой угол больше прямого угла.

Построение углов помогает лучше сориентироваться при изображении плоских геометрических фигур .

Квадрат необходимо изображать с помощью осей и диагоналей.

Ось – тонкая горизонтальная или вертикальная линия, проходящая через середину геометрической фигуры или какого-либо предмета изображения. Диагональ – изобразительный элемент, проходящий наискосок между углами. Построение квадрата начинают с изображения взаимно-перпендикулярных осей; далее от точки пересечения осей откладывают одинаковые отрезки и через полученные точки проводят по две горизонтальные и вертикальные параллельные линии. Проведенные линии пересекаются в углах построенного квадрата. Проверить правильность и скорректировать изображение можно, достроив диагонали квадрата.

Таким же способом, как и квадрат, изображают прямоугольник. Разница заключается в том, что стороны прямоугольника не равны: длина в нем больше ширины.  Трапецию также изображают с помощью оси.

Трапеция образуется двумя параллельными основаниями разной длины и двумя наклонными отрезками. На вертикальной оси фиксируют две точки, через которые проводят параллельные линии; далее от верхней точки откладывают влево и вправо равные отрезки, от нижней точки так же откладывают равные отрезки в разные стороны, но другой величины. Полученные четыре крайние точки (вершины) соединяют и получают изображение трапеции.

Ромб строят по взаимно-перпендикулярным осям, от точки пересечения которых откладывают попарно равные отрезки.

Дуги, окружности и овалы являются криволинейными очертаниями плоских геометрических фигур. Их изображают с помощью вспомогательных коротких линий-штрихов и осей, которые необходимы для выполнения более точных построений. Например, перед проведением дуги нужно изобразить отрезок прямой, после чего легче изобразить касательную к нему кривую линию.

Окружность рисуют с помощью предварительно обозначенных взаимно-перпендикулярных осей, от центра которых откладывают засечками одинаковые отрезки. Затем данные отрезки соединяют плавной линией и выразительно обводят построенную окружность.

Так же с помощью осей и засечек рисуют овал.

Построение плоских геометрических фигур имеет принципиально важное значение для рисования орнаментов, бытовых предметов, овощей и фруктов и др.

В ходе выполнения упражнений по построению геометрических фигур различной формы особое внимание необходимо обращать на вспомогательные построения, которые необходимо выполнять легкими, воздушными, скользящими по поверхности листа линиями. Именно они определяют форму каждого изображения в целом.

Контрольные вопросы (ответить на вопросы после изучения текста).

1. Какие плоские геометрические фигуры вам известны?

2. Для чего необходимо научиться строить плоские геометрические фигуры?

3. Какова роль осей и диагоналей в построении плоских геометрических фигур?

4. Как вспомогательные построения помогают в построении окружности и овала?

5. Постройте по образцу квадрат, трапецию, ромб и окружность.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1603518/1c775e8a-cfe5-4362-98be-eeee1ea846cc/s1200?webp=false

ПРАКТИКА

Цель: Построить плоские геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, окружность, овал).

Задачи:

1. Обучение приемам построения геометрических фигур.

2. Формирование навыков работы с графическими материалами.

3. Воспитание аккуратности, творческого отношения к труду.

Продолжительность работы – 2 часа.

Вид работы – рисование по образцу.

Формат – А-4.     Материалы для работы – графитный карандаш.

Техническое и методическое обеспечение:

  • Рабочая программа «Рисование и лепка».
  • Дидактический материал по теме занятия.
  • Принадлежности  для рисования.
  • Учебник «Рисование и лепка».

Требования к компетенциям:

Знать понятия о технологии графики, материалы и принадлежности для рисунка, организация рабочего места, приемы выполнения геометрических построений в рисунке.

Уметь выполнять геометрические построения плоских геометрических фигур с учетом законов композиции и пропорций.

Порядок выполнения работы:

1. Организация рабочего места.

2. Определение композиции рисунка с учетом расположения изображений.

3. Проведение осевых линий построения геометрической фигуры.

4. Обводка яркой линией полученной геометрической фигуры.

5. Самоанализ выполненной работы.

6. Исправление ошибок.

7. Обобщение работы.

Завершение занятия:

1. Проверка выполненных работ.

2. Оценивание и комментарии оценок.

КОММЕНТАРИИ

Упражнения  по рисованию прямых, острых, тупых углов, квадратов, прямоугольниках, трапеции, ромбы, дуги, окружности, овалы, плавные фигурные элементы каллиграфических букв.

1. Тренировка в рисовании коротких линий под наклоном в разные стороны.

После двигательной координации можно построить прямой угол.

2. Строим прямой угол: на поверхность бумаги наносим легкие линии, отложив на них одинаковые отрезки, после этого контуры прямого угла делаем более выразительными.

Острый угол – построение как прямой

Тупой угол – построение как прямой

Квадрат будем рисовать с помощью осей и диагоналей, с абсолютным равенством сторон.

Прямоугольник изображаем тем же способом, что и квадрат, исключая лишь абсолютное равенство сторон. Сначала  намечаем оси, от места пересечения которых следует отложить вправо  и влево большие, но одинаковые отрезки, а вверх и вниз  - меньшие, затем проводим диагонали, чтобы в них пересекались стороны прямоугольника.

Трапецию рисуем с помощью осей. Отложив от центра пересечения по вертикали определенные отрезки, проводим параллельные горизонтальные линии. На них откладываем разные отрезки и соединив контурами точки, получают фигуру, называемую трапецией.

Ромб строим по осям, от центра пересечения которых откладывают разные по размеру парные отрезки.

6. Криволинейные очертания – дуги, окружности и овалы (плавные контуры)

Дуги и окружности будем рисовать с помощью вспомогательных прямых линий, без которых это упражнение выполнить невозможно.

Написание криволинейных фигур, форма которых напоминает элементы рукописных букв и др.  

https://image.winudf.com/v2/image/Y29tLmNhbGxpZ3JhcGh5Zm9udHN0eWxlcy5hcmNoYW5mcmFfc2NyZWVuXzNfMTUxMzgxMzYyMF8wMzM/screen-3.jpg?h=800&fakeurl=1&type=.jpg

Контрольные упражнения

  1. Выполнить упражнения по рисованию снежинок, имеющих многообразие причудливых геометрических форм, используя зрительную память и свое воображение и зная, что изображение снежинки многовариантное симметрическое образование. Рисунки снежинок можно сделать  синим или голубым карандашом.
  2. Нарисуйте внутри квадратов простейшие узоры, используя графитовый карандаш.
  3. Изобразите одними контурами карандаша два-три разных цветка.

http://vserisunki.ru/papka2/sneginka/snezhinki_5.png

Список литературы

1 . Н.Н. Иванова, Учебник  «Рисование и лепка», издан издательским центром «Академия» г. Москва в 2011г, переиздан в 2012, 2013, 2014 гг.  Рекомендован  ФГУ «ФИРО»  в качестве учебника для использования  в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего  профессионального образования по профессии «Повар, кондитер». Электронный ресурс -/ https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/10/27/avtorskiy-uchebnik-risovanie-i-lepka (дата обращения 06.04.2020).