22.04.2020 Электронный практикум Тема Композиция группа 305-по/17 Ушакова О.А.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Ушакова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема: Композиция  

Учебная дисциплина «Рисование и лепка»

для студентов группы 305-пв/17  «Повар, кондитер»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

Пояснительная записка к электронному практикуму

группа 305-пв/17

Учебная дисциплина «Рисование и лепка»

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

Все задания выполняются в отдельной новой тетради. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются преподавателю в тетради.

В период дистанционного обучения все задания (фото тетради и альбомов с рисунками),  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий или в беседу «Дистанционное обучение» в контакте https://vk.com/im?sel=c36.  

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/im?sel=c36  и в Студенческом клубе  https://vk.com/topic-163534796_40138802. Отчет  о выполнении студентами  всех заданий отправляется куратору и в беседу «Дистанционное обучение». По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Для выполнения практических заданий необходимо иметь альбом и карандаш.

Задание электронного практикума:

1. Прочитать теоретический материал и законспектировать термины.

2. Выполнить практическое задание в альбоме карандашами (простой), изображение композиции   (слайд 9, презентация прилагается)

Композиция -  с лат. сочинение, сопоставление, связь.

Композиция это такое соединение элементов которое дает ощущение единого целого. Обратите особое внимание на размещение объекта внутри рисунка с самого начала. Должен существовать баланс между нарисованными объектами и пространством вокруг них. Другими словами, нарисованные объекты не должны быть слишком маленькими или слишком большими, "падать" с бумаги или быть смещены влево или вправо. Это первый этап в рисовании натюрморта. Следующей важной частью являются пропорции объектов. Пропорции являются взаимосвязью между двумя или более величинами. Обратите внимание на взаимосвязь между размерами и формами. Уделите время для определения взаимосвязи между объектами.

Композиция - это простыми словами, схема построения основных элементов картины (или эскиза, наброска и т. д.) относительно центра и друг друга.

Обычно композиция подаётся в виде схемы. Схем композиций много.

Вы.

Что такое компоновать? Компоновать - это сам процесс композиции. То есть продумывание композиции  (переставляние элементов, их увеличение или уменьшение).

Что такое геометрический и оптический центры и как их находят?

В композиции присутствуют центры: геометрический  и оптический.

Геометрический центр картинной плоскости - это тот центр, который определяется геометрически. Он находится на пересечении двух диагоналей. Одна диагональ идёт из одного угла в противоположный, другая - из другого угла в противоположный.

Рис.1

C:\Documents and Settings\Методист\Рабочий стол\1 рис.jpg

Оптический центр картинной плоскости - находится чуть выше геометрического центра. Оптический центр - это зрительная иллюзия центра картинной плоскости. Зависит он от размера работы. Чем больше работа, тем выше оптический центр. Чем меньше работа, тем он ниже, т.е. ближе к геометрическому центру. Если работа формата А4, А3 то он выше на

1см-1,5см. Если формат меньше, то эти цифры меньше. Если работа больше по размеру, то эти цифры больше.

C:\Documents and Settings\Методист\Рабочий стол\рис 2.jpg

Понятие о светотени

Физическое явление распределения света, благодаря которому наше зрение различает окружающую реальность, в изобразительной практике носит название светотени.

Объемная форма предмета в соответствии с  его конструктивным строение определяется игрой света и тени.

На поверхности любого предмета находится множество участков под разными углами по отношению к источнику света.

Светотень представляет человеческому зрению следующими градациями: светом, бликом, полутенью, собственной и падающей тенью, рефлексом.

Свет – это наиболее освещенная часть предмета, то есть участок поверхности, получающий от  источника света наибольший поток прямых лучей.

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

Свет в создании рисунка является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:

1. собственная тень — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта;

2. полутень — место перехода от света к тени;

3. рефлекс — оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

4. света — поверхности, наиболее ярко освещённые источником света;

 блик — самое светлое пятно на освещенной части предмета;

5. падающая тень — тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными (1), а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

C:\Documents and Settings\Методист\Рабочий стол\рис 1.gif

1. собственная тень; 2. полутень; 3. рефлекс; 4. свет; 5. падающая тень;

C:\Documents and Settings\Методист\Рабочий стол\рис 2.gif

Элементы светотени у объекта и художественного изображения часто называют тонами. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий.

C:\Documents and Settings\Методист\Рабочий стол\рис 4.JPG

На этой тоновой шкале видны 8 тонов от белого к черному

Мы не хотели бы чтобы наши рисунки напоминали такую работу, как сказал великий мастер. Для этого мы должны понимать, что такое светотень и тон. И когда мы наносим штрихи, мы не просто закрашиваем определенные участки бумаги, а лепим объем изображаемого предмета. Для начала попробуйте нарисовать простые формы: шар, куб, цилиндр, конус, - и, употребляя тоновую палитру, делайте их объемными.

Тональная растяжка и варианты штриховки

Линия и тон - главные изобразительные средства рисунка. Понятие "пластическая выразительность рисунка" связывают с гибкостью и характерностью линии, способностью глаза широко охватывать тонкие тональные градации, всевозможные светотеневые эффекты в изобразительной моделировке формы.

 Средствами линии определяются пропорции предметы - она истремент анализа строения формы предметы и одновременно средство создания самой этой формы. Линия позволяет обозначить различные ракурсные динамические повороты формы предмета.

 Сравнивая светлотные отношения поверхностей геометрической формы, нужно стремится передать на рисунке только их основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую тень.

C:\Documents and Settings\Методист\Рабочий стол\светотень .jpg

Штриховка карандашом

В карандашной технике существует несколько способов постепенного создания тона. Качественные различия между ними обусловлены характером и природой используемой рабочей основы. Существует три наиболее популярных и эффективных метода: перекрестное штрихование, штриховка - тонирование и штриховка - тонирование в комбинации с растушевкой. Основу других видов линейной карандашной техники составляет строгое следование контурам объекта при использовании плотно нанесенных параллельных штрихов.

Перекрестное штрихование. Способ перекрестного штрихования основан на создании непрерывных линий, проведенных в двух и более направлениях. Чем грубее фактура поверхности бумаги, тем значительнее и очевиднее нарушения в правильности структуры перекрестной штриховки. Лишь бумага, обладающая гладкой поверхностью, позволяет сохранить «свежесть» и четкость каждого штриха. Характер перекрестного штрихования становится менее механическим на грубой фактурной поверхности.

Штриховка-тонирование. Являясь простейшим методом создания тона, штриховка-тонирование выполняется в результате естественного движения руки, запястья или локтя, которые функционируют на доске подобно шарниру. При использовании бумаги с грубой фактурой обратите внимание на то, что благодаря ее зернистости штриховка создает на поверхности однородный участок полутонов.

Штриховка-тонирование в комбинации с растушевкой. Растушевывание участков перекрестной штриховки и штриховки в одном направлении с помощью пальца или бумажной растушевки создаст эффект слегка размазанного и смягченного рисунка. Белые нижние, вдавленные вглубь волокна, на фактурной поверхности могут наполняться частицами графита, образуя приглушенный бледно-серый тон. Как правило, чем тоньше используемый грифельный стержень, тем тоньше и деликатнее создаваемый тон.

Практическое задание (см. презентацию, прилагается)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИКУМУ) Тема: КОМПОЗИЦИЯ Учебная дисциплина «Рисование и лепка» для студентов группы 305-пв/17 «Повар, кондитер» Автор: Ушакова Ольга Александровна, преподаватель ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум» городской округ Ревда, 2020

Слайд 2

Для самостоятельного изучения перед рисованием композиции Слайды: с 3 по 8 рассмотреть СЛАЙД 9 ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ (нарисовать карандашом в альбоме)

Слайд 3

1. собственная тень; 2. полутень; 3. рефлекс; 4. свет; 5. падающая тень

Слайд 4

собственная тень; 2. полутень; 3. рефлекс; 4. свет; 5. падающая тень

Слайд 6

Тональная растяжка и варианты штриховки

Слайд 7

Пример плохой композиции

Слайд 8

Пример несбалансированной композиции