Урок- обобщение знаний по теме: «декоративно-прикладное искусство».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Гвоздикова Марина Александровна

Урок- обобщение знаний по теме: «декоративно-прикладное искусство».

Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- обобщение знаний по теме: «декоративно-прикладное искусство».

Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся;

Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый).

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная и коллективная.

Добрый день ребята!

Сегодня на уроке для вас представлена выставка различных предметов. Все мы знаем, как они называются и откуда к нам пришли.

-А что же их объединяет? Это предметы декоративно-прикладного искусства (предметы народных промыслов)

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.

Ребята, на протяжении 3-х четвертей мы знакомились с декоративно-прикладным искусством (Открываю часть темы) Это и вышивка, и роспись по дереву, это и глиняные игрушки, украшения и много других промыслов. Этим промыслам не один десяток лет, а многие из них появились много веков назад. Мастера работают в традициях и сохраняют навыки и правила, передающиеся от старых мастеров. Вы получили много новых знаний на протяжении этого времени, позволяющих провести сегодняшний урок.

Как же мы назовем наш урок, если речь пойдет обо всех изученных промыслах (Открываю часть темы).

Урок……знаний по теме «декоративно-прикладное искусство».

Цель нашего урока-объединить все изученные промыслы в единой творческой работе.

Как же нам добиться нашей цели? (Дети размышляют)

Зная цель урока, попробуйте сформулировать задачи нашего урока, используя слова-помощники:

Что нам надо сделать, чтобы объединить промыслы

Вспомнить…(какие промыслы мы знаем)

Подумать…(где можно разместить изображение промыслов одновременно)

Создать….(рисунки мотивов народных промыслов)

Разместить …..(изображения на запланированном месте)

Подвести….   (итоги творческому процессу)

  1. Вспомнить…

- Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

В этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Не случайно большой популярностью пользуются выставки и ярмарки мастеров народных промыслов.

Обратимся опять к нашей выставке:

- Что это за игрушка? (филимоновская)

-какие знаки на ней изображены? Что они обозначают?

-где еще мы можем увидеть салярные знаки? (вышивка на одежде и полотенцах, сундуки и т.д)

- а какие еще славянские символы мы знаем (конь, птица, древо жизни, Макошь)

 -как называется промысел, который радует нас синими узорами на белом поле? (гжель)

 Нижегородская область нам подарила два красивых, не похожих друг на друга деревянных промысла.

-какой помысел называют золотая….?

- а чудо-кони, чудо-птицы украшенные цветами из какой росписи? (Городецкая роспись)

2. Подумать…

Необъятная наша страна и в каждом уголке найдутся умельцы, украшающие своим мастерством наш быт.

Вот и мы с ребятами на весенних каникулах путешествовали по Ярославской области и познакомились с промыслами мастеров этого края.

Об одном из таких промыслов и расскажут наши юные путешественницы. (Карина рассказывает про изразцы, Аня показывает их)

Ярославль – знаменитый город Золотого кольца России, насчитывающий 140 памятников архитектуры. В первую очередь он привлекает туристов красотой церковного зодчества. Именно с храмовой архитектурой Ярославля неразрывно связано и его неповторимое изразцовое искусство.

Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор.

Наиболее распространенным мотивом ярославских изразцов была цветочная розетка, украшенная различными цветами. Данный орнамент символизировал благополучие, что и объясняет его необычайную популярность в купеческом городе.

 Популярными мотивами также были разнообразные вазы с цветами и изображения птиц, как реальных, так и фантастических, в различных способах обрамления, заморские фрукты и ягоды, воплощавшие собой народные поверья.

 У каждого из сюжетов было свое значение. Так, грифон выступал олицетворением надежной защиты, соловей – молодости, райская птичка – мечты о светлом будущем, единорог – процветания, а птица Сирин – материнства.

Фризы обычно украшали с помощью орнамента «растительный завиток», который мог представлять собой как простую композицию, так и довольно сложную.

В архитектуру Ярославля плотно и надолго вписывается керамический фасадный декор. А ярославские изразцы приобрели свои индивидуальные черты и особое значение и используются и в современном декоре.

 Мы любовались украшением зданий с наружи. Но больше всего нас поразило изразцовое чудо внутри терема.

Что же это за предмет интерьера? (печь)

Как вы думаете такая печь где могла находиться6 в крестьянской избе или у зажиточного купца? (у купца)

Вот и мы с вами представим на время купеческий дом. Хозяин заказал мастеру изготовить изразцы и украсить ими печь. Но мастер не может исполнить работу в срок, заказов много, не успевает. И попросил нас с вами ему помочь. (Монтирую печь).

 Нельзя отказать мастеру, но и у нас в вами тема для работы есть «Обобщение знаний по декоративно-прикладному искусству».

Как же мы будем выходить из положения? (нарисуем на изразцах мотивы изученных промыслов и украсим ими печь).

Ну обдумывать композицию своего изразца мы по традиции русских мастеров будем под задорную русскую песню. Которую для нас исполнит наша гостья Костюченко Анна. ( звучит песня).

  1. Создать…

Вы немного отдохнули, обдумали, что нарисуете. Для работы у вас квадратный формат листа. Изображать можно как предмет промысла, так и мотив росписи. В узоры можно вплетать салярные знаки и славянские символы. Чтобы изразцу предать законченный вид оформите края. Художественный материал выбираете самостоятельно. Рисунок на изразце должен быть крупным и выразительным.

Приступаем к работе.

Как только у вас будет готов изразец подходите и крепите свое изделие на печке.

  1. Итоги.

Как вы думаете удалось нам выполнить поставленные задачи?

Получилось объединить народные промыслы в единой работе? Какая цель у нас была? (обобщить полученные знания)

Сегодня вы состоялись как мастера декоративно прикладного искусства. На основе традиций русского народного творчества создали свои авторские изразцы и украсили ими предмет интерьера.

Давайте послушаем поэтическое посвящение Русской Печке:

Посвящение Русской Печке

автор: Юлия Калякина

 

Русская Печка, Русская Печка!

Нет в добром доме теплее местечка!

Рук неустанных и щедрых творение-

Предкам великим благодарение!

Раньше, погреться на печке - мечтали!

Жаль, печки русские редкостью стали!

В моде камины, "шведки", "голландки"

Разве согреют зимой иностранки?

Русская печка - целебная глина,

Лечит не хуже, чем мёд и малина!

В лютую стужу - не ведая горя!

Выгонит хвори, как южное море!

 

Русская печка, будто живая! 

Преданно служит, покоя не зная.

Русская Печка, Русская Печка!

Как не замолвить добрым словечком!

5.Рефлексия

На столах у вас маленькие изразцы. Если урок вам понравился и вы уходите с хорошим настроением-заберите изразец на память. Если вам не понравилось-выбросите его в черный чугунок.

Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....

Урок обобщения знаний по теме "План и карта"

Урок поводится в форме игры.    На подготовительном этапе класс делится на группы по 7 – 10 человек. Придумывают название команды, эмблему. Вопросы к конкурсу «Ты – мне, я – тебе» ...

Урок обобщения знаний по теме “Атмосфера” 6 класс.

На уроке используются различные методы и приемы: беседа сочетается с групповой работой, работа с географической картой, метеорологическими приборами. Отвечая на вопросы, учащиеся закрепляют знан...

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)

          Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных  способах производства аммиака,...

Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)

Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...