Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Театральная маска"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Малых Елена Александровна

Урок по изобразительному искусству, 3 класс (УМК Б.М. Неменский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_maska_urok_izo.docx927.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема четверти: «Художник и зрелище»

Тема урока: «Театральные маски».

Класс: 

Тип урока: приобретение новых знаний.

Цель: ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.

Задачи:

  • рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля;
  • дать представление об истоках театра;
  • дать понятие о карнавальных древних ритуалах;
  • показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность;
  • развивать умения работать с бумагой, с шаблонами, использовать при этом необходимые инструменты и приспособления;
  • развивать творческие способности учащихся, воспитывать трудолюбие;
  • воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;
  • овладеют умением вести диалог, работать коллективно;
  • сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
  • сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Личностные:

  • сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;
  • продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Предметные:

  • познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;
  • познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Зрительный ряд: образцы масок из различных материалов; фотографии масок; работы учащихся.

ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку “Театральная маска”

Литературный ряд: Н.А. Горяева “Стихи о театре”; учебник “Искусство вокруг нас” - 3 класс.

Музыкальный ряд: Yiruma - River flows in you

Инструменты и материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, тряпочка, шаблоны масок.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учителя.

2.Подготовка к восприятию нового материала.

-У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я …художник!

- Ребята, расскажите мне, что вы знаете о профессии художника?

- Художник – это творческий специалист, а какие специализации (направления) этой профессии мы можем выделить? (составление кластера)

- Ребята, тема четверти звучит «Художник и зрелища»

- Как профессия художника связана со зрелищным искусством?

- Ребята, актер в театре играет разные роли.

Что помогает ему постоянно перевоплощаться?

-Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.

- Скажите мне: о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

3. Формулировка темы урока.

Итак, сегодня мы поговорим о театральной маске, ее предназначении и истории возникновения.

4. Открытие новых знаний.

(Рассказ учителя и демонстрация слайдов презентации по ходу рассказа).

Театральные маски — специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лица актёров, впервые, как считается, появившиеся в Античности и у древних греков и римлян служившие для актёров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски могли изображать как человеческие лица, так головы животных, фантастических или мифологических существ. Изготавливались из различных материаловhello_html_29fc3183.jpg

Слайд1.

Судя по открытиям конца XIX века, можно допустить, что маски применялись с этой же целью издревле в Египте и в Индии, но о тамошних масках до нас не дошло точных сведений. В Европе первые маски появились в Греции, при Вакховых празднествах.

Слайд 2,3,4.


hello_html_4eb25224.jpghello_html_m7621366b.jpg




hello_html_684b2a73.jpg



Маски преследовали двоякую цель: во-первых, они придавали определённую физиономию каждой роли, во-вторых — усиливали звук голоса, а это было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы.

Слайд 5

hello_html_5eeb4ddd.jpg

У масок уста были приоткрыты, глазные впадины резко углублялись, все наиболее характерные черты данного типа подчеркивались, а краски налагались ярко. Первоначально маски выделывались из лубка, впоследствии — из кожи и воска. У рта маски обыкновенно отделывались металлом, а иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса, в устах же у маски помешался рупор (поэтому римляне обозначали маску словом persona, от personare — «звучать»).hello_html_m6a6ff042.jpg

Слайд 6

Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий:

1) стариков,

2) молодых людей,

3) рабов

4) женщин, весьма многочисленных типов.

Независимо от масок для ролей простых смертных существовали ещё маски для героев, божеств. Сатирические маски употреблялись для воспроизведения мифологических чудищ, циклопов, сатиров, фавнов и так далее. Были ещё маски оркестрические — они надевались танцовщиками, а так как последние помещались на сцене всего ближе к зрителям, то и маски для них выписывались менее резко и отделывались более тщательно. Слайд 7hello_html_4689a8e5.jpg

Для воспроизведения персонажей, у которых резко менялось душевное настроение во время действия, введены были маски, на одном профиле выражавшие, например, горе, ужас и тому подобное, тогда как другой профиль обозначал радость, удовлетворение; актёр поворачивался к зрителям то одной, то другой стороной маски.

Слайд 8



hello_html_1b3f6a3.jpg

Из Греции маски перешли в римский театр. Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены. Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и так называемой итальянской комедии (Comedia dell’Arte).

Слайд 9 Слайд 10


hello_html_m84ba37.jpghello_html_517042a6.jpg



Употребление масок не ограничивалось одним театром. В области частного быта употребление масок возникло в Венеции и практиковалось во время карнавала; во Франции при Франциске I мода на венецианские маски (loup) из чёрного бархата или шёлка настолько привилась, что маска составляла необходимую почти принадлежность туалета.

Слайд 11hello_html_6b65f91e.jpg

Во все времена и во всех странах маска, надеваемая на общественных празднествах, пользовалась неприкосновенностью и давала право на нетерпимую при других условиях фамильярность речи. Во Франции лицам, допущенным на бал под маской, обычай разрешал приглашать на танцы незамаскированных, будь то даже члены царствующего дома.

К концу XIX века маски на Западе употреблялись почти исключительно во время карнавала.

Слайд 12 hello_html_18d7d827.jpg

hello_html_m7f185132.jpg   Слайд 13

Несмотря на то, что в Европе маски начали выходить из употребления уже в XVII веке, они изредка применялись и в театральных постановках XX века. Театральные маски имели также распространение в традиционных азиатских театрах (раслила и рамлила в Индии, театр топенг в Индонезии, театр ноо в Японии).

Слайд 14,15


hello_html_m48c7a759.jpghello_html_m27cc551e.jpg

       




К XX веку часто (катхакали в Индии, кабуки в Японии) заменяясь маскообразным гримом.

hello_html_m50cd9bd0.jpg       Слайд 16

5. Физкультминутка

6.Закрепление знаний.

Составление плана работы

  1. Возьмем лист белого или цветного картона, переведем на него шаблон маски.
  2. Вырежем заготовки.
  3. Выполним прорези для глаз и рта.
  4. Вырежем различные детали из цветной бумаги для украшения маски.
  5. Оформим изделие.

5.Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение работы по изготовлению масок. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

6.Итог урока. Рефлексия.

- Вы смогли сделать прекрасные театральные маски. Наверное, каждый из вас, когда вырастет, сможет создать свой театр масок. Но для этого, конечно, нужно многому научиться. А из ваших изделий мы устроим выставку.

- Какие чувства пробудил у вас урок?

Что нового вы сегодня узнали, с чем столкнулись впервые?

Все ли у вас получилось на уроке?

Кому бы вы хотели рассказать о том, что нового вы узнали на уроке?

- Я предлагаю вам дополнить маску нашего урока. Если вы удовлетворены своей работой смоделируйте улыбающуюся маску, если у вас остались вопросы, наклейте свой стикер на грустную маску.

Спасибо! До свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Самоанализ урока изобразительного искусства по теме «Театральная афиша»

Эффективное владение и применение современных психолого-педагогических технологий, различных способов формирования у обучающихся мотивации к обучению. Представлен комплексный подход к достижению ...

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусство Гжели" (5 класс)

Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное  искусство» 5 кл. под руководством  Б.М.  Неменского.Тема урока:  «Искусство Гжели»Цель урока:...

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по изобразительному искусству во 2-м классе "Портрет кошки" ( II триместр ) Раздел: О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Целью данного урока является развиватие способности у детей  воспринимать оттенки чувств и выражение их в практической работе....

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...