Ход урока "Знатоки изобразительного искусства"
материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Игра проводится в 3 тура: «Знаешь ли ты виды и жанры ИЗО?»; «Знаешь ли ты художников?»; «Знаешь ли ты картины художников?». Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход игры

  • Представление команд.
  • Правила игры.
  • Игра.
  • Награждение. Подведение итогов игры.

Правила игры

  • Игра проводится в 3 тура: «Знаешь ли ты виды и жанры ИЗО?»; «Знаешь ли ты художников?»; «Знаешь ли ты картины художников?». Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов.
  • Вопросы необходимо слушать до конца, затем капитан поднимает флажок и говорит, кто отвечает.
  • Уточнять ответ другому игроку нельзя.
  • Отвечает первой та команда, которая раньше подняла флажок.
  • Если ответ сразу не дается, предоставляется 1 минута на обсуждение. Ответ необходимо дать раньше, пока одна минута не истечет. После звонка ответ не принимается.
  • Если ответ неточен или неверен, то второй команде дается время, оставшееся до минуты, на обдумывание.
  • Если не отвечают на вопрос обе команды, вопрос переходит к зрителям, а в следующем туре разыгрывается два очка. Если подряд не отвечают на два вопроса, то разыгрываются три очка.
  • Зрители тоже участвуют в игре. В конце игры отмечается лучший игрок и активный зритель.

Оформление игры

  • Название игры.
  • Два флажка.
  • Секундомер, звонок.
  • Таблички: 1 команда, 2 команда.
  • 6 рисунков для «фоторобота»
  • 4 чистых листа+2 листа с пятном(для портрета)
  • Фломастеры, карандаши, ластик
  • Презентация

Первый тур.

  • Выбери вид изобразительного искусства.
    а) архитектура; 
    б) живопись; 
    в) театр; 
    г) кино.

Ответ: живопись

  • Каково происхождение слова «графика»? Что оно означает?

Ответ: графика – вид изобразительного искусства. Название произошло от греческого «графо» – пишу, рисую.

  • К какому виду изобразительного искусства относится витраж? Что такое витраж? Где он появился впервые?

Ответ: витраж относится к декоративному искусству. Это живопись из цветного стекла или на стекле. Впервые витраж появился в древние времена в Египте.

  • К какому виду изо относится шрифт?

Ответ: к графике.

  • Натюрморт – это изображение…
    а) неживых предметов;
    б) природы; 
    в) фигуры человека?

Ответ: изображение неживых предметов, близких по смыслу и назначению.

  • Какой народный промысел старше: хохломская или городецкая роспись?

Ответ: хохломская, т.к. она появилась в семнадцатом веке, а городецкая – в девятнадцатом.

  • Как называется ткань для натюрморта?

Ответ: драпировка.

  • Как называется обратная сторона обложки книги?

Ответ: форзац.

  • Что называется линейной перспективой и на какие виды она делится?

Ответ: линейная перспектива – это зрительное сокращение сторон предмета по мере его удаления. Виды: фронтальная и угловая.

  • Какие художники входят в творческий союз, под фамилией – псевдонимом Кукрыниксы?

Ответ: Куприянов, Крылов, Соколов.

  • Этот художник прожил небольшую жизнь. Ему было всего 34 года, когда он трагически погиб. За свою короткую жизнь он написал около 4000 картин. Основная тема в живописи – сказочно-былинная. Вершиной этой серии является картина «Человек с филином». О каком российском художнике идет речь?

Ответ: о Константине Васильеве.

  • Современный художник – живописец, его работы тесно связаны с историей русского народа, с былинным эпосом. Последние работы его насыщены философскими размышлениями о человечестве. Он написал огромное полотно «Мистерия ХХ века», в которое вмонтировал зеркало, давая зрителю возможность стать героем картины. Кто этот художник?

Ответ: Илья Глазунов.

  • Художник-сказочник, создатель «поэмы семи сказок».

Ответ: В. Васнецов.

  • Великий русский художник – портретист, создатель и руководитель «Товарищества передвижников» в 1870 году.

Ответ: И. Крамской.

  • Художник, историк, географ, археолог, ученый, долгое время проживал в Индии. Его известные полотна: «Гонец», «Заморские гости», «Держательница мира». Кто этот человек?

Ответ: Николай Рерих.

  • Какой известный русский художник научился раньше рисовать, чем ходить?

Ответ: Карл Брюллов.

Второй тур

  1. «Фоторобот»

    Ведущий. Как мы уже упоминали, главное в жанре портрета — передача внутреннего мира человека, его эмоций.

    На сцену приглашаются по 2 человека от команды. На полосках бумаги даны изображения глаз, носа, рта, прически, ушей, овала лица.
    Задание: собрать портрет, выражающий грусть, удивление, спокойствие, недовольство (по жребию).

  2. «Игра с пятном»
    (Заранее на листе бумаги наносится пятно.)

    Ведущий. На сцену приглашаются еще по 2 человека от каждой команды. В представленном вам пятне при внимательном его рассмотрении вы можете обнаружить профильное изображение человека, сказочного или литературного персонажа. Необходимо лишь немного доработать это пятно фломастером. Участники дорисовывают профиль персонажа.

    Давайте посмотрим на работы наших художников в конкурсах «Фоторобот» и «Игра с пятном».

    Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.

  3. «Глаза — зеркало души человека»
    Ведущий. Глаза многое могут рассказать о характере человека, бушующих в его душе эмоциях. Вниманию команд предлагаются фрагменты двух картин. Попробуйте охарактеризовать человека, которому могли бы принадлежать эти глаза. На карточках фрагменты картин.

    Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа

    Читается стихотворение О. Дриза «Глаза» 
    В глазах у нежных -

    Нежность,

    Отвага -

    У бойца,-

    В глазах у скромных -

    Скромность,

    У хитрых -

    Хитреца.

    ''И — что ты ни придумай, 
    И что ни напиши, знают,

    Что глаза –

    Зеркало Души.

  4. Затем один представитель от каждой команды характеризует предложенные фрагменты, например глаза, используя эпитеты: суровые, колючие, холодные, жестокие, неравнодушные, вдумчивые, властные, печальные, задумчивые, а также пытается охарактеризовать людей, которым они принадлежат. Характеристики получаются разные.

    На экране демонстрируются картины целиком, и каждая сопровождается коротким рассказом.
    Приглашаются по 2 человека от команды: свидетель и художник.

    Свидетель дает художнику словесный портрет разыскиваемого героя. Задание участники вытягивают из конверта по жребию.
    Приложение 2
    Задание: нарисуйте портрет литературного героя по описанию.
    Примерные тексты для зарисовок.
    А.С. Пушкин
    Правду молвить, молодица 
    Уж и впрямь была царица; 
    Высока, стройна, бела, 
    И умом и всем взяла; 
    Но зато горда, ломлива, 
    Своенравна и ревнива...
    «Ты, конечно, спору нет; 
    Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». 
    И царица хохотать, 
    И плечами пожимать, 
    И подмигивать глазами, 
    И прищелкивать перстами, 
    И вертеться подбочась, 
    Гордо в зеркальце глядясь.
    А. Линдгрен
    Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому, же еще и в крапинку — от веснушек; в большом широком рту сверкали, белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у неё. Видно не хватило, она вшила в него кое – где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один — коричневый, а другой — черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.
    Т. Александрова.
    Девочка взяла веник, да так и села на пол — до того испугалась. Под веником кто-то был! Небольшой, мохнатый, в красной рубахе, блестит главами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать».
    Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся.
    Л. Волков
    Около изгороди стоял длинный шест, на нём «торчало соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето: в поношенный голубой кафтан; кое- где из прорех кафтана торчала солома: На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты.

Третий тур

  • Узнать картину по описанию: «Изображен лагерь, на заднем плане – дым костров, шатры. На первом плане небольшая группа хохочущих людей. За наскоро сколоченным столом сидит писарь, он пишет письмо. Остальные подсказывают содержание письма. Картина показывает сплоченность и героизм этих людей».

Ответ: Репин. «Запорожцы».

  • По одной из московских улиц мчатся сани, в них сидит раскольница, выступающая за старую веру. За санями бежит мальчик. По обе стороны улицы прохожие, которые ехидно смеются. На снегу сидит юродивый, рядом стоит странник. Как называется картина и кто автор?

Ответ: Суриков. «Боярыня Морозова».

  • Какую картину Н. Рерих посвятил своей жене?

Ответ: «Держательница мира».

  • Автор плакатов: «Помоги», «Ты записался добровольцем?».

Ответ: Дм. Моор.

  • Это одна из последних работ художника. На фоне зимнего северного пейзажа изображен суровый мужчина, держащий над головой плеть, на которой сидит филин. У ног старика лежит остаток горящего свитка с письменами, на котором написано имя художника. Как называется картина и кто автор?

Ответ: К. Васильев. «Человек с филином».

  • На фоне северного леса изображена девочка-подросток. Ритмический контраст сжавшейся в комочек фигурки и тянущихся кверху деревьев и трав принадлежит к самым прекрасным достояниям художника. Что это за картина и кто ее автор?

Ответ: В. Васнецов. «Аленушка».

  • Об этой картине нельзя говорить только как о конкретном портрете. Это скорее портрет – картина, представление художника об идеальной красоте. Образ надменной красавицы, безусловно, нравился художнику, но, будучи человеком наблюдательным, он невольно передал и душевную пустоту своей модели. Чей это портрет и кто его автор?Ответ: И. Крамской. «Неизвестная».
  • Кто автор картин: «Лунная ночь», «Неутешное горе», «Христос в пустыне»? Ответ: И. Крамской

Подведение итогов

Ведущий и жюри награждают победителей и вручают им дипломы «знатоков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...