Урок изобразительного искусства для учащихся 4 классов по теме "Разнообразие художественных культур" раздел "Китайская пейзажная живопись".
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Михайлова Виктория Владиславовна

Вам представлен один из уроков большой темы "Разнообразие художественных культур". В данном уроке представлена Китайская живопись и её особенности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы урока35.66 КБ
Файл Презентация к уроку1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Конспект урока по ИЗО 4 класс

Тема урока: Многообразие художественных культур. Япония. Характерные черты и техника мастеров японской живописи.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе японского пейзажа, рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать интерес к культурам других стран и народов;

Оборудование: для учителя – репродукции картин художников пейзажистов: Тессю Токусай «Орхидеи, бамбук, шиповник и камни»;  Хасэгава Тахаку «Сосна и бамбук»; Гион Нанкай «Бамбук в окне в дождливый день».

для учащихся – бумага формата А3, тушь художественная для рисования,  перо, акварель, кисть, баночки с водой.

Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока предлагаю вам, ребята, послушать песню Татьяны Романовой - популярная японская песня «Зимняя сказка». И вы мне скажете каким жанром изобразительного искусства мы будем сегодня заниматься на уроке.

Конструктор урока (Необъявленная тема):

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней

Или сад и облака,

Если снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется…… (Ответ уч-ся: пейзаж)

Ход урока

Повторение пройденного материала

Учитель: Кто из вас вспомнит и скажет что такое пейзаж?

- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания.

Учитель: 

 «Согласен – не согласен»

Презентация состоит из текста и картинок.

Пейзажи бывают: сельский (рисуют поля, деревенские дома) Слайд 2городской(изображают разные дома, улицы, виды городов) Слайд 3парковый пейзаж(изображают уголки природы, созданные для отдыха в городах) Слайд 4,архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры) Слайд 5,исторический пейзаж (изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями) Слайд 6космический пейзаж (внеземные горизонты) Слайд 7.

Сообщение нового материала.

Учитель: Но сегодня мы с вами поговорим не просто про пейзаж, а про пейзажи японских художников. Кто нам расскажет, чем отличается японский пейзаж от пейзажей русских или зарубежных художников?

- Европейцы познакомились с японским искусством во второй половине XIX века. И все же для большинства художников и просто зрителей японское искусство оставалось диковинкой: картины казались незаконченными эскизами, свитки напоминали обои, а гравюра — карикатуру.

Учитель: Традиции пейзажной живописи Востока уходят вглубь веков, мы с трепетом узнаем о школах, династиях, изучаем работы каждого исторического периода. Материалы, техники исполнения. Горные ландшафты, озера, реки, водопады, деревья. Деревушки, храмы, монастыри. Монохромный и цветной. Пейзажи, выполненные на рисовой или хлопковой бумаге, на шелке. Бесподобная японская гравюра, особенностям и процессу в работе над японской гравюрой мы обязательно посвятим одну из наших статей. Изображая природу, японские художники стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей.

Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Мы отправляемся с вами на встречу с временами года.

/Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о временах года и читают стихи/

1-й ученик: Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили кто из них лучше рисует?

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

2-й ученик:/читает стихотворение А.С. Пушкина/

Вот север, тучи нагоняя, 

Дохнул, завыл – и вот сама 

Идет волшебница-зима, 

Пришла, рассыпалась; клоками 

Повисла на суках дубов, 

Легла волнистыми коврами 

Среди полей вокруг холмов. 

Брега с недвижною рекою 

Сравняла пухлой пеленою; 

Блеснул мороз, и рады мы 

Проказам матушки-зимы.

Физкультминутка.

Повороты влево-вправо,

Это лёгкая забава.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно.(Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Отдых кончен наш, ребята,

Нам пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)

Учащимся предлагается репродукция картины Тессю Токусай «Первый снег» Слайд 16.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас ребята картина «Орхидеи, бамбук, шиповник и камни»? (Особенное приподнятое настроение от снега).

Сочетание каких цветов преобладает в картине? (Серебристые, коричневые, серо-сизые и белый).

1-й ученик: Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать?

3-й ученик:/читает стихотворение о весне Плещева А./

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Учащимся предлагается репродукция картины Хасэгава Тахаку «Сосна и бамбук»Слайд 17.

Учитель: Ребята, вы вероятно знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Сосна и бамбук). А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом).

1-й ученик: Приступило к работе жаркое лето и взялось за свою волшебную кисть.

4-й ученик /читает стихотворение о лете М.Ивенсена/

Вот и лето подоспело – 

Земляника покраснела: 

Повернется к солнцу боком – 

Вся нальется алым соком. 

В поле – красная гвоздика, 

Красный клевер. Погляди-ка: 

И лесной шиповник летом 

Весь осыпан красным цветом. 

Видно, люди не напрасно 

Называют лето красным. 

Учащимся предлагается репродукция картины Гион Нанкай «Бамбук в окне в дождливый день» Слайд 18.

Учитель: Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето).

1-й ученик: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она краски и отправилась она с ними в лес.

5-й ученик /читает стихотворение об осени А.Твардовского/

Меж редеющих верхушек 

Показалась синева. 

Зашумела у опушек 

Ярко-жёлтая листва. 

Птиц не слышно. Треснет мелкий 

Обломившийся сучок, 

И, хвостом мелькая, белка 

Лёгкий делает прыжок. 

Стала ель в лесу заметней, 

Бережёт густую тень. 

Подосиновик последний 

Сдвинул шапку набекрень.

Учащимся предлагается репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»Слайд 19.

Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры). Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни).

Учитель: Ребята, наступила осень. Перечислите признаки осени, которые вам известны.

Конструктор урока (прием «Шаг за шагом»)

/Учащимся предлагается перечислить признаки осени/

Учитель: Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников? (Гордость за Родину, восхищение красотой природы, любовь к родному краю).

Каждый из художников выразил свои чувства и переживания, своё отношение к природе. Они проникли в нашу душу, художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы.

Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.

Урок 2

  1. Творческая практическая деятельность учащихся.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать пейзаж по представлению.

/Учащиеся выполняют работу индивидуально или в паре по два человека/

1 группа – радостный, светлый пейзаж;

2 группа – мрачный, тоскливый пейзаж;

3 группа – нежный с грустью пейзаж.

Учитель: Настроения пейзажа китайских художников можно создать холодными, теплыми, глухими или звонкими цветами. Для этого не забывайте использовать цветовую палитру, использовать только локальный цвет - неправильно.

/На доске представлена методическая таблица по цветоведению/

Картинки по запросу таблица по цветоведению

Нет, не пейзаж влечет меня, не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…Она везде, где красота.

И. Бунин

  • Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства

        Передний план – все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен

        Средний план – объем и цвет постепенно смягчаются

        Задний план – все сливается в воздушной дымке

  • изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени

        освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя

Воздушная перспектива – это…

  • точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности

Линейная перспектива - это…

  • По мере удаления 
    • предметы уменьшаются
    • цвет бледнеет
    • контрастность постепенно смягчается
    • ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно
    • удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются

Законы перспективы:

  • Схема определений линий горизонта

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз

Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим

  • Схема изменения высоты линии горизонта
  • Найти ошибки
  • Дорога не должна подниматься выше линии горизонта
  • Найти ошибки
  • Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления
  • Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта

Задание

        Нарисовать пейзаж в технике по- сырому, используя полученные знания о перспективе

  • 1-ый этап работы

Простым карандашом создать контурный рисунок.

  • 2-ой этап работы

Смочить лист водой, быстро приступить к цветовому решению. Начинать работу с неба, затем от заднего плана к переднему.

  • 3-ий этап работы

      Мелкие детали доработать по сухому слою краски. Усилить цветовую контрастность.

Проверка знаний

                                Перспектива – это…

  • 1. наука о цвете
  • 2. изображение с применением линии горизонта
  • 3. система отображения на плоскости глубины пространства

Правильный ответ

                                Перспектива – это…

  • 3. система отображения на плоскости глубины пространства

Не забываете о законах перспективы (линейная и воздушная).

Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.

Прежде чем вы начнете работу ответьте мне на вопрос: Как правильно компоновать пейзаж, который мы хотим изобразить в стиле китайских художников? (выбрать как правильно расположить альбом, представить что будешь рисовать, провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения находящиеся дальше, сделать набросок карандашом).

Учащиеся приступают к выполнению практической работы.

В процессе выполнения работы учащимися, учитель контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

  1. Итог урока.

Выставка и анализ работ

Как можно передать настроение природы на рисунке?

С картинами каких художников мы сегодня познакомились?

Учащиеся оценивают рисунки товарищей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Китайская пейзажная живопись 山 水

Слайд 2

Китайской пейзажной живописи около 1500 лет. Живопись гор и вод шань шуй 山水 – один из первых жанров, который появился внутри живописной традиции поднебесной. Ни в одной другой культуре пейзаж не занимал столь почётного места.

Слайд 3

В самом названии китайского пейзажа — « шань-шуй » — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф shān 山 обозначает гору, а shuǐ 水 — воду. 山水

Слайд 4

Согласно религиозным взглядам китайцев, горы являются воплощением мужского начала (то есть « инь »), а вода – символизирует женское начало мира (« янь »). На картинах горы изображают несравненно величественными, огромными, стремящимися вверх к самому солнцу. Вода показана необъятной, мягкой, глубокой. Все это призвано лишний раз показать человеку, что он всего лишь крошечная частичка мира, но частичка неотъемлемая.

Слайд 5

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей : уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Слайд 6

Знаменитые художники прошлого 齐百 石 Ци Байши

Слайд 7

张大千 Чжан Дацянь

Слайд 8

徐悲鸿 Сюй Бэйхун

Слайд 9

Горы и воды стали универсальным языком, на котором говорит китайская культура . Горы – Воды это не только вид живописи. Огромная часть китайской поэзии говорит с нами на языке гор и вод.

Слайд 10

登 鹳雀搂 « Терем аиста и журавля» 王之 涣 Ван Чжи Хуань 白日 依山 尽 bái rì yī shān jǐn 黄河入海 流 huánghé rù hǎiliú 欲 穷千里 目 yù qióng qiānlǐ mù 更上一层 楼 gèng shàng yī céng lóu Белое солнце скрыться спешит за гору Жёлтой реки воды в море стремятся Чтобы простор бескрайний открылся взору Ярусом выше надо подняться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народног...

«Формирование художественных способностей, учащихся через восприятие красоты природы на уроках изобразительного искусства во 2 классе» по теме: «Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна»

Формирование художественной культуры учащихся через познание красоты природы. Развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира...