Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Зенкова Елена Викторовна

Тема урока: «Краски золотой осени»

 

Цели и задачи:

Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)

воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии и живописи; воспитывать эстетическое восприятие мира; знакомство с произведениями искусства об осени.

Оборудование: альбом для рисования, кисточки, стаканчики с водой, гуашь, иллюстрации и фотографии с изображением деревьев, мультимедийная презентация «Художники об осени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izo_1.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс.

                                                      Зенкова Елена Викторовна, учитель ИЗО филиала МОУ «СОШ

                                                     п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области»

                                                     в с. Большая Сакма

Тема урока: «Краски золотой осени»

Цели и задачи:

Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)

воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии и живописи; воспитывать эстетическое восприятие мира; знакомство с произведениями искусства об осени.

Оборудование: альбом для рисования, кисточки, стаканчики с водой, гуашь, иллюстрации и фотографии с изображением деревьев, мультимедийная презентация «Художники об осени».

Ход урока.

I. Организационный момент и мотивация к обучению.

Учитель. У каждого из вас есть своё любимое время года. А у кого-то - это осень! Осень - это чудесное, изменчивое, золотое время года. Осенний лес не может быть без деревьев, а деревья без листьев. Деревья надели свои пёстрые нарядные платья, земля устлана мягким разноцветным ковром…

Как сказочно красива осень в стихах?

   Осень-любимое время года многих поэтов, писателей, музыкантов и конечно художников. Об осени писали стихи, ей посвящали музыкальные произведения, ее изображали на холсте.

  II. Подготовка к восприятию нового материала.

  Ребята, а кто из вас сможет вспомнить и прочитать стихотворения об осени?

Ученик

 Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле... (Ф. Тютчев)

3. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. (А.  Пушкин)

Учитель. Молодцы ребята, вы вспомнили очень красивые строки.  Об осени писали многие поэты, это С.Есенин, А.С.Пушкин, Ф.Тютчев, Б.Пастернак и многие другие поэты. А художники описывают осень красками

     Показ репродукции картины И.И. Шишкина «Золотая осень»

Учитель. Картина Ивана Ивановича Шишкина «Золотая осень» залита желтым солнечным светом, освещающим пожелтевшую осеннюю листву. Золотистыми оттенками пропитана вся картина, создавая впечатление, что природа облачилась в самые дорогие наряды. Восхищаться картиной Шишкина «Золотая осень» можно бесконечно!

   Какое настроение у этой картины?

Дети: Грустное, печальное, воспоминания об ушедшем лете

     Показ репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Учитель. На картине И.И. Левитана «Золотая осень» изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли травой и кустарником. Сквозь них кое-где проглядывают участки красновато-бурой земли. Выше по склону изображены белоствольные красавицы-березы, сверкающие золотом в лучах нежаркого осеннего солнца. Возникает ощущение, что желтое и красное золото разлито в самом воздухе. Светло-золотистые кроны деревьев создают радостное жизнеутверждающее настроение в картине. Природа на полотне не только не увядает, но, напротив, радуется наступившей осени! В работе доминируют три цвета – золотой, синий и голубой с небольшим добавлением зеленого. Эта цветовая гамма символизируют радость и полноту жизни.

Ребята, какое настроение вызывает у вас картина И.И. Левитана «Золотая осень»?

 Дети: Картина И. И. Левитана «Золотая осень» вызывает светлое лирическое настроение, радует нас яркими, теплыми красками осенней природы.

    Художники в своих картинах помогают нам увидеть красоту природы России. Какие краски использовали художники для своих картин? (Красный, желтый, оранжевый, коричневый.) Какие деревья по характеру силуэта, ветвей, листьев? (Елка - пушистая, густая; береза - стройная, гибкая; дуб - мощный, толстый, ветвистый)

   Красивы деревья осенью! Каких только красок нет! Представьте, что мы пришли в осенний лес. Он освещён яркими лучами солнца. Тихо. Вы оглядываетесь кругом, любуетесь, как волшебница осень одела деревья в праздничный наряд.

Учитель. Ребята, о каких деревьях идет речь?

1. « Красавец» - так переводится латинское, научное название этого дерева . Но оно не только красиво: это дерево - богатырь. (Дуб) 

2.Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза)

3. В том лесу, не в огороде,

  Только осень на подходе,

  Новый у нее наряд,

  Бусы красные висят. (Рябина)

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Ребята, вы догадались что мы сегодня будем рисовать?

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами тоже будем художниками и нарисуем осенние деревья, но сначала давайте их рассмотрим. О каких деревьях были загадки? (береза, дуб, клен, рябина). 

   Анализ объекта изображения (образца)

Чем они различаются? Чем похожи? (форма, цвет) Береза стройная, ветки тонкие, ствол белый, листва желтая, крона вытянутой формы. Дуб толстый, ветвистый, ствол темный, листва желтовато-зеленая, крона раскидистая широкая. Вот стоит рябина.  На ней ярко краснеют гроздья ягод. Словно в бусах.

Клены подставили свои листочки, и осень раскрасила их жёлтыми, оранжевыми и красными красками.

   Чем отличаются деревья на заднем плане от дерева на переднем плане? Посмотрите на землю под деревьями, она тоже и желтая, и красная, как вы думаете почему?

IV. Физкультминутка.

V. Выполнение практической работы.

План рисования дерева.

Учитель.  Легкими линиями кисти намечаем стволы деревьев, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а к верху уже.

- Рисуем ветки - детки на деревьях.

- Рисуем крону.

- Скажите, а будет ли отличаться размер листиков на дереве переднего плана от размера листиков на деревьях заднего плана?

Выполнение учащимися практической работы.

Контроль за выполнением практической работы.

VI. Анализ работ.

Учитель.  Ребята, вы выполняли работу под моим руководством, но у вас получились совершенно разные работы! Почему это произошло?

Рефлексия.

А сейчас, если у вас на уроке не было трудностей, поднимите красный листик, если у вас возникли трудности, поднимите желтый листик.

VII.Итог урока.

Какая тема была на нашем уроке?

Какое время года на ваших рисунках?

Уборка рабочих мест.

Вы все молодцы! Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

урок изобразительного искусства по теме "Осенние листья"

урок изобразительного искусства для 3 класса по теме "Осенние листья"...

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему"Золотая хохлома" 5 класс

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему "Золотая хохлома" 5 класс.Урок составлен с учётом требований ФГОС.Презентация прилагается....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

Урок ОДНКНР в интеграции с уроком изобразительного искусства "Осень в парке"

В данной работе предложен вариант  урока ОДНКНР в интеграции с уроком изобразительного искусства.Как можно обогатить(оживить) классическую систему освоения культурного наследия  Санкт-Петерб...