Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся
статья по изобразительному искусству (изо)

Белкова Елена Александровна

Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся. Представлен метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеклассная работа учителя с учащимися. Даны статистические данные участия учащихся в конкурсах детского творчества различного уровня.

Ключевые слова: творчество, талант, изобразительное искусство, проект, познавательная деятельность, художественная одаренность, дар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 330

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Белкова Елена Александровна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №1» г. Зимы, Иркутской области

Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся. Представлен метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеклассная работа учителя с учащимися. Даны статистические данные участия учащихся в конкурсах детского творчества различного уровня.

Ключевые слова: творчество, талант, изобразительное искусство, проект, познавательная деятельность, художественная одаренность, дар.

CREATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AS A DECISIVE FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

Belkova Elena Aleksandrovna        

Annotation: The article reflects the creative activity of the teacher through his participation in professional competitions and exhibitions of creative works. The influence of the teacher's talent on the development of cognitive interest and creative abilities of students is reflected. The method of projects in art classes and extracurricular work of teachers with students is presented. Statistical data on students ' participation in children's art competitions of various levels are given.

Key word: creativity, talent, fine art, project, cognitive activity, artistic talent.

Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Немалые трудности встают порой перед учителем. Но есть в профессии учителя то, ради чего избирают её люди, желающие вести своих учеников в мир неизвестного, раскрыть перед ними радости творческого труда. Фундамент его творческой деятельности – научные знания, педагогическая, эстетическая культура. Именно на этой основе развиваются разносторонние интересы и духовные потребности учителя. Совершенствованию помогают программы самовоспитания и самообразования, разрабатываемые каждым педагогом для себя. Творческая деятельность учителя рождает положительные эмоции, не дает ему замкнуться в своем узком опыте, спасает его от бесконечных сомнений и раздумий, связанных с временными неудачами.

Все примеры творческой деятельности учителей сходны в главном: увлечённом отношении к своему повседневному труду, стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности ученика. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных. Задача  учителя - овладение мастерством,  и она вполне достижима. Педагогическая интуиция, опыт учителя, углублённый и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную систему. Главное – умение вовлечь в ту деятельность, которая побуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность.

Учитель стремится анализировать свой опыт и опыт товарищей по работе, фиксирует развитие интересов учеников, выполнение ими различных заданий.  Учитель – мастер  всегда в творческом поиске, он хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует результаты, в том числе и свои собственные ошибки и просчёты. Он работает с перспективой, ставит перед собой достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные, прежде всего с воспитанием творческой личности, подготовкой учащихся к творческому труду.

Есть великая «формула» родоначальника космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Мы определяем свою значимость по оценке других людей или по своим взглядам на жизнь, а жизнь каждого начинается с детства. Кто не знает силы детских впечатлений? Перед многими людьми детство стоит как яркая многоцветная картина, где можно различить каждую травинку, каждого ползущего муравья.

Вспоминая детство, Е.А. Белкова  отчётливо помнит свои первые рисунки. Это были разные зверюшки, изображение природы и, конечно же, человечки, которые были очень смешными.

Играя в школу, подражая учителю, учила она своих кукол рисовать человека. Потом была Детская художественная  школа (1973 год). И замечательные педагоги, которые раскрыли её талант. Затем Тулунское педагогическое училище. И осуществилась мечта Елены Александровны – стать педагогом-художником, и учить рисовать и чертить маленьких талантливых и одарённых детей

Одаренный ребенок – это достояние страны, поэтому, абсолютно неважно в какой школе он учиться, главное то, кто ему будет оказывать поддержку. Сама жизнь подсказывает нам, что необходимо больше уделять внимания выявлению одарённых детей и работе с ними. Конечно, существуют различные мнения по поводу того, кого считать одарённым. Есть мнение, что каждый ребёнок может быть способным, а в  последствии, одарённым в какой-то определённой области.

Развитие творческих способностей – это основная задача учителя изобразительного искусства и черчения. Это осуществляется почти на каждом обыкновенном школьном уроке. Одним из тех, которые каждый учитель готовит десятками и дает сотнями, изменяя, модифицируя, по-новому создавая урок в зависимости от уровня развития, настроения, интересов и возможностей классов.

И самое удивительное, что почти на каждом уроке происходит чудо, в ребячьих руках оживают рисунки с помощью волшебных карандашей и красок. С детским рисунком на наших глазах происходит удивительное перевоплощение. Постепенно, из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости. Освоение учащимися элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их художественно-выразительных средств. Изобразительная грамота дается не всем и не сразу, поэтому учиться ей сложно, но только то, что знаешь и умеешь сама, можно и нужно передать детям.

Программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» даёт возможность научить каждого ребёнка, независимо от его способностей. По этой программе интересно и легко  работать людям творческим, не боящимся узнавать новое совершенствоваться в своей профессии.

На своих уроках изобразительного искусства и черчения активно Елена Александровна применяет технологию проектного обучения для развития познавательного интереса. Проект как технология направлен на поиски путей развития активного самостоятельного мышления ребёнка. Наиболее педагогически ценным в этой технологии является то, что все теоретические знания, получаемые на уроке, ребёнок должен уметь реализовать на практике. Проект дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Метод проекта делает  урок современным, более увлекательным и интересным для учащихcя. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и творческих способностей.

Проекты учащихся на уроках изобразительного искусства.

1 класс. Проект «Домик» по теме: «Домики, которые построила природа». Учащиеся лепят из цветного пластилина домик в форме овоща или фрукта, затем дополняют его крышей, окнами и дверьми.

2 класс. Проект «Мандала – путь к гармонии, любви и успеху» Каждому учащемуся выдаётся распечатанный шаблон–рисунок, состоящий из кругов, в котором есть важное послание. Затем ставится задача: раскрасить по своему вкусу и желанию, выбирая тот или иной цвет.

4 класс. Проект Конструирование русской избы. «Деревня – деревянный мир». Применяется совместно-индивидуальная форма. Каждый ученик сначала из заранее приготовленных бумажных трубочек конструирует русскую избу, затем украшает и раскрашивает в соответствующий цвет. Домики организуют улицу деревни. Формирование пространственной среды, когда составляется вся работа, играет важную роль для создания коллективной работы. 4 класс. Проекты: «Древнерусский город-крепость», «Макет средневекового замка», «Макет современного города». Применяется совместно-взаимодействующая форма деятельности учащихся. Класс поделен на группы, у каждой группы своё задание (собор, часовня, торговые ряды, башни и крепостные стены и т. п.), работа основана на постоянном согласовании действий всех участников. Художественное сотворчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.

В 5 классе учащиеся знакомятся с народными промыслами России. Учащиеся осваивают приёмы и декор росписей, затем создают эскизы изделий промыслов и украшают их росписью.

5 класс. Творческие проекты: «Голубая Гжель», «Золотая Хохлома», «Городецкая роспись разделочной доски» по теме: «Истоки и современное развитие промысла».
5 класс. Творческий проект «Изделие декоративно-прикладного искусства»по теме: «Ты – сам мастер декоративно-прикладного искусства». Здесь каждый ученик выступает в роли настоящего художника декоративно-прикладного искусства. Он делает своими руками декоративные изделия: игрушки, куклы, посуду, панно и т. п. Рождение замысла и воплощение его в эскизах – это один из самых важных и ответственных моментов творческого процесса. Немаловажное значение имеет технология изготовления изделия в каком-либо материале.

5-7 классы. Акция «Поздравительная открытка маме». Открытка, сделанная своими руками, будет более желанным и приятным подарком, особенно, если открытка сделана руками любимых близких тебе людей.
6 класс. Проект «Портрет» (аппликация) по теме: «Конструкция головы человека и её пропорции».Каждый ученик выполняет портрет в технике аппликации из цветной бумаги. Эта работа даёт представление о жанре портрета и многообразии человеческих лиц и характеров. В ходе работы учащиеся знакомятся с пластическим строением головы человека, учатся сопоставлять пропорции человеческого лица.

7 класс. Проекты по созданию презентаций по теме «Великие художники». Учащиеся самостоятельно готовят презентацию о своём любимом художнике. Защита проходит на уроке в виде НПК, каждый ученик выступает перед одноклассниками.
7 класс. Проекты «Маска, я тебя знаю!» по теме: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве». Конструирование маски из бумаги (в размер лица) и дополнительных материалов даёт возможность для самостоятельного творчества, а её украшение придаёт праздничное настроение.

 7 класс. Творческий проект «Карнавальный костюм» по теме: «Новогодний бал-маскарад». Учащиеся разрабатывают эскиз карнавального костюма, затем вырезают фигурки. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда фигурки в карнавальных костюмах объединяют вокруг новогодней ёлки в общую композицию.

7 класс: Творческий проект по теме: «Праздники и карнавалы». Учащиеся создают сначала эскиз для своей сюжетной картины, затем переносят рисунок композиции на формат А3. Выбирают технику исполнения (акварель, гуашь, пастель,  масляные или восковые мелки, цветные карандаши); проект «Новогодняя открытка». Открытка – особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Новогодняя открытка является традиционным подарком. Конечно, можно и купить готовую открытку, но получить открытку, нарисованную или сделанную своими руками намного приятнее.

8 класс. Проект «Макет современного города» по теме: «Город сквозь времена и страны». Учащиеся работают в группах, делают из белой бумаги макет небольшой части города, композиционно подчинив его элементы (фонари, скамейки, деревья и т.п.) главному объекту (торговый или спортивный комплекс, кинотеатр и т. п.).

Проекты учащихся на уроках черчения.

8 класс. Проект «Технический рисунок модели детали». Учащимся были выданы деревянные модели деталей. Задание: выполнить технический рисунок. Необходимо показать объём моделей, используя шатировку (штриховка), шраффировку (двойная штриховка), точечноеоттенение.

9 класс. Творческий проект «Дом моей мечты». Каждый ученик выступает в роли настоящего архитектора, выполняя творческое задание: начертить фасад своего дома, решая задачи внешнего облика здания, применив цветовое решение. 9 класс. Проект жилого дома (фасад и план). Учащиеся получают творческое задание: построить архитектурный чертёж в двух видах (фасад и план), развивая свою дизайнерскую идею.

Применение метода проекта на уроках изобразительного искусства не только поддерживает познавательный интерес и вызывает живую реакцию детей, но и повышает качество знаний учащихся.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, которая осуществляется в производительном и общественно полезном труде, ценностно-ориентированной и художественно-эстетической деятельности, общении, при выполнении различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.) и становится источником формирования  психологических новообразований – нового типа познавательных интересов, средством становления мировоззрения и дальнейшего развития рефлексии, которая проявляется в интеллектуальной, социальной и личностной сферах [2, с.3].

Рост творческий – это рост духовный. Елена Александровна, талантливый – мастер своего дела, учитель профессионал, принимает очень активное участие в различных конкурсах профессионального мастерства, и награждена  дипломами  различного уровня.

 Таблица 1

Учеб.

год

Уровень

Наименование конкурса, выставки

Результат

2015-2016

Региональный

Конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области «Лучший учитель» в номинации: «Лучший учитель образовательной организации». 03.2016 г.

Участие

Всероссийский

Всероссийский конкурс «Радужные облака» г. Москва. Номинация: «Дизайнерские проекты». Работа: «Творческие работы учителя». 08.-09. 2015 г.

Диплом победителя

I степени

Всероссийский творческий конкурс «Конкурософф». Номинация: «Организация досуга и внеклассной деятельности». Работа: «Развитие одарённости учащихся средствами внеклассной работы». 11.2015 г.

Диплом № 016-2333.

Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Лира». Номинация Портфолио педагога». Работа: «Моё портфолио». 13.11.2015 г.

Диплом № ЛЕ1-516.

 I место

Международный

V Международный творческий конкурс «Сказочные фантазии» mirodarennуh2015@yandex.ru Номинация: «Оформление помещений, территории, участка». Работа: «Сказочная мозаика».

г. Оренбург, 09-10.2015 г.

Диплом победителя

I степени.

IХ Международный творческий конкурс «Моя Родина» mirodarennуh2015@yandex.ru Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: «Пейзажи». г. Оренбург, 09-10.2015 г.

Диплом победителя

I степени.

Международный творческий конкурс «Дружба талантов» mail@dtalants.ru Номинация: «Оформление помещений, территории, участка». Работа: «Творческая деятельность учителя». 06.10.2015 г.

Диплом DTS115-342. Лауреат I степени.

Международный творческий конкурс «Дружба талантов» mail@dtalants.ru Номинация: «Выдающийся педагог, воспитывающий творческих учеников». Работа: «Творчество без границ». 06.10.2015 г.

Диплом DTS115-341. Лауреат I степени.

II Международный конкурс «Гордость России» concurs@gordost-russia.ru Номинация: «Быть учителем – моя судьба…» Работа: «Быть учителем – моя судьба, моё призвание, моя жизнь». г. Москва, 10.2015 г.

Диплом I степени.

Международный конкурс-фестиваль искусств «WorldofArt» (онлайн). Номинация: «Творческая мастерская учителя». 01.2016 г.

Диплом лауреата

I степени. № S-01235.

2016-2017

Муниципальный

Городской профессиональный конкурсе «Звезда года – 2016», проведённый в рамках празднования Международного Дня учителя.

Свидетельство за участие. Приказ комитета по образованию Зиминского городского муниципального образования. 03.10.2016 г. №373

Всероссийский

Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Олимпиада работников образовательных учреждений – 2017» по направлению «Изобразительное искусство».

Диплом победителя. Автономная некоммерческих организация «Центр дистанционных творческих инициатив Радиус». Приказ №086 от 18.04.2017 г.

2017-2018

Муниципальный

Выставка «Мир моих увлечений» в рамках XI межмуниципального образовательного форума. 2017 г.

Сертификат участника.

Комитет по образованию Зиминского городского муниципального образования.

Городской  фестиваль самодеятельного народного творчества «Окинские родники – 2018».

Администрация Зиминского городского муниципального образования.

Диплом участника «Управление по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания ЗГМО МАУК «Городской дом культуры «Горизонт» 11.2018 г.

2018-2019

Муниципальный

Городской фестиваль «Окинские родники– 2019» в номинации: «Изобразительное искусство» 50 лет и старше».

Администрация Зиминского городского муниципального образования.

Диплом лауреата

II степени

«Управление по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания ЗГМО МАУК «Городской дом культуры «Горизонт»».

Персональная выставка «Как прекрасен этот мир». Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Историко-краеведческий музей». 2019 г.

Благодарность за предоставление персональной выставки работ изобразительного. искусства.

2019-2020

Муниципальный

Городской профессиональный  конкурс «Звезда года – 2019» в номинации: «Лучший педагог-вдохновитель».

Комитет по образованию Зиминского городского муниципального образования.

Сертификат участника. Приказ от 27.09.2019 г. №375

Выставка «Мир моих увлечений» в рамках XII городского образовательного форума.

Сертификат участника.

Комитет по образованию Зиминского городского муниципального образования. Приказ от 31.10.2019 г. № 419

2020-2021

Муниципальный

Городской профессиональный конкурс «Звезда года – 2020» в номинации: «Лучший педагог-вдохновитель». Администрация Зиминского городского муниципального образования»

Сертификат участника

Комитет по образованию Зиминского городского муниципального образования. Приказ от 23.09.2020 г. №286.

Городской фестиваль самодеятельного народного творчества «Окинские родники – 2020». Администрация Зиминского городского муниципального образования.

Диплом участника.

«Управление по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания ЗГМО МАУК «Городской дом культуры «Горизонт»».

         Печать таланта педагога очень ярко отражается на детском творчестве. Неслучайно, учащиеся нашей школы, глядя на мои успехи, тоже принимают участие в различных конкурсах детского творчества.

Статистические данные участия учащихся

в конкурсах детского творчества

Таблица 2

Учебный год

Наименование учебного заведения

Уровень участия в конкурсе

муниципальный

региональный

международный

Кол-во

у-ся

Кол-во

побед.

Кол-во

у-ся

Кол-во

побед.

Кол-во

у-ся

Кол-во

побед.

2015-2016

МБОУ

«СОШ №1»

23

10

10

2

46

40

2016-2017

«СОШ №1»,

36

13

2

2

24

24

«Зиминский лицей»

20

6

18

17

2017-2018

«СОШ №9»

24

10

10

20

«Зиминский лицей»

7

2

1

10

2018-2019

«СОШ №5 »

49

17

42

2

 «Зиминский лицей»

22

13

14

2

2019-2020

«СОШ №5 »

10

5

5

3

«Зиминский лицей»

4

1

7

1

«СОШ №1»

8

4

15

5

Проявление творческой инициативы способствует развитию у ребят художественно-творческой активности, приобретению опыта творческой деятельности, самостоятельности, фантазии, воображения, образного мышления.

Помимо участия в конкурсах ведется ежегодная внеклассная работа по изобразительному искусству в школе – это наши школьные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и стенгазет. Например, портреты к выставке «Гордимся мы очарованием красавиц русских и славим мужество богатырей»; конкурс рисунков «Мой край родной»; выставка плакатов «Волнения порочный круг»; конкурс новогодних стенгазет «С Новым годом!»; выставка портретов. «Мамина улыбка»; конкурс стенгазет, посвященных Международному женскому Дню – 8 марта; выставка «Все профессии нужны, все профессии важны»; выставка «В глубинах Вселенной!»; выставка рисунков «Они защищали Родину!»; выставка плакатов «Никто не забыт, ничто не забыто!»; конкурс именных электронных открыток ветеранам ВОВ.

Занятия внеурочной деятельности по разработанной программе для 1-4 классов «Природа в красках» востребовано учениками школы. На первых вводных занятиях внеурочной деятельности  учитель проводит диагностику результатов изучения уровня художественно-творческого развития детей для каждого класса.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика.

Вот какой вывод сделали современные педагоги в Национальном педагогическом институте Франции: «Ребенок рождается художником. Задача любой школы – развивать этот дар». Детство, даже ранее детство, – наиболее благоприятная пора для усвоения искусства. Януш Корчак, размышляя о личности ребенка, писал так: «В области чувств он превосходит нас силой, так как не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равной нам, не достает лишь опыта…».

        Список литературы

1.Материалы взяты с сайта https://urok.1sept.ru/articles/412631 на основе моей авторской статьи «Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся» Разделы: МХК и ИЗО. 24.01 2007 г.

2.Сластникова М. В., Усова. В. Н., Верентинова Е. И. Изобразительное искусство 5-8 классы. Управление познавательной деятельностью учащихся. – Волгоград: Учитель, 2012. – 3 с.

© Е. А. Белкова, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

Развитие познавательных интересов и творческих способностей на уроках информатики.

В данном  материале содержатся примеры творческих  заданий  для развития познавательных интересов учащихся на уроках информатики....

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...