Выполнение задания по теме «Геральдика» для 6 классов с учётом исторических правил составления герба в 13-14вв.
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Изображение геральдических гербов на уроках ИЗО согласно историческим правилам составления герба в 13-14вв.

(Геральдика - историческая дисциплина, изучающая гербы и традиции их применения).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx8.46 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнение задания по теме «Геральдика» для 6 классов с учётом исторических правил составления герба в 13-14вв.

Выполнение работы по заданию «Геральдика» потребует краткого исторического экскурса, так как принято считать, что красивый герб обязательно должен включать в себя как можно больше семейной атрибутики и сложных витиеватых деталей, тогда как на практике первые геральдические гербы Европы начала IX века отличались крайней простотой (можно упомянуть в этом контексте и щиты викингов, украшенные примитивными рисунками, указывавшие принадлежность к тому или иному роду). Клан не имел стремления вносить постоянные правки в геральдику дома, а напротив передавал знак по наследству и дорожил им.

Но к XIII – XIV вв. знатные семьи Европы столкнулись с проблемой дублирования уже имеющихся гербов, когда дальние родственники уже потерявшие общность домов носили тот же герб, что и малоизвестные им кузены. Именно в этот момент начинает неспешно развиваться процесс присовокупления всё новых атрибутов к существующим гербам. По началу атрибуты указывали основные достижения носителя герба, иногда украшались инициалами. Этот период считается золотым в существовании геральдики. Геральдика ещё не успела свалиться в бесконтрольное коллекционирование вензелей, украшений и громоздких атрибутов.

Цвета в геральдике — это не просто цвета, к которым мы так привыкли в повседневной богатой красками жизни. Каждый цвет и даже оттенок имеет своё особое значение для каждой конкретной семьи (на гербе семьи), области, города или государства. Именно поэтому цветам гербов и их сочетаниям стоит уделить особое внимание на уроке ИЗО. Задача педагога объяснить их значение ученикам.

Начать экскурс в историю геральдического цвета нужно с перечисления типов цветных материалов имевшихся тогда в распоряжении мастеров: золото и серебро (металлы); красные, синие, зелёные, пурпурные и чёрные финифти (тинктуры или эмали); беличий и горностаевый меха.  

        Ученикам предстоит вспомнить качества и особенности характеров членов своей собственной семьи, чтобы выбрать наиболее подходящие для своего семейного герба цвета.

        Золото (жёлтый) в геральдике самый дорогой и значимый цвет, король всех металлов. Оно будет означать следующие качества: богатство, знатность, могущество. Может означать добродетели: смирение, милосердие, справедливость и великодушие. Серебро (белый) также благородный металл и на гербе будет указывать на откровенность, чистоту, благородство, невинность и правдивость.

Эмали или тинктуры не так дороги как драгметаллы, но их значение не менее грациозно.

Красный цвет символизирует решительность, храбрость, мужество, может обозначать справедливость, отвагу,  благородство, власть, пролитую кровь, любовь, силу и знатность происхождения.

Зелёный или зелень ассоциировался с землёй, луговой травой, поэтому на гербе мог указывать на надежду на лучшее, дружбу, обходительность, радость, свободу, воспитание, стремление к победе, изобилие, вежливость, честь.

Синий — небесный цвет, ассоциируется с честностью, верностью, великодушием, безупречностью, целомудрием. Является символом величия и красоты. Сочетание синего и серебряного указывало на стремление к победе.

Пурпурный может называться также фиолетовым, сиреневым, темно-лиловым. Во времена античности фиолетовый напоминал окраску цветка мальвы, который назывался «пурпура Таранто». Пурпурный цвет олицетворяет могущество, благочестие, достоинство и щедрость.

Чаще всего черным в геральдике обозначали орла. Черный (подобный стали) символизирует одновременно стремление к победе и силу, терпение, упорство, твердость, постоянство в принятии решений, осторожность, мудрость, безмолвие, веру, честь и преданность до самой смерти. Символ осторожности и мудрости, в редких случаях ассоциируется с печалью.

Беличий или горностаевый мех, который обычно применялся только на королевских и дворянских родовых гербах как знак превосходства над другими родами. Меха символизируют достоинство, превосходство, честь, чистоту нравов, приверженность высоким идеалам, верховную власть, престиж и авторитет.

Натуральный или естественный оттенок в геральдике передавался тонкими чёрточками или тенями: вода — горизонтальные короткие чёрточки, земля — горизонтальные и вертикальные линии, пересекающиеся между собой. В западноевропейской геральдике, если геральдическая фигура была окрашена в свой натуральный цвет, то применяли название – «proper», что означает: «собственный».

В исторических источниках английской геральдики отмечено четыре дополнительных цвета — эмали: оранжевый (orange), красно-буро-пурпурный (теппе), багрово-пурпурный (murrey), темно-кровяной (sanguine). Но с дополнительными цветами нужно быть предельно осторожным. Оранжевый используется крайне редко, обозначал запятнанность и опороченность. Кроваво-красный изредка встречается на английских, итальянских, французских и немецких гербах. В немецкой традиции считается «грязным», поэтому встречается только в гербах «опозореных» или «обесчещенных». Светло-коричневый - цвет корицы, символизировал несгибаемую волю и самообладание в любви. Горчичный - оттенок львиной шерсти, используется с древних времен в Англии.

Кроме того, есть цвета, которые не относятся ни к металлам, ни к эмалям. Они использовались в основном у благородных аристократических родов, подчеркивали их благородство, значимость и величие. К таким относятся небесно-голубой (bleuceleste), розовый (rose), пепельный (cedree), коричневый (brunatre).

В настоящее время не существует жесткой системы толкования цвета. В каждом случае трактовка цвета может отличаться. При составлении родового герба необходимо учитывать не только значение цветов, но и эстетическую совместимость, предпочтения представителей рода. Задача учителя ИЗО сделать урок не только развлекательным и ярким, но и преподнести ученикам знания об исторической стороне вопроса. Каждый ученик выйдет с такого урока с улыбкой и со светящимися от патриотизма глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по теме "Морфология" 5 класс

Тестовое задание "Морфология" к уроку русского языка в 5 классе "Самостоятельные и служебные части речи"...

тестовые задания по теме "Повторение" 6 класс

Данные тестовые задания предназначены для учащихся 5-6 классов и могут быть использованы для проверки знаний после уроков комплексного повторения....

Задания по теме:"Осень" 4 класс 1 вида

В презентации представлены задания по теме:"Сезонные изменения природы. Осень". Учебный предмет - РРС, 4 класс школы 1 вида....

Задания по теме "Кооординаты" 6 класс

Задания по теме "Кооординаты" 6 класс...

задания по теме "Алкены" 10 класс, профиль

данный материал можно использовать  при работе в профильном классе как  для  индивидуальной работы , так и для контроля знаний учащихся...

Разноуровневые тестовые задания по теме «Экология», 11 класс.

В процессе тематической и итоговой проверки знаний и умений тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала по теме: "Эколо...

Методическая разработка по русскому языку .Выполнение задания 27 ЕГЭ в 11 классе

Методическая разработка по русскому языку .Выполнение задания 27 ЕГЭ в 11 классе...