Методическая разработка по русскому языку .Выполнение задания 27 ЕГЭ в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Чако Светлана Иосифовна

Методическая разработка по русскому языку .Выполнение задания 27 ЕГЭ в 11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнение задания 27 ЕГЭ по русскому языку.

Сформулировано задание № 27 ЕГЭ по русскому языку  так:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Важно! Первое необходимое условие сочинения - рассуждения – выдержать его структуру. Критерии оценки, которыми руководствуется эксперт, оценивая Ваше сочинение, соответствуют  структуре сочинения  и той последовательности заданий, которые вы читаете, приступая к выполнению.  Каждому элементу структуры должен соответствовать новый абзац Вашего сочинения.

Структура сочинения – рассуждения и оценка её такая:

  1. Формулировка проблемы исходного текста (1 балл)
  2. Комментарий к проблеме (5 баллов)
  3. Авторская позиция (1 балл)
  4. Аргументация собственного мнения (1 балл)
  5. Вывод.

Последовательность работы над сочинением такая:

  Начинаем работу со второго пункта  2.  Комментарий к проблеме (5 баллов)

Это самая  высоко оцениваемая часть сочинения – (5 баллов). Поэтому особое внимание уделяем ей. Именно с комментария начинаем работу над текстом, так как окончательно сформулировать проблему необходимо позже. Потому что, читая текст, мы сразу  легко определяем его  тему (о чём говорится?) Этого понимания  достаточно, чтобы начать комментарий. Комментарий, как и всё сочинение,  тоже имеет свою структуру (она продиктована критериями оценки). Именно такого комментария ждут эксперты, поскольку в протоколах проверки заявлены следующие условия правильного комментария:

1.Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст

2. Экзаменуемый привёл не менее 2 (двух) примеров – иллюстраций из прочитанного  текста, важных для понимания проблемы (2 балла)

3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам (2 балла)

4.Выявлена смысловая связь между ними (1 балл)

5.Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного  текста, нет.

Важно! Комментарий  проблемы даётся с  опорой  на текст. Опора на текст – это извлечение важных для понимания авторской  мысли цитат. Цитаты -  это и есть пример – иллюстрация.  Другими словами – это пересказ главной информации текста (это цитата или несколько цитат, объединённых одной темой, одной мыслью). После цитаты (или цитат) обязательно надо давать пояснение того, почему что – то  происходит, как происходит, что думает о происходящем рассказчик. В пояснении можно с помощью вводных слов  («наверное», «вероятно», «предположу», «как мне кажется», «думаю», «обратите внимание», «как известно» и т.д.) предполагать, как относится автор к событиям или фактам, которые излагает. Очень удобная форма пояснения примеров – вопросно – ответная. Пояснение примера-цитаты завершите микровыводом.

Второй пример – иллюстрация строится так же: цитата (цитаты, объединённые одной темой, одной мыслью), пояснение примера, микровывод.

Важно! Показать смысловую связь между примерами – иллюстрациями. Они могут быть противопоставлены, сопоставлены (сравнение),  могут дополнять друг друга. Можно использовать такие  клише: «Автор дополняет сказанное такими примерами:» «Чтобы более точно выразить мысль, автор противопоставляет сказанному другое мнение:», «Сравнивая эти позиции, автор добивается более точного понимания мысли…»

Важно! Фактические ошибки в комментарии – это непонимание или искажение мысли автора.  Чтобы избежать фактических ошибок, помните: в тексте публицистического стиля обязательно будут приведены примеры, помогающие понять размышления автора (рассказчика). Цитаты для комментария лучше извлекать не из этих  примеров, а из рассуждений автора. Также старайтесь следовать за автором, то есть не нарушайте последовательность развития авторской мысли, так вы не допустите логических ошибок.

1.Формулировка проблемы исходного текста (1 балл)

После того, как комментарий написан, продумайте точную формулировку проблемы, поднятой автором текста. Выбранные Вами цитаты из текста и пояснения к ним помогут Вам сформулировать вопросы, над которыми размышляет автор. Лучше, когда таких вопросов два или три. Они не должны повторять один смысл, а отразить  последовательность авторской мысли.

3. Авторская позиция (1 балл)

Важно! В авторской позиции (3 или 4 абзац) надо привести  ответы автора на эти вопросы. Авторская позиция – это вывод из комментария. Он должен быть очень конкретным и точным.  Здесь можно кратко цитировать, но не надо пояснять цитаты. Все пояснения и рассуждения только в комментарии!

4.Аргументация собственного мнения (1 балл)

Аргументация – это согласие с автором (можно начинать с помощью клише): Я соглашусь с автором в том, что… (дальше точно сформулированной тезис, который надо подтвердить примером из жизненного или читательского опыта).

 Например: (тезис) Соглашусь с автором в том, что конфликты возникают и между детьми, и между взрослыми. И в том, что взрослым гораздо труднее разрядить конфликтную ситуацию. Особенно если они не хотят слышать друг друга.  (пример) Вспомним, например, как трудно было героям романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгению Базарову и Павлу Кирсанову понять друг друга. Они прошли через дуэли, словесную и настоящую (с ранением!),  и лишь тогда примирились, когда каждый  увидел в сопернике страдающего человека.

(клише) Я соглашусь с автором:  (тезис) жить надо так, чтобы другим людям было тепло и светло от нашего присутствия в их жизни. Дарить заботу и участие можно и нужно всегда. От этого, как мне кажется, прежде всего лучше тому, кто умеет отдавать себя другим людям.  Жить по совести – значит жить для людей, жить в мире с ними.  (пример) Об этом размышляет А.И.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Скромная труженица Матрёна Васильевна очень напоминает мне нянечку Полю из рассказа К.М.Симонова. Она так же готова помочь каждому, кто ждёт её помощи, искренне радуется чужим успехам и разделяет их горести. Таких людей А.И.Солженицын называет праведниками, «без которых не стоит село, ни страна, ни вся земля наша».

Клише могут быть разными: Автор, безусловно, прав в том, что…; Мысль, высказанную автором, хочу подтвердить примером из книги…

5.Вывод

Это заключительная часть сочинения. В ней подводим итог сказанному: объединяем мысли, высказанные  в авторской позиции и в собственной аргументации. Постарайтесь ввести в текст заключения ключевое словосочетание из формулировки проблемы. Помните, что вывод делаете Вы сами, поэтому нельзя ссылаться на чьё-то мнение или приводить в пример афоризмы, пословицы и т.д. Говорите от себя!

 Например, Я убеждена в том, что добро и счастье, о котором мечтает каждый из нас, творят люди с чистой совестью. Для них такая жизнь не подвиг, не что-то требующее особых усилий, а естественное человеческое пребывание в мире людей.

  В заключение хочу сказать, что в последнее время значение грамотности необоснованно принижается. На мой взгляд, перекладывание ответственности за грамотность на машины приведёт к очерствению и деградации и без того преображённого общения между людьми.

Приведу пример выполнения   задания 27

по  тексту К.Г.Паустовского (вариант 1 из «Решу ЕГЭ» март 2020г.) с комментариями

(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

 

(по К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Сочинение – рассуждение (с пояснениями)

2. Комментарий к проблеме, поднятой в тексте (это пересказ главной информации текста с извлечением цитат и пояснение к ним) 

(Первый пример – иллюстрация:  цитата, пояснение к ней, микровывод):

Паустовский рассказывает о художнике Берге, которому почему-то «не удавались пейзажи», и он настойчиво «пытался найти стиль своего времени» вопреки неудачам и неясностям. Настойчивость художника вызывает наше уважение к нему, она говорит о том, что Берг – человек неравнодушный. Но удивляет то, что Берг не чувствует никакой привязанности ни к родным местам, ни даже к своему детству.

(Второй пример – иллюстрация: цитаты, пояснение к ним, микровывод. Цитата об изменении взгляда и чувства):

Всё изменилось в жизни Берга, когда он гостил у художника Ярцева, снимавшего избу у лесника в глухих муромских лесах. Это был особенный месяц в жизни Берга: «Целые дни он лежал на полянах и рассматривал цветы и  травы, …собирал ягоды и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья». «С любопытством рассматривал», «тщательно рассматривал», - замечает автор. Понимаешь, что так пристально в мир вглядывается художник. Но особое чувство читателя вызывают переживания Берга: «глупая обида» на журавлей- предателей, покидающих «без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край», злость на уезжающего Ярцева за измену «лесам, озёрам, осени, тёплому небу, моросившему тёплым дождём».

(Связь между примерами – иллюстрациями)

Автор будто противопоставляет Берга, «сухарную душу», другому, новому Бергу, который знал, «что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем».  В этюде акварелью, первом  пейзаже Берга, конечно же, выразилась его любовь к родной природе, удивление и восхищение ею. Это любовь к Родине. Она сделала его жизнь прекрасной.

3. Авторская позиция: Паустовский убеждён в том, что природа оказывает на нас огромное влияние. Она всегда является источником творчества. Природа помогает человеку по-новому смотреть на мир, пробуждает и укрепляет чувства вдохновения, живого, неравнодушного отношения к жизни, чувства любви к Родине.

После авторской позиции необходимо чётко сформулировать вопросы о проблеме, поднятой в тексте. Они должны быть согласованы с авторской позицией:

1.Формулировка проблемы, поднятой в тексте:

Какую роль играет природа в нашей жизни? Как связана она с нашей духовной жизнью? Какое влияние оказывает природа на наши чувства и эмоции? Над этими вопросами размышляет автор текста,  Константин Георгиевич Паустовский, поднимая проблему влияния природы на человека.

4. Аргументация собственного мнения:

Соглашусь с автором в том, что умение всматриваться и вслушиваться в окружающий мир пробуждает в нас творческие силы. Свидетельство тому – творчество самого К.Г.Паустовского, автора замечательных очерков о Мещёрской стороне, где, как живые, предстают картины величественных лесов и озёр Мещёры.  «Край этот скромен, как и картины Левитана»,- пишет автор. Но эта обыкновенная, на первый взгляд,  земля обладает большой притягательной силой: в ней заключено всё разнообразие русской природы.  «На первый взгляд», - пишет Паустовский, как будто предлагая  нам «вслушиваться и всматриваться». Быть чутким и внимательным к миру природы призывает и Николай Рыленков,  автор известного стихотворения «Всё в тающей дымке…»:

Здесь мало увидеть – здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

  1. Вывод:

Ясной любовью к миру природы, к людям,  к Родине наполняется сердце каждого, кто учится видеть, понимать и ценить этот прекрасный мир гармонии и красоты. И говорить о своей любви в стихах, очерках, пейзажах, в музыке.

Сочинение – рассуждение (готовое)

     Живой мир вокруг нас.  Природа. Какую роль играет она в нашей жизни? Как связана природа с нашей духовной жизнью? Какое влияние оказывает природа на наши чувства и эмоции? Над этими вопросами размышляет автор текста,  Константин Георгиевич Паустовский, поднимая проблему влияния природы на человека.

             Паустовский рассказывает о художнике Берге, которому почему-то «не удавались пейзажи», и он настойчиво «пытался найти стиль своего времени» вопреки неудачам и неясностям. Настойчивость художника вызывает наше уважение к нему, она говорит о том, что Берг – человек неравнодушный. Но удивляет то, что Берг не чувствует никакой привязанности ни к родным местам, ни даже к своему детству.

            Всё изменилось в жизни Берга, когда он гостил у художника Ярцева, снимавшего избу у лесника в глухих муромских лесах. Это был особенный месяц в жизни Берга: «Целые дни он лежал на полянах и рассматривал цветы и  травы, …собирал ягоды и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья». «С любопытством рассматривал», «тщательно рассматривал», - замечает автор. Понимаешь, что так пристально в мир вглядывается художник. Но особое чувство читателя вызывают переживания Берга: «глупая обида» на журавлей- предателей, покидающих «без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край», злость на уезжающего Ярцева за измену «лесам, озёрам, осени, тёплому небу, моросившему тёплым дождём». Автор будто противопоставляет Берга, «сухарную душу», другому, новому Бергу, который знал, «что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем».  В этюде акварелью, первом  пейзаже Берга, конечно же, выразилась его любовь к родной природе, удивление и восхищение ею. Это любовь к Родине. Она сделала его жизнь прекрасной.

            Паустовский убеждён в том, что природа оказывает на нас огромное влияние. Она всегда является источником творчества. Природа помогает человеку по-новому смотреть на мир, пробуждает и укрепляет чувства вдохновения, живого, неравнодушного отношения к жизни, чувства любви к Родине.

Соглашусь с автором в том, что умение всматриваться и вслушиваться в окружающий мир пробуждает в нас творческие силы. Свидетельство тому – творчество самого К.Г.Паустовского, автора замечательных очерков о Мещёрской стороне, где, как живые, предстают картины величественных лесов и озёр Мещёры.  «Край этот скромен, как и картины Левитана»,- пишет автор. Но эта обыкновенная, на первый взгляд,  земля обладает большой притягательной силой: в ней заключено всё разнообразие русской природы.  «На первый взгляд», - пишет Паустовский, как будто предлагая  нам «вслушиваться и всматриваться». Быть чутким и внимательным к миру природы призывает и Николай Рыленков,  автор известного стихотворения «Всё в тающей дымке…»:

Здесь мало увидеть – здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Ясной любовью к миру природы, к людям,  к Родине наполняется сердце каждого, кто учится видеть, понимать и ценить этот прекрасный мир гармонии и красоты. И говорить о своей любви в стихах, очерках, пейзажах, в музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"

Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....

Методическая разработка по русскому языку: написание изложения в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Весна",

Методическая разработка по русскому языку: написание изложения в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Весна"....

Методические разработки по русскому языку и литературе. ФГОС - 5 класс

анализы, классификация, структура уроков и т.п....

Методическая разработка по русскому языку. Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс.

Методическая разработка по русскому языку.Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Пунктуация" 11 класс

Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».О значении...

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...