Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»
статья по изобразительному искусству (изо)

Тойкеева Мария Алексеевна

Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовская конференция работников образования

«Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»

Доклад на тему:

«Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий    обучающихся   в процессе  образовательной   деятельности  на уроках предметной области «Искусство»

Тойкеева Мария Алексеевна,

учитель информатики, музыки, ИЗО МОУ «СОШ №14»

Секция учителей предметной области «Искусство»

2022 год

Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий    обучающихся   в процессе  образовательной   деятельности  на уроках предметной области «Искусство»

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».

Высокие темпы обновления научных знаний и технологий являются отличительной чертой современности. В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять свои знания и навыки, т.е. формировать умение учиться. Это означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми.

Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Любое учебное умение школьника характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий, которые являются предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; отражают способность школьника работать с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий.

Формирование УУД как основы умения учиться.

Умение учиться - это умение использовать «набор» универсальных учебных действий. В ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата  и к проведению коррекции, если существует такая необходимость.

Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему, воспитывать и развивать художественный вкус и умение работать с материалом.  Поэтому часто  задумываешься, как сделать процесс обучения более результативным отвечающим требованиям современного урока.

Развития  регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов.

При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

Регулятивные УУД  можно разделить на блоки:

Регулятивные УУД 1 блока ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ включают в себя:

  1. умение определять цели учебной деятельности;
  2. умение ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности;
  3. умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Сформированности данной группы регулятивных УУД позволяет учащимся:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Приемы и стратегии формирования регулятивных УУД блока ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

Формирование   цели   при   помощи   опорных глаголов.

Учитель называет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов.

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока. Учитель выясняет, что известно учащимся по данной теме, какие есть вопросы, что хотели бы узнать. После этого учащимся предлагается сформулировать цель с помощью опорных глаголов:

-Вспомним..., Повторим..., Изучим..., Узнаем..., Проверим..., Научимся...

Другой возможный вариант: учитель предлагает несколько формулировок цели, задача учащихся – выбрать некоторые из них и обосновать свой выбор.

2 блок  ПЛАНИРОВАНИЕ

Регулятивные УУД данного блока включают в себя:

  1. умение самостоятельно планировать выполнение учебной задачи;
  2. умение действовать по составленному плану, алгоритму;
  3. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Сформированность данной группы регулятивных УУД позволяет учащимся:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить,  в  том  числе  из  предложенных
  • вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Методы формирования регулятивных УУД блока ПЛАНИРОВАНИЕ

  • Обсуждение готового плана урока/решения задачи;
  • Работа с деформированным планом урока/решения задачи;
  • Использование плана с избыточными или недостающими пунктами;
  • Составление своего плана урока/решения учебной задачи.

Важно, чтобы план урока или его этапа был рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать, корректировать и оценивать свои действия.

3 блок  КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ

Регулятивные УУД данного блока включают в себя:

  1. умение  соотносить  свои  действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  2. умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  3. умение корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.

Сформированности данной группы регулятивных УУД, позволяет учащимся:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Методы формирования регулятивных УУД, блока КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ

Организация проверки правильности выполнения задания

Учащимся предлагается проверить свою работу по ключу, словарю, соотнести полученный результат с образцом. Может быть организована взаимопроверка, когда учащимся предлагается поменяться альбомами и проверить работу друг у друга по заданным критериям.

5 блок ОЦЕНКА

Регулятивные УУД данного блока включают в себя:

  1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  2. умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи;
  3. умение пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки.

Сформированность данной группы регулятивных УУД позволяет учащимся:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки
  • самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Методы формирования регулятивных УУД блока ОЦЕНКА

«Оцениваем свою работу»

Учащимся предлагается по уже готовым критериям или выработанным    в совместной    деятельности    с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.

Выработка критериев оценки

Учащимся предлагается список критериев оценки выполнения учебных заданий. Предлагается расположить их по порядку: на первом месте самый важный для учащихся критерий, потом менее важный и т. д.

Перечень критериев может включать: правильность ответа, аккуратность, оригинальность способа решения, привлечение дополнительной информации сверх программы, эрудированность, приложенные усилия, аргументированность, понимание существа проблемы, умение доказать свою точку зрения, самостоятельность, скорость ответа (решения), уверенность.

Затем каждому учащемуся предлагается самому оценить одну из последних работ, оценка которой ему не нравится, по каждому из критериев и ответить на вопросы:

Что получилось? Если ваша отметка иная, чем у учителя, объясните почему.

Согласны ли вы с тем, что отметка информирует нас о том, что ещѐ не освоено, к чему следует приложить усилия? Какие цели вы готовы поставить перед собой?

После ответов на эти вопросы критерии оценивания работ обсуждаются в группе и принимается единое решение — что должно стать критериями оценки.

Взаимооценка

Возможные способы оценивания:

1-ый способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в пар

6 блок  САМОРЕГУЛЯЦИЯ

  1. умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию;
  2. владение основами самоконтроля, саморегуляции эмоциональных состояний;
  3. умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия – анализ обучающегося собственной учебной и познавательной деятельности (процесса и результата), собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности (что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п.).

  • целью включить учащихся в рефлексивную деятельность учитель создает условия для анализа учащимися учебно-познавательной деятельности, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы;
  • обеспечивает понимание обучающимся собственных барьеров и затруднений в учебно-познавательной деятельности и развитие умений их преодолевать.

Приемы организации рефлексии

Рефлексивный анализ результатов собственной деятельности в конце урока

Ответьте себе, удалось ли вам решить учебную задачу, каким способом была решена задача, нельзя ли иначе;

Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему;

Оцените собственный результат выполнения заданий по предложенной шкале.

Вопросы для рефлексии

Что для тебя было легко (трудно)?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Что в изученном сегодня для тебя самое главное?

Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с твоими?

Что показалось неубедительным, с чем ты не согласен?

Какие новые мысли, чувства у тебя появились?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу ты извлек из этого занятия, изученного текста?

Над чем, как тебе кажется, еще надо поработать?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Что для тебя было легко (трудно)?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Что в изученном сегодня для тебя самое главное?

Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с твоими?

Что показалось неубедительным, с чем ты не согласен?

Какие новые мысли, чувства у тебя появились?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу ты извлек из этого занятия, изученного текста?

Над чем, как тебе кажется, еще надо поработать?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Продолжи фразу

Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно…

понял, что…Теперь я могу…почувствовал, что…приобрел…научился…

У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило…

Урок дал мне для жизни… Мне захотелось

Хочется отметить, что на уроках изобразительного искусства формирование УУД происходит еще проще, чем на других предметах. Так как ИЗО – наглядный предмет, то благодаря всему тому материалу, который, как правило, уже присутствует на доске на начало урока, обучающимся не составляет труда обозначить тему, задачи урока и т. д.

Причем, такая практика присутствует не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: кружках, олимпиадах, конкурсах и т. д.

Если правильно сформировать деятельность учащихся на каждом этапе урока, то проанализировав эту деятельность, можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в педагогическом колледже в предметной области "Иностранный язык"

Очевидно, что одной  из  основных задач  педагога является   формирование у  обучающегося умения учиться, то есть его способность  к саморазвитию и самосовершенствов...

Возможные приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию п...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Научная статья в журнале МАНПО "Педагогическое образование и наука" На настоящем этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, важным остается вопрос, ...

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...

Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...