Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях рисования.
статья по изобразительному искусству (изо)

Бакирова Светлана Анатольевна

В статье затрагивается вопрос о развитии творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях рисования, при помощи нетрадиционных техник рисования. Рассматривается преимущество различных нетрадиционных техник рисования перед традиционными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях рисования

Бакирова Светлана Анатольевна.

Учитель  технологии и рисования, «МБОУ Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. К. М. Шелковникова»  Россия, 671623, Республика Бурятия, пос. Усть-Баргузин, ул. Оцимика, 24 bakirova123@mail.ru

Аннотация. В статье затрагивается вопрос о развитии творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях рисования, при помощи нетрадиционных техник рисования. Рассматривается преимущество различных нетрадиционных техник рисования перед традиционными.

Ключевые слова. Дети с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные техники рисования, рисование пальчиками, граттаж, оттиск, кляксография, коммуникативные навыки.

Development of creative abilities in drawing classes

in children with disabilities.

Bakirova Svetlana Anatolyevna.

Teacher of technology and drawing, "MBOU Ust-Barguzin secondary school named after K. M. Shelkovnikov" Russia, 671623, Republic of Buryatia, village Ust-Barguzin, 24 Ocimika str. bakirova123@mail.ru

Annotation. The article touches upon the issue of the development of creative abilities in children with disabilities in drawing classes, using non-traditional drawing techniques. The advantage of various non-traditional drawing techniques over traditional ones is considered.

Keywords. Children with disabilities, non-traditional drawing techniques, finger painting, grattage, impression, blotting, communication skills.

          В последние годы особую актуальность приобрела тема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Число таких детей неуклонно растёт и перед школой стоит задача создания необходимых условий для развития потенциала таких учащихся, помощи в осознании собственной личностной ценности.

В нашей школе, наряду со здоровыми учащимися, обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей ведётся по индивидуальным программам. Обычные дети, но с ранимой психикой, иногда очень обидчивые и потерянные. Как облегчить им переход во взрослую жизнь, научить радоваться жизни и воспринимать порой нелегкие жизненные ситуации? А ведь среди них много детей талантливых в разных областях творчества.

У детей с ограниченными возможностями здоровья пропадает дух соперничества, ведь занимаются они не в классе, в коллективе детей, а индивидуально. Они не всегда могут учиться у других детей, самостоятельно исправлять свои ошибки, ведь они очень зависят от своих родителей. Вот и я хочу помочь таким ребятам реализовать свои, может быть, ещё не раскрытые возможности, свои таланты. Одно из любимых занятий таких детей – это рисование. Мы часто рисуем открытки к различным праздникам.

Ко мне на занятия приходят девочки, у которых выявлены трудности в обучении, обусловленные особенностями психофизического развития. Они не могут долго удерживать внимание, быстро устают и им становится неинтересно. Как же сделать занятия интересными и познавательными?

Я стала пробовать использовать нетрадиционные техники рисования. Через несколько занятий я поняла, что девочки с интересом включаются в работу, при этом получают сведения о разнообразии окружающего мира, у них появляется воображение и развивается речь. Они с удовольствием применяют то, что было пройдено на предыдущих занятиях и в то же время ищут свои творческие подходы. Это вызывает у них восторженные эмоции и желание созидать.

На занятиях для развития творческих способностей детей с ОВЗ я применяю некоторые виды нетрадиционного рисования:

Рисование пальчиками. Это интересная техника, где пальчиками размазываются краски в разных направлениях (в зависимости от задуманного). Во время процесса рисования учащиеся получают чувственное соприкосновение с листом бумаги, что благотворно влияет на нервную систему, на мелкую моторику.

Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать») Раскрашивается лист бумаги масляной пастелью разных цветов, вторым слоем наносится чёрная гуашь. Дети берут бамбуковые палочки и начинают процарапывать рисунок. Получается необыкновенный эффект.

Оттиск. Для оттиска мы использовали ватные палочки, смятую бумагу. На ватную палочку набираем краску и прикладываем к рисунку. Так можно получить бутоны цветов. (рисунок 1)

Кляксография. Дети берут на кисточку краску и брызгают на бумагу. Получаются пятна разной величины, в произвольном порядке. Потом при помощи трубочки ребёнок дует на краску не касаясь бумаги. Детали дорисовываются. Можно создать образы в зависимости от фантазии ребёнка.

              

 Рисунок оттиском трубочкой с дорисовкой          Рисунок воздушным шариком дорисовкой

Рисунок оттиском ватной палочкой с дорисовкой

Таким образом, при использовании техник нетрадиционного рисования на занятиях развиваются творческие способности у ребёнка, что повышает возможность дальнейшего обучения рисованию.

Нетрадиционный подход к изобразительному творчеству развивает творческую активность ребёнка, усидчивость, аккуратность. Дети учатся сотрудничать друг с другом и учителем, у них развиваются коммуникативные навыки. Чем разнообразнее техники нетрадиционного рисования, тем детям интереснее, они начинают экспериментировать и творить.

                                  Список литературы

1. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

2.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

3.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка".

Проект по развитию творческих способностей  у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка"....