Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».

Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные реакции для доказательства состава веществ и их 
распознавания.   


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме

«Решение экспериментальных задач»

Заичко Галина Николаевна, учитель химии ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062

Краткая аннотация         В курсе  неорганической химии (9класс) изучается тема

                                           «Электролитическая диссоциация». Урок - практикум направлен

                                           на  совершенствование умений у обучающихся использовать

                                           качественные реакции для доказательства состава веществ и их

                                           распознавания.

Учебный предмет            химия

Уровень образования

школьников                       учащиеся 9 класса

Форма учебной

работы                              классно - урочная

Цели:

Воспитывающие:

Создать условия для самостоятельной работы учащихся, совершенствования  навыков при выполнении практической работы. Способствовать  воспитанию интереса к предмету, установлению связей теоретического материала с жизнью.

Развивающие:

Создать условия для развития мыслительных операций - анализа,   синтеза, обобщения,  сравнения, классификации, а также  способности к  самоконтролю.

 

Обучающие:

Организовать деятельность учащихся на усвоение:

знаний – качественных реакций на катионы Н+, Ca2+, Na+, Ва2+, Cu2+, K+, Fe2+ и анионы

OH-, Cl-, SO42-, CO32-;

умений - экспериментально определять в растворах перечисленные катионы и анионы; составлять план решения    задач  по доказательству состава и  распознаванию веществ; оформлять отчет о проведении практической работы;

навыков - составления   ионных уравнений.

 

Тип урока:                           комбинированный

Метод:                                практическая работа

Оборудование

и реактивы:                     модули для учащихся,  графопроектор с кодограммами,  

                                          видеофильм, растворы:  гидроксида кальция, соляной кислоты,  

                                          хлорида бария, сульфата меди(II), индикаторов, нитрата серебра,

                                          гидроксида натрия, карбоната натрия;  растворы хлорида бария и

                                          соляной кислоты в пронумерованных флаконах, пробирки,

                                          учебник Г.Е. Рудзитиса и Е.Е. Фельдмана «Химия 9».  

 .

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация  опорных знаний, подготовка к учебно-познавательной деятельности:

Проводим фронтальную химическую разминку:

а) Какие реакции называют качественными?

б) Как доказать присутствие в растворе кислоты и щелочи?

в) Для каких из перечисленных катионов: Ca2+, Na+, Ва2+, Cu2+, K+, Fe2+, используют  

качественные реакции образования осадков? Какие цвета  имеют эти осадки?

Учитель проводит реакцию: Cu2+  +  2OH-  =  Cu(OH)2

г) Для каких из перечисленных анионов: OH-, Cl-, SO42-, CO32-  используют

качественные реакции образования осадков? Какой цвет имеют эти осадки?

Учитель проводит реакцию: Ag+  +  Cl-  =  AgCl↓

д) Для определения какого аниона используют качественную реакцию образования

газа?

Учитель проводит реакцию: 2H+  +  CO32-  =  H2O  +  CO2

е) Как распознают  катионы  калия и натрия?  

Учитель демонстрирует видеофрагмент «Окраска пламени солями  щелочных и

щелочноземельных металлов»

Учитель кратко рассказывает о качественном анализе и его практическом применении.

 

3.Экспериментальная часть

Техника безопасности. Внимательно прочитайте следующие правила:

  1. Помните об осторожном обращении со стеклом!
  2. При работе с растворами кислот, щелочей и солей  надо соблюдать осторожность! При попадании раствора на кожу или слизистые ткани надо промыть пораженное место большим количеством воды.

Учитель:  дает учащимся инструкции по работе с модулем.  

Учащиеся работают по модулю. Учитель оказывает помощь.

Модуль «Доказательство качественного состава

предложенного вещества. Распознавание веществ»

УЭ-0.

Цели изучения модуля.

Изучив материалы данного модуля, вы научитесь:  

  1.  Распознавать в растворах катионы Н+, Ca2+, Ва2+, Cu2+,  Fe2+  и анионы OH-, Cl-, SO42-.    
  2.  Составлять план решения (по алгоритму)   задач  по доказательству состава и  распознаванию веществ.
  3.  Оформлять отчет о проведении практической работы.

УЭ-1. Входной контроль.

Цели: повторить, какие катионы и анионы появляются в водных растворах  электролитов, названия неорганических веществ.  

Задание: Выполните проверочную работу письменно в тетради:

      Установите соответствие  между  названием вещества   и  правой  частью  

      уравнения  его электролитической  диссоциации  

      Вещество                                                      Правая часть уравнения  диссоциации                                            

А. Хлорид бария                                                       1. Fe2+  +  2NO3- 

Б. Сульфат меди(II)                                     2. Ba2+  +  2Cl-

В. Нитрат железа(II)                                    3. Cu2+  +  SO42- 

Г. Карбонат натрия                                      4. Сa2+  +  2OH-

Д. Гидроксид кальция                                 5. 2Na+  +  CO32-

УЭ-2. Доказательство качественного состава вещества

           (1 вариант - хлорид бария, 2 вариант -  сульфат меди(II)).

Цели:  При выполнении данного УЭ  вы научитесь работать с  алгоритмом решения задачи по доказательству качественного состава вещества и оформлять экспериментальные результаты.

Задание 1: 1.Изучите текст.

                   2. Запишите в тетрадь:

  1. Уравнение электролитической диссоциации заданного вещества.
  2. Качественные реакции на катион и анион  и их признаки.

Выданные вам вещества являются сильными электролитами. В растворе они находятся в  диссоциированном виде. Доказать состав вещества – значит с помощью качественных реакций определить те катион и анион, которые находятся в его растворе. Если вы затрудняетесь в выборе качественных реакций, то можете  обратиться к  таблице 3 в  учебнике Г.Е. Рудзитиса и Е.Е.Фельдмана «Химия 9», стр. 14-15.  

Задание 2:  Выполните лабораторный опыт «Качественные реакции на ионы»:

                    1. Помните о технике безопасности!

              2. Изучите порядок работы:

Опыт. 

1) Налейте две порции примерно по 0,5 мл  выданного вам раствора  в две чистые пробирки.  Добавьте в первую пробирку несколько капель раствора реактива на катион, а во вторую – реактива на анион.    Наблюдения запишите в тетрадь.

Задание 3. Запишите уравнения протекающих в пробирках  реакций в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод и запишите в тетрадь: какие реактивы вы использовали для доказательства  состава заданного вещества, назовите признаки реакций.

УЭ-3. Распознавание среди двух предложенных растворов кислоты и щелочи              

Цели:  При выполнении данного УЭ  вы  научитесь работать с  алгоритмом решения задачи по распознаванию веществ в растворах и оформлять экспериментальные результаты.

Задание 1: 1.Изучите текст.

                   2. Запишите в тетрадь:

  1. Уравнения электролитической   диссоциации заданных веществ.
  2. Качественные реакции на катионы и анионы  и их признаки.
  3. Выберите порядок определения ионов,  а значит и  порядок добавления реактивов к распознаваемым растворам. Запишите в таблицу 1 в тетради.

Вам выданы растворы двух веществ – гидроксида кальция и соляной кислоты в пронумерованных, но не подписанных флаконах. Распознать вещества – значит определить номера флаконов, в которых  находится каждое из них. Поскольку хлорид бария и сульфат меди(II) являются сильными электролитами,   необходимо   подобрать качественные реакции, а значит и реактивы на катионы и    ионы, которые образуются в растворах при диссоциации этих веществ.  

Задание 2: Выполните лабораторный опыт «Качественные реакции на ионы»:

                   1. Помните о технике безопасности!

             2. Изучите порядок работы:

Опыт. 

1) Налейте в чистую первую пробирку примерно по 0,5 мл раствора № 1, а во вторую - столько же раствора № 2. Добавьте в каждую несколько капель первого  реактива.     Наблюдения запишите в таблицу 1 в тетради. Сделайте вывод о том, какой ион в растворе вы смогли определить.

Таблица 1

Результаты опыта по распознаванию растворов кислоты и щелочи

Реактив, определяемый ион

Признаки качественной реакции

Образец № 1

Образец № 2

(Первый реактив)

(Второй реактив)

Формула вещества

2) Заново налейте в чистые пробирки исследуемые растворы и добавьте  в каждую несколько капель второго реактива.  Наблюдения запишите в таблицу. Сделайте вывод о том, какой ион в растворе вы смогли определить. Если вы распознали одно из веществ (выполнили качественные реакции на  катион и анион), то запишите его формулу в последней строке таблицы 1. Больше опытов с этим веществом вы не проводите.

3) Налейте в чистую пробирку раствор вещества, в котором остались нераспознанные ионы.     Выполните  необходимые   качественные  реакции   и    запишите  результаты     в

таблицу 1.

Задание 3. Запишите уравнения всех проделанных реакций  в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о соответствии номера флакона и названия вещества, которое в нем находится.

УЭ-4. Выходной контроль.

Цели: При выполнении данного УЭ вы определите уровень усвоения изученного материала.

Задание 1:  1.Выполните последовательно задания А и Б.

                    2. Если вы испытаете затруднения при выполнении задания, обратитесь к

                        записям в рабочей тетради, материалу учебника  п. 2 и 3, воспользуйтесь

                        консультацией учителя.  

                    3. Если вы не успеваете выполнить задания выходного контроля, можно    

                        доработать  их после уроков или при выполнении домашнего задания.

Задание А:  

Раствор фенолфталеина (метилового оранжевого) добавили к растворам:  а) гидроксида бария и б) серной кислоты. Какие признаки реакций вы ожидаете увидеть.

Задание Б:  

Необходимо доказать состав  сульфата железа(II).

Предложите соответствующие качественные реакции. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Самопроверка. В конце урока сравните ответы на  задания  выходного контроля  с правильными, представленными на кодограмме. Отметьте правильно выполненные задания   в тетради плюсом, неправильно выполненные – минусом.

Учитель производит подсчёт учеников, выполнивших верно 2 задания.   Фамилии лучших учеников на данном этапе урока записываются на доске.

УЭ-5. Рефлексия.

Цель: Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке. Оцените, насколько вы смогли их достичь?   Проанализируйте свою работу на уроке и закончите фразу:

На уроке я работал(а) ____________(хорошо, удовлетворительно, плохо).

Сдайте тетрадь на проверку.  

С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте. (Дети рисуют мордашку, характеризуя свое настроение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Методическая разработка урока по технологии на тему "Куклы-обереги" для 5-го класса

В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выпол...

Методическая разработка урока по математике по теме "Решение уравнений" 6 класс

Интегрированный урок по  теме "Решение уравнений" 6 класс...

Методическая разработка урока математики в рамках темы " Две основные задачи на дроби." 6 класс

Данный урок математики проходит в рамках темы «Две основные задачи на дроби.» В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят правило нахождения части от целого и нахождение целого по ...

Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс

Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...

Методическая разработка урока по алгебре по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Цели урока: Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию...

Методическая разработка урока по алгебре по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"

Форма урока: комбинированный урокТип урока: Урок повторного  контроля знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала.       Цели урока:...