Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Филина Надежда Валериевна

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Филиной Надежды Валериевны.

Я, Филина Надежда Валериевна, работаю в МОУ СОШ №3  в качестве учителя химии уже 9 лет. В своей педагогической деятельности применяю разнообразные по содержанию и формам приемы обучения.

Для меня важно сформировать у ребёнка веру в себя, создать комфортные условия пребывания в школе, на конкретном уроке. Тёплая, дружественная атмосфера в школе, уважительное, заботливое отношение друг к другу и к людям способствует формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро. Я очень люблю своё предмет и считаю наилучшим результатом своей деятельности воспитание у своих учеников такой же любви к этой удивительной науке. И не обязательно мои ребята станут великими химиками. Важнее, чтобы они стали настоящими людьми, которым не будет безразлична жизнь класса, школы.

На своих уроках я стараюсь не только сформировать знание программного материала, но и  развить у детей интерес к природе, к нашему наследию, к памяти своих предков. Для этого использую индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

В процессе обучения использую различные методы: частично-поисковый, исследовательский, создание проблемной ситуации. Провожу уроки-диалоги, основанные на организации учебного диалога внутри учебной группы.

Используя различные формы и методы в обучении,  стараюсь видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносила ребенку радость.

        

 В работе использую различные современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательный эффект, реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

Одна из основных технологий, по которой я работаю сейчас, технология блочно-модульного обучения.

Наименование технологии

Системное использование

1. Технология модульного и блочно-модульного обучения        

Уроки-модули, уроки-консультации по блоку, уроки-резюме по блоку

2. Развивающее обучение        

Уроки развивающего обучения

3. Разноуровневое обучение        

Разноуровневые задания и практикумы

4. Информационно-коммуникационная        

Использование медиаучебников, контролирующих, демонстрационных, учебных программ.

5. Здоровьесберегающая        

Уроки-экскурсии, физкультминутки

6. Обучение в сотрудничестве

Групповая работа

7. Использование игровых методов

Ролевые, деловые, развивающие игры

        В своей педагогической деятельности я использую, как готовые контрольно-измерительные и дидактические средства, так и материалы, составленные мною.

Последние 4 года работаю над проблемой блочно-модульного обучения. В специфике данного вида обучения я вижу рассмотрение субъективного опыта каждого ученика как личностно-значимой сферы, его обогащении знаниями, развитии мыслительных действий через творческую самореализацию.

Технология «Блочно-модульного обучении»

Предпосылки выбора данной темы:

Часто оказывается, что учащиеся оказываются неподготовленными к определенной деятельности на уроках, направленной на усвоение знаний и умений по предметам, так как они в большинстве не обладают абстрактным образным, наглядно-действенным мышлением: неумением выделить главное, читать и вычерчивать чертежи и схемы, зарисовать несложные предметы и т.д.

Научить учащегося всему, что понадобится в жизни, нельзя, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применить на практике, работать с книгой. В связи с этим возникла необходимость повышения эффективности урока, так как именно через урок можно достичь названных целей.

Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащихся. У их значительной части отмечается неуверенность в себе, страх, неудачи, уныние. Это свидетельствует в целом об эмоциональном дискомфорте ученика на уроке. Суть же технологии модульного обучения состоит в том, что ученик учится самостоятельно, а учитель управляет его учебной деятельностью, т. е. организует, координирует, консультирует.

Задачи: изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обоснование понятийного аппарата исследования: «модуль», «модульная технология», «учебный элемент» и др.

Проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении химии, с точки зрения их эффективности в преподавании предмета по модульной технологии.

Разработать модульную программу преподавания теоретических основ неорганической и органической химии в 8-11 классах.

Экспериментально проверить эффективность предложенного методического подхода.

Теоретические основы:

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности.
В процессе модульного обучения ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Содержание учебного материала подбирается в соответствии с темой и дидактической целью, оно должно соответствовать принятому стандарту.Каждый модуль содержит блок входа и теоретический блок.

Блок входа (установочный урок). С его помощью осуществляется актуализирующий контроль, входное тестирование, диагностический анализ и предварительная оценка способностей учащихся. Тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний, которые необходимы для усвоения содержания данного блока-модуля.

Теоретический блок состоит из двух этапов. Первый этап – лекция, построенная с учетом возрастных особенностей учащихся. Главная задача лекции – вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. На втором этапе – проверка усвоения теоретических понятий. Ученик с помощью учителя определяет необходимый ему уровень сложности усвоения знаний.

Учебные занятия с использованием модульной технологии могут быть двух видов.

Первый вид – самостоятельная учебная деятельность по усвоению новых знаний. Эти модули рассчитаны на полную самостоятельную проработку учебного материала учеником. Функция же учителя в этом случае заключается в консультировании и координировании.

Второй вид учебных занятий – с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика. Учитель в зависимости от места урока в теме и типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор учебных элементов.

Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания в них учебных элементов (У.Э.), с которыми ученик работает непосредственно. И первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику.

Т е к с т о в ы й У.Э. как носитель учебной информации используется наиболее часто. Обычно такие У.Э. содержат указания: прочитай, выдели главное, составь конспект, таблицу и т. д.

Т а б л и ч н ы й У.Э. является наиболее компактной и удобной формой размещения информации. При работе с такими У.Э. ученик получает установки: определи, сравни, опиши.

И л л ю с т р а т и в н ы й У.Э. используют для составления образного представления об объекте или процессе.

Кроме этого, применяют и такие учебные элементы, как с л о в е с н ы й, и г р о в о й, см е ш а н н ы й.

Модульная технология очень гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например коллективные способы обучения, поэтому, помимо индивидуальной самостоятельной деятельности ученика, учащиеся работают в парах или группах.

Модули любого порядка включают контроль за усвоением и выполнением задания. В модульной технологии я использую следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль. Самоконтроль осуществляется учеником; он сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения. Взаимный контроль возможен, когда ученик уже проверил и исправил свои ошибки, после этого он может проверить задание партнера. Контроль с моей стороны осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль, формы которого могут быть разными.

Изучая материалы об организации модульно-блочной технологии, наиболее важным для себя я отметила следующее:

- положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариантности элементов, модулей, содержания элементов и модулей. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению. Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний и потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности обучаемого;

- гибкость и вариантность модульной системы особенно актуальны для нас сейчас в условиях рыночной экономики. С помощью модульно-блочной технологии удаётся решить одну из важнейших задач, поставленных сегодня перед образовательными учреждениями, вытекающей из тенденции развивающего образования - воспитание учащегося как деятеля, то есть человека, умеющего поставить цель и наметить шаги к ее достижению.

При создании системы уроков с использованием модульно-блочной технологии как средства развития познавательной активности я стараюсь соблюдать следующие  условия:

  1. четкая организация всего учебного процесса;
  2. постановка целей и задач обучения всего блока темы;
  3. сочетание словесных и наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов, схем-конспектов, логически опорных конспектов);
  4. широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах;

-        комбинированный  способ  контроля,  письменный  ответ,  устное  изложение, взаимоконтроль;

-        вера учителя в силу и способности учащихся.

Применение блочно-модульной технологии на уроках помогает ребенку приобрести необходимую компетенцию и развить его способности для осуществления осознанного выбора дальнейшего образования и успешной реализации этого выбора

В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная программа предполагает развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, формирование у каждого ученика необходимых умений и навыков к самообразованию.

         Разработки:

Мною разработаны рабочие программ по химии для 8 и 10 классов с использованием блочно-модульной технологии.

Изучение химии в 8-х классах по этой программе начинается с изучения составляющих вещества, таким образом, познается взаимосвязанная система химических понятий в следующей последовательности: атом – молекула – вещество – химическая реакция – свойства неорганических веществ – их взаимосвязь.

Предлагаемая программа разработана мною на основе обязательного минимума содержания курса неорганической химии для 8–9-х классов основной общеобразовательной школы, имеет практическую и экологическую направленность. Использование блочно-модульной технологии привело к изменению традиционной структуры курса неорганической химии 8–9-х классов.

Например, учебный материал представлен в виде следующих блоков:

8 класс

«Введение», «Вещество», «Химические реакции», «Свойства основных классов неорганических веществ и генетическая связь между ними», «Количественные отношения в химии»;

9 класс

«Повторение», «Основные закономерности химических реакций», «Теория электролитической диссоциации», «Неметаллы», «Металлы», «Химические производства. Химическая экология».

В программе базовый курс химии рассматривается с позиции экологической проблематики, что способствует развитию естественно-научных знаний, полученных учащимися на уроках биологии, географии, а также приобщает их к видению химических аспектов экологии.

Экологические вопросы затрагиваются в каждом блоке программы, например, в блоке «Свойства основных классов неорганических соединений» предлагается рассматривать использование оксидов, оснований, кислот и солей в быту; в блоке «Неметаллы» – экологические проблемы, связанные с применением минеральных удобрений; в блоке «Металлы» – биологическую роль металлов, токсичность свинца, ртути и их соединений, основные источники загрязнения ими окружающей среды и т. д.

В качестве примера использования блочно-модульной технологии в преподавании органической химии - разработка модулей по блоку “Кислородсодержащие органические вещества” курса “Органическая химия”. Предлагаемый модуль разработан на основе обязательного минимума содержания курса органической химии для 10-х классов средней общеобразовательной школы и программы Л.А. Цветкова, имеет практическую и экологическую направленность.

Опыт работы показал, что при изучении курса органической химии можно использовать учебник не только Л.А. Цветкова, но и другие учебники, и учебные пособия по интересующей нас тематике. Использование блочно-модульной системы на уроке привело к изменению структуры темы “Кислородсодержащие органические вещества” по органической химии для 10-х классов. При организации модуля высвобождается время для решения задач, изучения блока “Биологически активные вещества”.

Согласно программе изучения химии в качестве непрофильной дисциплины, на изучение этого раздела отводится 24 ч. (Приложение)

Опыт работы показал, что такая структура модуля способствует полной самостоятельной проработке учебного материала учеником. Функция учителя в этом случае заключается в консультировании и координировании.

При разработке модульного урока для самостоятельной деятельности ученика составляется инструкция, в которой определены:

1) цель усвоения материала модуля;

2) где найти учебный материал;

3) как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.); как проверить правильность выполненной задачи (контроль и взаимоконтроль).

Самое главное для педагога – не утонуть в рутине, на каждый урок готовить “изюминку”, обязательно учитывать особенности классного коллектива – каждый год дети разные, поэтому приходится каждый год что-либо менять в модульных уроках.

В последнее время очень большое значение на уроке я уделяю применению информационно-коммуникационных технологий. При использовании на уроках химии различных мультимедийных средств и интерактивного комплекса учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул органических соединений, что сложно сделать в их плоскостном изображении, показанном в учебнике. Особенно удобными являются задания самоконтроля и тестов, которые позволяют оперативно проверить уровень усвоения материала не только учителем, но и самими учащимися.

Использование компьютерных технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа их обучения, эффективному применению личностно-ориентированного подхода к обучению, проведению контроля с помощью различного вида заданий: тестов, заданий самоконтроля. Я использую в своей работе информационно – коммуникационные технологии в целях повышения качества обучения. Использование интерактивного комплекса возможно на различных этапах урока: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, проведения и проверки самостоятельной работы, повторения пройденных тем, проведения виртуальных практических работ. Кроме уроков, данное оборудование с успехом можно применять на внеклассных мероприятиях, для подготовки учащихся к олимпиадам и единому государственному экзамену.

Я на своих уроках во время объяснения нового материала, обобщения и закрепления использую презентации, мультимедийные электронные учебники и CD-диски. Это позволяет организовать учебный процесс более интересно. Учащиеся также самостоятельно готовят презентации по отдельным темам. Данная форма работы развивает учебную мотивацию, даже слабые учащиеся стараются выполнить работу, тянутся за более сильными, что особенно меня радует.

На своих занятиях я использую мультимедийные электронные учебники и пособия на CD-дисках: “Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс”, “Уроки химии Кирилла и Мефодия”; “Химия – Просвещение”; “Химия - базовый курс”; “Химия в школе”; “Химия. 8 класс”; “БЭНП (библиотека электронных наглядных пособий) по химии”, “ Подготовка к ЕГЭ по химии”.

А вот “Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс” уникальна. Что самое интересное, не имея ни одной пробирки, ни одного химического вещества, в рамках этой программы можно проделать опыты. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта.

При этом у учащихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям. При работе в виртуальной лаборатории учащиеся имеют возможность для понимания сущности химических реакций, так как они могут увидеть эти процессы на молекулярном уровне.

В условиях общеобразовательной системы, когда число часов на изучение химии немного, ИКТ помогают учащимся успешно освоить учебные программы по химии. А использование современных средств обучения (компьютер, Интернет, интерактивный комплекс), не снижая ведущей роли преподавателя, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.

Но, какой бы проблемой не занимался учитель, залогом успешного обучения учащихся всегда остаётся личность учителя, его порядочность, честность, доброта, умение общаться, слушать, сопереживать.

Я стараюсь быть именно таким учителем, человеком.

Приложение

Планирование темы “Кислородсодержащие соединения”

Тема урока

1

Установочный урок

2,3

Строение, номенклатура и изомерия кислородсодержащих соединений (спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот).

4

Физические свойства кислородсодержащих соединений.

5-7

Химические свойства кислородсодержащих соединений.

8-9

Получение кислородсодержащих веществ.

10

Применение кислородсодержащих соединений.

11

Пр./р. №2: “Качественные реакции на кислородсодержащие органические вещества”.

12

Пр./р. №3: “Карбоновые кислоты”.

13-14

Производные карбоновых кислот: сложные эфиры и жиры.

15

Углеводы: состав и классификация.

16-17

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза.

18

Дисахариды: сахароза и мальтоза.

19-20

Полисахариды: крахмал и целлюлоза.

21

Пр./р. №4: “Углеводы”.

22-23

Урок – обобщения.

24

К/р. №2: “Кислородсодержащие органические соединения”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

Обобщение опыта работы по теме "Использование метода проектов на уроках физики и технологии"

В работе содержится теоретический материал, проект "Изготовление дверной ручки", фотографии готовых проектов....

Обобщение опыта работы по теме: " Формирование критического мышления на уроках биологии в 8-11 классах через технологию РКМЧП"

Данная публикация содержит возможные варианты заданий для учащихся, с использованием приемов данной технологии....

Статья обобщение опыта по теме «Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и в воспитательной работе»

Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Не осталось практически ни одного крупного города, не использующего компьютеры, глобальн...

Обобщение опыты работы по теме "Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"

Обобщение педагогического опыты по теме "Декоративно -прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ...

Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...