Урок-проект "Водород: знакомый и незнакомый" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Мясникова Лариса Юрьевна

Урок предназначен систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

«Водород: знакомый и незнакомый»

                                             Учитель химии

                                                   МОУ «СОШ № 56»

                                               Ленинский район

                                          город Саратов

                                               Мясникова Л.Ю.

2011 г.

Урок-проект «Водород: знакомый и незнакомый»

Эпиграф к уроку:

 И если вчера человечество благоговело перед новым видом энергии - электричеством, а позавчера перед паровым котлом, то сегодня мы управляем реакцией распада атомного ядра, а завтра будем управлять реакцией синтеза ядер - создадим земные солнца!

                                                                                                        Д.И.Щербаков.

Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и о простом веществе на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.

Задачи урока.

  • Образовательные: систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять реакции замещения; закрепить понятия “простое вещество” и “сложное вещество”, умение обращения с приборами для получения и собирания газов.
  • Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
  • Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.

Методы: беседа, сопоставительный анализ, элементы игры, рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент.

Форма урока: Урок-проект по изучению  нового материала, лабораторные опыты.

Оборудование и реактивы:

  • газовый прибор,  
  • лабораторный штатив,
  • широкий сосуд с водой,
  • пробирки,
  • спиртовка,
  • лучинка,
  • мультимедийный проектор

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся:

  1. Получают знания о строении, свойствах и значении водорода на Земле и во Вселенной.
  2. Получают представление о распространенности водорода в природе.
  3. Приобретают знания о физических свойствах водорода.
  4. Знакомятся с важнейшими областями применения водорода.
  5. Приобретают умение объяснить причину опасности работы с водородом.
  6. Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием.

Ход урока:

I. Организационный момент(2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок химии, его будет вести совершенно новый для вас учитель. Меня зовут Мясникова Лариса Юрьевна, и я работаю учителем химии в СОШ № 56.

- Сегодня на уроке, мы продолжим знакомство с неметаллами. И начнем это знакомство с самым первым элементом Периодической системы. Что это за элемент? (Водород)

II. Основная часть (30 мин.)

Цель нашего урока-проекта – знакомство с водородом как с элементом и веществом. Для достижения этой цели – мы будем работать над учебным проектом, который я назвала так «Водород: знакомый и незнакомый».(Слайд)

Как вы думаете, на какие вопросы нам необходимо ответить, что бы достигнуть цели проекта? (Слайд)

  • История открытия элемента
  • Нахождение в природе
  • Строение атома и молекулы
  • Получение
  • Физические и химические свойства
  • Применение

Для работы над проектом нам надо разделиться на три группы: (Слайд)

1 группа - «Теоретики»

2 группа – «Исследователи-экспериментаторы»

3 группа – «Практики»

    Работать в группах вы будете по карточкам-инструкциям, в которых подобраны задания посильные каждому из вас. Каждому члену группы необходимо выбрать одно из заданий, над которым вы будете работать в течение 5-7 минут, а затем познакомить всех остальных учащихся с результатами вашей работы.

Карточка-инструкция для «Теоретиков»:

  1. Определить  положение водорода  в Периодической системе химических элементов.(1 ученик)
  2. Зарисовать строение атома водорода и указать возможные степени окисления. (1 ученик)
  3. Зарисовать строение молекулы водорода и указать тип химической связи. (1 ученик)
  4. Используя дополнительную литературу, подготовить краткий рассказ о нахождении химического элемента водорода в природе.(2-3 ученика)
  5. Используя дополнительную литературу, подготовить краткий рассказ об истории открытия водорода. (2-3 ученика)

Карточка-инструкция для «Исследователей-экспериментаторов»:

  1. Используя материал учебника – стр. 98-100 и инструкцию по выполнению опыта «Получение, собирание и распознавание водорода», познакомиться с лабораторными способами получения водорода и под руководством учителя продемонстрировать данный опыт. (2-3 ученика)
  2. Выяснить, какими способами можно собирать водород и почему.(1 ученик)
  3. Выяснить,  каким способом можно доказать наличие водорода в сосуде. (1 ученик)
  4. Выяснить с какими веществами водород проявляет восстановительные свойства – проиллюстрировать уравнениями реакций. (2-3 ученика)
  5. Выяснить с какими веществами водород проявляет окислительные свойства – проиллюстрировать уравнениями реакций. (1-2 ученика)

Инструкция по проведению опыта

«Получение, собирание и распознавание водорода»

1. Используя рисунок 43 стр. 99 подберите необходимое лабораторное оборудование и   реактивы из представленных на лабораторном столе.

2. Изучите материал учебника стр. 98-99 по получению и сбору водорода.

3. Познакомьтесь с правилами получения, собирания и распознавания водорода в соответствии с техникой безопасности:

  1. Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность.
  2. В пробирку положите несколько гранул цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты.
  3. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку.
  4. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
  5. Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. (Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом – «гремучий газ».)

         4. Выполните опыт под руководством учителя.

Карточка-инструкция для «Практиков»:

Используя  рисунок 46 стр.101, заполнить таблицу «Применение водорода» (ученики работают всей группой)

п/п

Свойства водорода

Применение

1

Горит с выделением большого количества теплоты

2

Реагирует с неметаллами

3

Реагирует с оксидами металлов

4

Легкий газ (из истории)

Идет работа в группах 5-7 минут.

А теперь давайте посмотрим, как вы справились с предложенными вам заданиями. Всем группам я буду помогать по мере необходимости.

Письменно у доски:

1 задание «Теоретики» – Зарисовать строение атома водорода и указать его возможные степени окисления. (Запись на доске)

2  задание «Теоретики» – Зарисовать строение молекулы водорода и указать тип химической связи. (Запись на доске)

Молекула водорода двухатомная – Н2. Н• + •Н → Н : Н или Н – Н. Атомы связаны одной электронной парой. Связь в молекуле одинарная, ковалентная неполярная.

3 задание «Исследователи» - Написать уравнения  реакций, характеризующие восстановительные свойства водорода.(2 ученика) (Запись на доске)

4 задание «Исследователи» - Написать уравнения реакций, характеризующие окислительные свойства водорода. (Запись на доске)

Устные ответы групп:

Работа группы теоретиков «Теоретики»:

  1. Рассказать об истории открытия водорода.(2 мин.) (Слайд)

- Впервые этот газ в чистом виде выделил 240 лет назад английский химик Генри Кавендиш. Свойства полученного им газа были настолько удивительны, что ученый принял его за легендарный «флогистон», «теплород» — вещество, по канонам науки того времени определявшее температуру тел. Он прекрасно горел (а огонь считался почти чистым флогистоном), был необычайно легок, в 15 раз легче воздуха, хорошо впитывался металлами и так далее. Однако другой великий химик, француз Антуан-Лоран Лавуазье, уже в 1787 году доказал, что полученное Кавендишем вещество — вполне обычный, хотя и очень интересный химический элемент. Свое название он получил оттого, что при горении давал не дым, сажу и копоть, а воду.

  1. Рассказать о нахождении водорода в природе.(2 мин.) (Слайд)

- Водород широко распространен в природе — содержится в воде, во всех органических соединениях, в свободном виде — в некоторых природных газах. Содержание его в земной коре достигает 0,15% ее массы (с учетом гидросферы — 1%). В космосе водород является самым распространенным элементом. Солнце более чем наполовину состоит из водорода.

  1. Рассказать о положении водорода в периодической системе.(1 мин.) (Слайд)

- Водород имеет 1 порядковый номер, находится в 1 малом периоде, 1 группе главной подгруппе, Аr =1. Однако химический элемент водород занимает место и в 7 группе главной подгруппе.

- Почему водород поместили и в 1 группу главную подгруппу и в 7 группу главную подгруппу Периодической системе?

-  Это связано с тем, водород, вступая в химические реакции способен как щелочные металлы отдавать 1 электрон, проявляя степень окисления +1 и присоединять 1 электрон как галогены, проявляя степень окисления -1.

Разбор 1 и 2 задания у доски. (Запись в тетрадь) (3-5 мин.)

Работа группы «Исследователей» - демонстрация опыта «Получение водорода» в результате взаимодействия цинка с соляной кислотой, собирание водорода «методом вытеснения воды» и доказательство наличия водорода в сосуде. (Запись уравнений на доске.) (5 мин.) (Слайд)

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

2H2 + O2 = 2H2O – смесь водорода с кислородом в объемном отношении 2:1 называют «гремучим газом»

Физические свойства водорода:

  • бесцветный газ
  • без запаха
  • почти нерастворим в воде
  • в 14,5 раз легче воздуха.

Промышленные способы получения водорода (Слайд):

Водород получают конверсией водяных паров с углем или метаном:

С + H2O = СО + H2

СН4 + H2O = СО + 3H2

Какими еще свойствами обладает водород? (Проверка уравнений реакций записанных на доске 3 и 4 задания) (5 мин.)

Восстановительные свойства водорода:

  1. Горит в кислороде

      2H2 + O2 = 2H2O

  1. Реагирует с другими неметаллами 

      N2 +3H2 ↔2NH3

      Cl2 + H2 = 2HCl

  1. Реагирует с оксидами металлов

      СuO + H2 = Cu + H2O

      Окислительные свойства:

      Реагируют со щелочными и щелочноземельными металлами с образованием гидридов

     2Na + H2 = 2NaH

     Са + H2 = СаH2

Давайте посмотрим видеофрагмент «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)». (2 мин.)

Как вы думаете, где эту реакцию можно использовать?

- В металлургии для восстановления металлов из оксидов.

III. Закрепление (10 мин)

Работа группы «Практиков» (Слайд)      

Какие из изученных свойств водорода  можно использовать, и каким образом? (Проверка таблицы) (3 мин.)

п/п

Свойства водорода

Применение

1

Горит с выделением большого количества теплоты

В качестве топлива

2

Реагирует с неметаллами

Производство важных веществ: аммиака, хлороводорода и др.

3

Реагирует с оксидами металлов

В металлургии

Работа с контрольными вопросами (Слайд)

  1. Какой элемент характеризуется наибольшей распространенностью во Вселенной?
  2. Кто  впервые выделил  водород в чистом  виде?
  3. Охарактеризуйте химические свойства водорода.
  4. Что называют гремучим газом?
  5. Какие соединения  водород образует с активными металлами?
  6. Оксиды,  каких элементов восстанавливаются до металлов водородом?
  7. Каковы способы получения водорода в промышленности?
  8. Как получают водород в лаборатории?
  9. Перечислите основные области применения водорода.

Рефлексия. (Слайд)

Что мы узнали о водороде?

 

Справились с поставленными целями и задачами урока?

IV. Подведение итогов, выставление оценок и домашнее задание

§ 17 выучить, письменно упражнения № 3-5. (Слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-проект «Водород: знакомый и незнакомый» «И если вчера человечество благоговело перед иным видом энергии – электричеством, а позавчера перед паровым котлом, то сегодня Мы управляем реакцией распада атомного ядра, а завтра будем управлять реакцией синтезы ядер – создадим земные солнца» Д.И. Щербаков

Слайд 2

Цель проекта: Знакомство с водородом как элементом и веществом Рассматриваемые вопросы: История открытия элемента Строение атома и молекулы Получение Физические и химические свойства Применение

Слайд 3

Рабочие группы: 1 группа – «Теоретики» 2 группа – «Исследователи» 3 группа – «Практики»

Слайд 4

История открытия Впервые этот газ в чистом виде выделил 240 лет назад английский химик Генри Кавендиш. Свойства полученного им газа были настолько удивительны, что ученый принял его за легендарный «флогистон», «теплород» — вещество, по канонам науки того времени определявшее температуру тел. Он прекрасно горел (а огонь считался почти чистым флогистоном), был необычайно легок, в 15 раз легче воздуха, хорошо впитывался металлами.

Слайд 5

Другой великий химик, француз Антуан-Лоран Лавуазье, уже в 1787 году доказал, что полученное Кавендишем вещество — вполне обычный, хотя и очень интересный химический элемент. Свое название он получил оттого, что при горении давал не дым, сажу и копоть, а воду. История открытия

Слайд 6

Водород в природе : Водород широко распространен в природе — содержится в воде, во всех органических соединениях, в свободном виде — в некоторых природных газах. Содержание его в земной коре достигает 0,15% ее массы (с учетом гидросферы — 1%). Водород составляет половину массы Солнца.

Слайд 7

Водород самый распространенный элемент во вселенной

Слайд 8

Общая характеристика: Порядковый номер 1 1 малый период I группа главная подгруппа Ar =1 Электронная конфигурация 1 S 1 В одних условиях водород проявляет металлические свойства - отдает электрон, как щелочные металлы В других — неметаллические свойства - принимает электрон, как галогены.

Слайд 9

Молекула водорода Молекула водорода состоит из двух атомов - H 2 Ковалентная неполярная связь Н:Н

Слайд 10

Получение водорода в лаборатории Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O смесь водорода с кислородом в объемном отношении 2:1 называют «гремучим газом»

Слайд 11

Физические свойства водорода Бесцветный газ Без запаха Почти нерастворим в воде В 14,5 раз легче воздуха

Слайд 12

Промышленные способы получения водорода Водород получают конверсией водяных паров с углем или метаном H 2 O + C ⇄ H 2 + CO CH 4 + H 2 O ⇄ CO + 3H 2

Слайд 13

Восстановительные свойства водорода Горит в кислороде 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O Реагирует с другими неметаллами N 2 +3 H 2 ↔2 NH 3 Реагирует с оксидами металлов С uO + H 2 = Cu + H 2 O

Слайд 14

Взаимодействие водорода с оксидом меди ( II )

Слайд 15

Окислительные свойства водорода Реагируют со щелочными и щелочноземельными металлами с образованием гидридов 2Na + H 2 = 2NaH Са + H 2 = Са H 2

Слайд 16

Применение водорода

Слайд 17

Применение водорода Применение Свойства водорода Горит с выделением большого количества теплоты Реагирует с неметаллами Реагирует с оксидами металлов Легкий газ (из истории) В качестве топлива Производство важных веществ: аммиака, хлороводорода и др. Применение в металлургии ?

Слайд 18

Применение Наработав в достаточном количестве этот легкий газ, люди сначала приспособили его для воздушных полетов. В этом качестве первый элемент Таблицы Менделеева применяли вплоть до 1937 года, когда в воздухе сгорел крупнейший в мире, в два футбольных поля размером, заполненный водородом немецкий дирижабль «Гинденбург». Катастрофа унесла жизни 36 человек, и на таком использовании водорода был поставлен крест. С тех пор аэростаты заправляют исключительно гелием. Гелий — газ, увы, более плотный, но зато негорючий. .

Слайд 19

Водородная энергетика: миф или реальность? В недалёком будущем основным источником получения энергии станет реакция горения водорода, и водородная энергетика вытеснит традиционные источники получения энергии (уголь, нефть и др.). При этом предполагается, что для получения водорода в больших масштабах можно будет использовать электролиз воды. В 1979 году компания BMW выпустила первый автомобиль, вполне успешно ездивший на водороде, при этом не взрывавшийся и выпускавший из выхлопной трубы водяной пар. В эпоху усиливающейся борьбы с вредными выхлопами машина была воспринята как вызов автомобильному рынку.

Слайд 20

Контрольные вопросы: Какой элемент характеризуется наибольшей распространенностью во Вселенной? Кто впервые выделил водород в чистом виде? Охарактеризуйте химические свойства водорода. Что называют гремучим газом? Какие соединения водород образует с активными металлами ? Оксиды каких элементов восстанавливаются водородом? Каковы способы получения водорода в промышленности ? Как получают водород в лаборатории? Перечислите основные области применения водорода.

Слайд 21

Что мы узнали о водороде? Положение в ПС и строение атома История открытия Нахождение в природе Физические, химические свойства Применение Строение молекулы и получение

Слайд 22

Домашнее задание §17 выучить Письменно упражнения № 3-5 Используя дополнительную литературу, найти как можно больше химических реакций промышленного и лабораторного способов получения водорода. Повторить тему «Изотопы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗИЦИРОВАНИЕ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В ДМШ И ДШИ. 10 УРОКОВ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЗНАКОМЫХ МЕЛОДИЙ

Цель методических рекомендаций –  усилить роль творческого начала в воспитании юного музыканта, пробудить и развить творческую фантазию ученика, активизировать его творческие способности.За...

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма". Учащиеся знакомятся с эстетическими принципами романтизма, выдающимися художниками Франции, Испании, Германии

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма" знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя...

Урок во 2 классе на тему: "Давай знакомится"

Урок во 2 классе на тему: "Давай знакомится"...

Самоанализ урока географиив 7 классе "Знакомая незнакомка Южная Америка"

На данном уроке  можно выделить основные  условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочета...

Методическая разработка урока геометрии "Знакомьтесь - геометрия" 7 класс

Технологическая карта вводного урока по геометрии в 7 классе, математический  диктант на понимание, карточка для рефлексии...