"Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Хисматуллина Земфира Рафкатовна

Урок по химии на тему "Кислоты".

1) Сформировать понятия о кислотах

                      2) Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот.

                      3) Познакомить учащихся с важнейшими  неорганическими                   

                               кислотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc4_.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кислоты.

Цели урока: 1) Сформировать понятия о кислотах

                      2) Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот.

                      3) Познакомить учащихся с важнейшими  неорганическими                    

                               кислотами.

Оборудование: Растворы важнейших неорганических и органических  

                          кислот: соляной, серной, азотной, уксусной, лимонной.  

                     Индикаторы. Стеклянная химическая посуда. Спиртовой  

                                 градусник.

Ход урока

I.Проверка знаний.

Дайте определение понятию «оксиды», «основания».

Назовите оксиды: CuO, Cu2O, SO2, SO3, Na2O, N2O5

Назвать: Fe(OH)2, AL(OH)3, LiOH, Cr(OH )3   

Составить  формулы  по названиям: гидроксид  калия, гидроксид  кальция, гидроксид свинца(II), гидроксид железа(II).

 

II.    Изучение нового материала.

 1.Общая характеристика кислот  

  Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Кислоты различают неорганические и органические. Основные неорганические кислоты:

HCl - соляная кислота

HNO3 - азотная кислота

H2SO4 - серная кислота

H2SO3 - сернистая кислота

 HNO2- азотистая кислота

 H2CO3- угольная кислота

 H3PO4- ортофосфорная кислота

 H2SiO3- кремневая кислота

 H2S- сероводородная кислота

HBr - бромоводородная кислота

 

Кислоты классифицируют:

1.по количеству атомов водорода

одноосновные

 двухосновные

 трехосновные

 HCl, HBr

 H2S, H2SO4

 H3PO4

 

2.по наличию в кислотном остатке атомов кислорода

кислородосодержащие

 бескислородные

 H2CO3, H3PO4

HCL,

   

(Демонстрация кислот)

Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

-Как вы думаете,  как можно распознавать кислоты, не пробуя их?  

2.Повторение об индикаторах.  

(Демонстрация: Изменение окраски индикатора-лакмуса в кислой среде (провести опыт);

Изменение окраски индикатора - фенолфталеина (провести опыт);

Изменение окраски индикатора - метилоранжевого (провести опыт);

   

3. Физические свойства кислот.

Кислоты имеют различные физические свойства: соляная, серная, азотная- жидкости, фосфорная, стеариновая – твердые вещества.  

4. Тип химической связи в молекулах кислот.

  Так как  все элементы, входящие в состав кислот являются неметаллами, то тип связи – ковалентный  полярный.

III. Определение степеней окисления элементов и зарядов ионов кислот.   

  1. Водород в кислотах  всегда заряжен +1.
  2. Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле, т.к. основности  данной кислоты.

Примеры: HNO3, HCL содержат по одному атому H значит, заряд ядра всего кислотного остатка равен 1 (со знаком минус)

H2S, H2CO3, H2SO4 содержат 2 атома водорода, значит, заряд всего остатка равен 2 (со знаком минус)

IV Важнейшие  кислоты

    Кислоты довольно распространены в природе. Лимонная кислота присутствует в плодах лимонов, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листьях щавеля. При скисание молока образуется молочная кислота, а в выделениях муравьев содержится  муравьиная кислота.

  Серну, соляную, азотную, фосфорную кислоты получают искусственным путем.

 Знакомство с правилами разбавления кислот.(Разбавление серной кислоты).

V. Закрепление знаний.

-Что вы узнали о кислотах?

- Как можно распознавать кислоты?

- Опишите физические свойства кислот.

Упражнение: определить степень окисления неметаллов в составе кислот и привести формулу соответствующего оксида: HNO3, H3PO4,

VI. Задание на дом.

§ 20 упр. 1,2,3. Выучить наизусть названия и формулы кислот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Кислоты. Свойства кислот.

Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....