Урок по химии "Основания"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Хисматуллина Земфира Рафкатовна

 

Цели урока:1)Познакомить учащихся с новым классом неорганических

                                 соединений – основаниями.

                  2) Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

                  3) Научить учащихся составлять формулы оснований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основания35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Основания.

Цели урока: 1)Познакомить учащихся с новым классом неорганических

                                 соединений – основаниями.

                  2) Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

                  3) Научить учащихся составлять формулы оснований.

Оборудования: Твердые щелочи и их растворы(NaOH, KOH, Ca(OH)2-в виде «известковой  воды»). Свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, индикаторы.

Ход урока

1 Проверка  домашнего задания

1) Фронтальный опрос.

В.1 Что такое бинарные соединения?

В.2 Что такое оксиды?

В.3 В каких агрегатных состояниях при н.у. встречаются оксиды?

В.4 Приведите формулы:

  1. Воды
  2. Углекислого газа
  3. Негашеной извести
  4. Хлороводорода

В.5 Составьте формулы: оксида азота (V), оксида азота(IV), оксида азота(II).

 Выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов и дайте им названия (выполняют ученики у доски).

  1. Na2O, H2O, CaCl2, NO, BaO, NaOH, SO3, LiOH.

HCl, SO2, FeO, HNO3, CO2, CaS, CuO, P2O5.

II. Изучение новой темы.

2.1 общая характеристика оснований

Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. (На доске формулы оснований)

 К таким соединениям относятся основания. Молекулы оснований содержат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы – ОН.

  Особенности группы ОН:

  1. Эта группа является остатком от молекулы воды Н-Он, если мысленно отнять от нее один атом водорода, то останется группа –ОН
  2. Гидроксогруппа представляет собой ион с зарядом -1.
  3. Группа ОН-  является сложным ионом, т.е. имеет общий электрический заряд и состоит из двух элементов.

  Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ним одного или нескольких гидроксид-ионов.(запись в тетрадях)

     Связь между ионом металла и гидроксогруппой М-ОН ионная, именно поэтому мы говорим об ионах. Связь между кислородом и водородом – ковалентная полярная.

    Общая формула оснований: М(ОН)n ,где М- металл, n- число гидроксогрупп и одновременно с.о. металла.

2.2 Номенклатура оснований.

Названия   

основания   = «Гидроксид» + Название металла   + (с.о. римскими цифрами)

        в родительном

падеже

2.3 Классификация  оснований, знакомство с таблицей растворимости. 

                                     

Основания

Растворимые(щелочи)                                                    Нерастворимые

  • Демонстрации щелочей, их растворов и нерастворимых оснований.
  • Типичными представителями растворимых оснований являются гидроксид натрия NaOH и гидроксид калия KOH.
  • Техника безопасности при работе со щелочами:

1. При проведении экспериментов твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

2. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входил в горлышко склянки.

3. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.

   Щелочи можно распознать индикаторами (от лат. – указатели) см. таблицу на стр.101. (демонстрация изменения окраски растворов щелочей при добавлении индикаторов)

III. Закрепление знаний.

В.1 Что такое основания?

В.2 Какие по растворимости бывают основания?

В.3 Каким оксидам соответствуют основания?

1) Составьте основания из оксидов: ZnO, Li2O, MgO. (выполняют ученики у доски)

2)Попробуйте сами составить оксиды из оснований: CuOH, Cu(OH)2. (все выполняют самостоятельно, первый справившийся ученик на доске записывает результат и получает оценку)

3)Составить  формулы по названиям: гидроксида калия, гидроксид кальция, гидроксид железа(III)

IV. Задание на дом.

    § 19 упр.2,3,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...