Соли
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

Сценарий урока написан в рамках технологии РКМЧП, программа технологии развивает навыки работы с текстами, идеями, развивает творческие и аналитические способности учащихся, умение работать сообща. А учителю даёт возможность создать ситуацию, когда интересно учить, интересно учиться. В рамках технологии учащиеся сами определяют цели и задачи обучения, осуществляют активный поиск информации и размышляют о том, что они узнали. Технология освоена на курсах РЦРО г.Томска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soli_razrabotka.doc107.5 КБ
Office presentation icon soli.ppt249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий медиа-урока.

Сценарий урока написан в рамках технологии РКМЧП, программа технологии развивает навыки работы с текстами, идеями, развивает творческие и аналитические способности учащихся, умение работать сообща. А учителю даёт возможность создать ситуацию, когда интересно учить, интересно учиться. В рамках технологии учащиеся сами определяют цели и задачи обучения, осуществляют активный поиск информации и размышляют о том, что они узнали.

Технология освоена на курсах РЦРО г.Томска.

Автор: Суцкель Татьяна Михайловна.

Образовательное учреждение: МОУ средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области

Предмет: химия

Класс: 8

Тема: Соли

Цель: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – соли, научить составлять формулы солей и называть их.

Задачи:

1.Научить  - находить среди формул веществ - формулы солей;

   - составлять формулы солей;

                     - объяснять алгоритм составления формул.

Закрепить умения пользоваться периодической системой хим. элементов.

2.Развить:

Интеллектуальные умения - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать выводы по теме, систематизировать материал.

Речевые умения - строить связанные высказывания в учебно-научном стиле при работе в группах.

Коммуникативные умения - высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения своего товарища.

Социальные умения - работать в группах.            

Учебно-методическое обеспечение: химия 8класс: учебник для общеобразовательного учреждения. О. С.Габриелян.

Время реализации занятия: 45 мин.

Основные понятия и термины занятия: степень окисления, оксиды, основания, соли, кислоты, сложные вещества.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы обучения: беседа, презентация, работа индивидуальная, парная, групповая.

Авторский медиапродукт:

1. Среда: текстовый редактор Microsoft Word, программа для создания презентаций Microsoft Power Point, Масromedia Flash Play.

2.Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала Power Point из 21 слайдов.

Схема взаимосвязи кадров презентации

7

4

5

6

3

1

2

        

14

13

8

9

10

11

12

15

16

17

18

19

20

21

Содержание слайдов.

1.Информационный слайд.

2.Текст.

3-5. Проверка домашнего задания. Вспомни определения.

6.Цель урока.

7..Задачи урока.

8.Состав соли.

9.Определение солей.

10.Найдите среди формул веществ - формулы солей

11. Номенклатура солей.

12.Составьте формулу сульфата алюминия.

13-14.Алгоритм составления формулы соли

15.Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.

16.Кластер.

17. Установите соответствие между классом веществ и формулой.

18-19. Рефлексия.

20.Домашнее задание.

21. Благодарим за урок.

Система навигации.

                      - переход к следующему слайду.

             

                     - вернуться к предыдущему слайду.

                   - переход к домашнему заданию.

   

                  - вернуться  теме урока, цели урока.

В слайдах № 3,5,12,15  нажимать на страницу слайда.

 №3 (вопросов 5), №5 –вопроса 2, №12-составление формулы.№15 -2 вопроса.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. Недостаточное количество информационного материала в учебнике;

2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

Этот урок можно предложить ученикам, как  на самостоятельное изучение темы, так и тем, кто пропустил занятие.

3. Уменьшение времени на изучение  материала (путём чтения), наглядно можно увидеть составление формул

4. Эффективность индивидуального подхода к работе (продуктивная самостоятельная работа в тетради (или на компьютере), индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация при выполнении самостоятельных заданий или домашнего);

5. Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности (виртуальный показ составления формул, который трудно  представить), понятийного мышления (за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, систематизировать весь предлагаемый материал и др.).

Необходимое оборудование и материалы для занятия:  компьютер, медиапроектор, тетрадь, ручка, учебник.

Карта занятия (целенаправленная, методически выстроенная последовательность педагогических приёмов, методов, технологий для достижения педагогических целей, а также анализ этапов с точки зрения воздействия на определённые качества обучающихся)

Комментарий

хода урока

Время

(мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент.

Создание ситуации успеха, заинтересовать в восприятии темы. Чтение текста (о каком веществе идёт речь?)

Вызов

Актуализация мыслительной деятельности. *Постановка вопроса: «Какие  вещества вам известны? »

(учитель предлагает работу по проверке домашнего задания)

Учитель уточняет тему урока.

Постановка учебной задачи.

« Чему мы должны научиться сегодня на уроке?»

Составление солей, номенклатура

3 мин

5 мин

3 мин

5 мин

2

3-5

6-7

8-12

Внимание

Организованность

Внимание

Память

Организованность

Точность речи

Внимание

Память

Организованность

Самостоятельность,

любознательность,

активность,

точность речи,

коммуникативная культура,

культура слушание.

Ответственность,

самостоятельность.  

глубина рассуждений

аргументированность,

активное слушание

активность

Осмысление.

Составление алгоритма составления формулы соли (самостоятельно).

Совместно с учителем обсуждают свои предложения и вносят поправки, изменения (если это необходимо).

На экране компьютера по пунктам появляется алгоритм.

Проверь себя.

Составление формул солей

Запишите слова, которые ассоциируются со словом соль.

Приём «Корзина идей, понятий»

Составление кластера.

3 мин

3 мин

5 мин

3 мин

13

14

15

16

Внимание

Внимание

Память Организованность

Внимание

Память

Внимание

Память Организованность

Глубина рассуждений

аргументированность

активное слушание

самостоятельность

активность

Глубина рассуждений

Самостоятельность

Точность речи, выразительность

Активность

Самостоятельность

Точность речи, выразительность

Активность

Рефлексия

Самоконтроль результатов деятельности на уроке.

Учитель предлагает ученикам проанализировать свой вклад в решение поставленных перед собой задач урока.

Приём «Обратная связь»

(ученики сами определяли задачи урока)

Задание на дом

Благодарность за урок!

5 мин

3 мин

3 мин

2мин

2мин

17-18

19

Внимание

Память

Дисциплина

Точность речи

Внимание

Организованность

Активность

Ясность речи

Глубина рассуждений

рефлексивность


Технологическая карта урока

Этапы урока, приёмы

Цель, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

слайда

время

В    ы    з  о  в

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Создание ситуации успеха, заинтересовать в восприятии темы.

Актуализация мыслительной деятельности

Постановка учебной задачи

Составление формул солей, определение

Номенклатура солей

*Читает текст: «О каком веществе
идёт речь? У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы…  Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, в Северной Америке индейские племена высушивали морскую капусту и добавляли её в пищу

* Постановка познавательных задач.

 «Какие  вещества вам известны? Что такое соль?»

*Учитель просит вспомнить определения неорганических веществ и их общие формулы.

*Учитель отмечает, что тема урока «Соли», а этих веществ не было в проверочной работе .

Даёт задание и комментирует его.

Задаёт вопрос: « Чему мы должны научиться сегодня на уроке?»

*Вопрос: из каких атомов состоит соль?

*В чём трудность в названии солей и написании формул?

Работают индивидуально.

Рассуждают, слушают других

Работают в парах, осмысливают задания.

Обсуждение в группах,

предложение задач урока (их может быть несколько).

Вспоминают, что атомы Н в кислотах способны замещаться на атомы металла.

Самостоятельно дают определение соли.

Необходимо знать названия кислотных остатков.

Работают в парах.

2

3-5

6-7

8-9

10-12

3мин

 

5 мин

3 мин

2 мин

3 мин

О  с  м   ы  с  л  е  н  и  е

Составление алгоритма

Проверь себя 

Приём «Кластер»

Направить работу на решение проблемной задачи: «Как составлять формулы солей?»

Составление формул солей

решение проблемной задачи составление формулы соли

Свойства солей

Постановка практической задачи.

Учитель просит подумать и составить алгоритм составления формул солей.

Показ слайда с алгоритмом.

Демонстрация слайда.

Предлагает выполнить  задание

Запишите слова, которые ассоциируются со словом соль.

Рассуждения идёт в группах, составляют алгоритм.

Совместно с учителем обсуждают свои предложения и вносят поправки, изменения (если это необходимо).

На экране компьютера по пунктам появляется алгоритм. Это позволяет развивать память и зрительно запоминать алгоритм.

Если работа на компьютерах, работают индивидуально или парами.

Составление кластера.

Обсуждение в парах, озвучивание ответов.

13-14

15

16

3 мин

3мин

5 мин

3 мин

                  Р  е  ф  л  е  к с  и  я

Самоконтроль (тест)

вывод с урока

Приём «Обратная связь»

Задание на дом

Благодарность за урок!

Самоконтроль результатов деятельности на уроке.

Решение проблемных вопросов.

Содействует развитию умений анализировать результаты своей и совместной деятельности.

Предлагает выполнить тестовые задания

Предлагает вспомнить проблемные вопросы.

Предлагает проанализировать свой вклад в решение поставленных перед собой задач урока.

(ученики сами определяли задачи урока)

Запись на доске, пояснение.

Демонстрация слайда. Живое слово учителя.

Индивидуальная и парная работа.

Записывают правильные формулы

Обсуждение в парах, озвучивание ответов.

Индивидуальная работа.

Записывают задание в дневники, уточняют.

17-18

19

20

21

5 мин

 

3 мин

3 мин

2 мин

2мин


Литература.

1.О.С.Габриелян. Химия: 8класс. - М: Дрофа,2005;

2.О.С.Габриелян. Настольная книга учителя химии  8класс., Москва 2001  Блик Ко.

3.М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии 8 класс, ВАКО Москва 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области урок подготовила : учитель 1 категории Суцкель Татьяна Михайловна Соли. Урок химии в 8 классе 2010

Слайд 2

О каком веществе идёт речь? У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы .. Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, в Северной Америке индейские племена высушивали морскую капусту и добавляли её в пищу.

Слайд 3

4. Что такое кислоты? 1. Какие классы веществ вы знаете? 2. Что такое оксиды? 3. Что такое основания? 5. Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды)? Проверка домашнего задания

Слайд 4

К какому классу соединений относятся формулы веществ? Назовите их. H 2 SO 4 Na 2 O Ba(OH) 2 H 2 CO 4 N 2 O 5 KOH

Слайд 5

Определите ряд формул состоящих только из: а) кислотных оксидов б) основных оксидов: а) Na 2 O, N 2 O, CuO; b) CO 2 , P 2 O 5 , Cl 2 O 7 ; c) MgO, BaO, ZnO; d) Li2O, CaO, CO .

Слайд 6

Цель урока: Научить составлять формулы солей и давать им названия.

Слайд 7

ЗАДАЧИ: Научить находить среди неорганических веществ формулы солей. составлять формулы солей. называть соли.

Слайд 8

Na OH H Cl NaCl + - + _ СОЛИ

Слайд 9

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Ba SO 4 K 3 N Na 3 PO 4

Слайд 10

Найдите среди формул веществ- формулы солей CO 2 H 2 SO 4 CaO K 2 SO 4 H 2 O Ba SO 4 Fe (OH) 3 HCl MgCO 3

Слайд 11

Номенклатура солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Кислотные остатки NO 2 ¯ - нитрит CL ¯ - хлорид NO 3 ¯ - нитрат N 3- - нитрид SO 3 2- - сульфит С 4 - - карбид SO 4 2- - сульфат S 2- - сульфид С O 3 2- - карбонат Р O 4 3- - фосфат + =

Слайд 12

Составить формулу сульфата алюминия: Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа (III). Al 2 + SO 4 3 ( ) 3 2

Слайд 13

Алгоритм составления формулы соли При составлении формулы соли необходимо: расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков; по правилу креста расставить коэффициенты . Чётные коэффициенты сократить .

Слайд 14

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Записать рядом знаки элементов Определите степени окисления атомов или заряды ионов и подпишите их Найдите для них наименьшее общее кратное По наименьшему общему кратному рассчитываем индексы Подставь индексы в формулу. Если ион сложный, а индекс больше единицы, то возьми ион в скобки! Алгоритм составления формул Са Р + 2 - 3 3 2 НОК = 6 3 2 6 : : = = 6 6

Слайд 15

Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.

Слайд 16

Кластер нерастворимые деньги твёрдые цветные горькие растворимые солёные СОЛИ

Слайд 17

Установите соответствие между классом веществ и формулой. 1) Основания 2) Кислоты 3 ) Оксиды 4 ) Соли Уравнение реакции Вещества А) HCL Б) NaCl В) Н 2 O 2 1 2 3 4 Б В Б А Ошибка А) NaOH А) KNO 3 А) SO 3 Б) KOH Б) OF 2 Б) NaOH В) Na 2 O В) Н NO 3 В) CaO Ошибка Ошибка Ошибка

Слайд 18

Рефлексия 1. Что такое соли? 2. Дать названия веществам: Ca ( NO 3 ) 2 , K 2 SO 3 , Li 2 CO 3 , CuSO 4 . Определить растворимость этих веществ.

Слайд 19

Рефлексия 1.На уроке я работал -активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я -доволен /недоволен 3.Урок для меня показал -коротким / длинным 4.За урок я -не устал / устал 5.Мое настроение -стало лучше/стало хуже 6.Материал урока мне был -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется -легким / трудным сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось узнать…

Слайд 20

Домашнее задание: §21, Упр.1, 3, наизусть названия кислотных остатков по табл., стр.109

Слайд 21

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Применение некоторых солей. Способы распознавания солей.

Рассмотреть применение солей в быту и других отраслях народного хозяйства. Научиться определять карбонат ион, сульфат ион, хлорид ион в солях....

Соли. Классификация солей.

Дать понятие соли, классификацию солей, применение в быту....

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....