Страна - "Элементария"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Пулина Наталья Анатольевна

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Строение атома. Химическая связь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_no1.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Страна – «Элементария»

Тип урока: обобщение материала в 8 классе по теме: «Строение атома. Химическая связь»

Вид урока: урок-соревнование

Цели:  проверить усвоением материала о строении атома и видах химической связи; выявить пробелы  знаний и наметить пути их преодоления; закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам; продолжить формировать навыки коллективной работы; воспитывать потребность во взаимопомощи; развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Задачи: образовательная – закрепить знания по изученной теме

                 развивающая – работа над развитием речевых навыков,                                                                                                          развитие умения  работы в группах  

                воспитательная – расширить кругозор и  развитие творческих способностей  учащихся

Оборудование: периодическая  система химических элементов Д. И. Менделеева, карточки с заданиями и играми, опросный лист, табло с названиями конкурсов

Ход урока

Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами проведем несколько необычный урок – в игровой форме, форме соревнования. Вы должны будете показать не только знания по химии, но и проявить смекалку, эрудицию, умение формулировать и излагать свои мысли, работать слаженно в коллективе своей команды. Для этого класс поделен на 3 команды, а для оценки результатов выбрана экспертная группа, в которую входят учащиеся 10 класса Голубовская Лена и Воропаева Юля, а также учитель химии МОУ сош №2 Корытина Елена Васильевна. Сегодняшний урок хочу начать стихами :

Весь мир большой-

    Жара и стужа –

       Планет круженье, свет зари

           Все то, что видим, мы снаружи

               Законом связано внутри

                    Найдется ль правило такое,

                         Что целый мир объединит.

Вы заранее получили домашнее задание – придумать название команды и девиз-приветствие, поэтому 1 конкурс – «Домашнее задание». Наивысшая оценка -2 балла.

№1 Конкурс «Домашнее задание»

1 команда «Электроны», девиз «Мал золотник, да дорог»

2 команда «Остров знаний», девиз «Знание есть сила, сила есть  знание»

3 команда «Кислород», девиз «Адрес точный: если спросят 32, 16, 8»

Ребята! Сегодня мы побываем с вами в удивительной стране под названием «Элементария». Жители ее разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтят законы и обычаи своей страны. Вы уже знакомы с жителями этой страны, но сегодня мы хотели бы проверить , что вы знаем о них. Итак,  2 конкурс называется «Пинг- Понг». Команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ 2 балл, а за дополнение 1 балл.

№2 Конкурс  «Пинг- понг»

Вопросы:

  1. Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Свет зажег, нагрел утюг

… - наш лучший друг.

Если в атом он попал

То, считай, совсем пропал:

Он с утра и до утра

Носится вокруг ядра. (электрон)

  1. Очень положительный

С массою внушительной,

А таких, как он, отряд

Создает в ядре заряд.

Лучший друг его нейтрон.

Догадались? Он - …  (протон)

  1. Зарядом я похвастать не могу,

А потому сижу в ядре:

И ни гу-гу,

А то подумают: шпион,

А я нейтральный, я …  (нейтрон)

Вы наверное догадались, что речь пойдет о строении атома.

4.  Из чего состоит атом? (ядро и электронная оболочка)

5.  Чем различаются протоны и нейтроны?(зарядом и малой массой)

6.  Что означает слово « электрон», дайте его характеристику? (электрон в переводе с греческого означает «янтарь» имеет отрицательный заряд и малую массу)

  1. Нас сейчас не удивит

Четкий элементов ряд,

По таблице мы протоны

У любого элемента

Можем быстро посчитать.

Как?  (указать порядковый номер)

Вопрос: В чем физический смысл порядкового номера?

     

  1. Плыть стремится каждый атом

По своим координатам

В менделеевской таблице.

Дочитаем мы страницу.

Имена координат

Даст отгадка двух шарад.

А) Птичий мех, но не пух,

И без букв последних двух,

Плюс раствор для смазки ссадин,

Что сажают дети за день,

Вместе - ряд горизонтальный

Получаем моментально!

Что это?

Вопрос: На что указывает номер периода?

          Б) Три буквы плода треугольного,

Две буквы от стола, от школьного,

«П» - между этими фрагментами…

Все вместе – столбик с элементами!

Что это?

    9.Вопрос: На что указывает номер группы?

   10. Как различаются атомы металлов и неметаллов по способностям присоединять и отдавать электроны? (металлы – легко отдают электроны, а неметаллы принимают)

    11. Как различаются свойства элементов периодической системы в пределах одного периода?

   12. Как различаются свойства элементов периодической системы в пределах главной подгруппы одной группы?

     

Главным итогом жизни Менделеева стала периодическая система химических элементов.

И каждый взмах ее взлетев

Суровым гением своим

Повеял миру Менделеев

В природе понятое им…

Вот мы в гостях у местных жителей. Но их так много, а некоторые такие активные, что вносят неразбериху в размерную жизнь страны. Давайте поможем жителям раскрыть их  характер. Наш 3 конкурс называется «Расскажи обо мне»

№3 Конкурс «Расскажи обо мне»

Вам необходимо дать характеристику  элементу с данным порядковым номером. На подготовку дается 3 минуты (план характеристики элемента на экране и у каждой команды на столе).

По истечении времени листочки с ответами сдаются экспертной комиссии.

План характеристики элемента

  1. Положение элемента в таблице Менделеева

- порядковый номер

- период

- группа

- подгруппа

     2. Строение атома

         - заряд ядра

         - число протонов

         - число нейтронов

         - число электронов

    3 . Электронная формула

Физкультурная минутка

Дернув серу за косичку

Мимо магний побежал

Йод из класса испарился

Будто вовсе не бывал

           Фтор поджег случайно воду

            Хлор чужую книжку съел

            Углерод вдруг с водородом

            Невидимкой стать успел

                     Калий, бром в углу дерутся

                     Не поделят электрон

                     Кислород- шалун на боре

                     Мимо поскакал верхом

(ученик проводит упражнения)

Ребята, сейчас у нас наступило время конкурса капитанов. Капитаны получите задание и пожалуйста к доске его выполнять.

№4 Конкурс капитанов

 (у доски выполняют задание)

Определите вид химической связи и изобразите схему образования химической связи,  в веществе формула которого  подчеркнута.  

   Ионная, ковалентная полярная, металлическая

Пока наши капитаны, справляются с заданием, проведем конкурс для зрителей. Давайте разгадаем загадки о жителях нашей необычной страны.

№5 Конкурс  для   зрителей

    1.   На верхнем этаже храма Менделеева проживаю,

          В разных подъездах две квартиры занимаю

          Причем под номером один

          Вот такой я господин!            (Водород)

    2.  Я жилец квартиры 8

    Я могу зажечь на спор

         Спички, свечку и костер,

     Кто вам всем дышать дает?

         Атмосферный … (кислород)

  1. Тот элемент в печной трубе

Находим в виде сажи,

И в простом карандаше

Его встречаем даже .  (углерод)

     4.  Иду на мелкую монету,

          В колоколах люблю звенеть,

          Мне ставят памятник за это.

          И знают: имя мое - … (медь)

 5. Я – металл незаменимый,

 Очень летчиком любимый

 Легкий, электропроводный,

 А характер – амфотерный.  ( алюминий)

  1. Ослепительным  пламенем  ярким

Как звездочка, вспыхнув, горит.

Металл тот белый, и легкий,

В двенадцатой клетке стоит. (магний)

  1. Металл в солях – опора многих

А нас без них, не носят ноги. ( кальций)

  1. Он безжизненным зовется,

Но жизнь без него не создается. ( азот)

  1. Пахать и строить, все он может,

         Если ему уголек в том поможет. (железо)

  1.   Не трудна загадка эта: «Что металл роднит с планетой?» (уран)

  1. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? (кислород, водород)

  1. Какой неметалл является  лесом? (бор)

Ребята, чтобы узнать кто как усвоил изученный материал проведем конкурс «Химик – эрудит». У вас  на столах для каждого лежит тест, в течение 3 минут отметьте правильный ответ.

     

                 №6   Конкурс «Химик-эрудит»

Тест

1 вариант

 

  1. Частицы в атоме не имеющие заряда

а) нейтрон               в) электрон

б) протон                 г) позитрон

  1. Число электронов  на внешнем энергетическом уровне атома натрия

а) 4                       в) 2

б) 3                       г) 1

3.  Заряд ядра атома магния

а) + 1                        в) + 12

б) + 8                        г) + 18

4.  Какой тип  связи в молекуле НF

а) ионная                              в) ковалентная неполярная

б) ковалентная полярная     г) металлическая

5.  Элемент 3 периода главной подгруппы 2 группы

а) Аl                             в) Мg

б) Ве                            г) N

                                      2 вариант

 

  1. Частицы в атоме  не имеющие заряда

а) нейтрон               б) электрон

в) протон                 г) позитрон

  1. Число электронов  на внешнем энергетическом уровне атома натрия

а) 4                       б) 2

б) 3                       г) 1

3.  Заряд ядра атома магния

а) + 1                        б) + 12

в) + 8                        г) + 18

4.  Какой тип  связи в молекуле НF

а) ионная                              б) ковалентная неполярная

в) ковалентная полярная     г) металлическая

5.  Элемент 3 периода главной подгруппы 2 группы

а) Аl                             б) Мg

в) Ве                            г) N

А теперь обменяйтесь работами и проверьте. Ответы на слайде   Если нет ни одной ошибки – «5», 1 - 2 ошибки – «4»,  3 ошибки – «3», и более «2». Сдайте работы экспертной комиссии.

Жители станы очень гордятся своими именами, а вы ребята знаете, чьи имена они носят? Итак, завершающий конкурс «Что в имени тебе моем?».

№7  Конкурс «Что в имени тебе моем?»

  1. Какие химические элементы названы в честь городов? Стран? Континентов?
  2. В названиях,  каких химических элементов спрятаны названия животных?

Ребята! Вот завершилось наше близкое знакомство с загадочными и удивительными жителями страны «Элементария». Вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовили для вас жители страны. Подошло время подвести итоги и назвать лучшую команду, набравшую большее количество баллов.

Эксперты объявляют результаты игры. Учитель оценивает учеников.

Те кто получили 1 место ставлю 5, а за2 место -4.

Рефлексия

Солнце

 Ребята, у вас на столах лежат лучи от нашего солнышка, которое висит на доске. Напишите, пожалуйста,  понравился ли вам  урок и ваши ощущения и пожелания?

И завершить встречу мне хочется словами стихотворения Н.Глазкова:

     Пусть зимний день с метелями

     Не навевает грусть

     Таблицу Менделеева

     Я знаю наизусть.

             Зачем ее я выучил?

             Могу сказать зачем

              В ней стройность и величие

              Любимейших поэм.

                    Без многословья книжного

                    В ней смысла торжество

                    И элемента лишнего

                    В ней нет ни одного

                            В ней пробужденье дерева

                            И вешних льдинок хруст

                           Таблицу Менделеева

                           Я знаю наизусть.

Всем спасибо за урок! До свидания!  

(обобщающий урок  химии в 8 классе по теме: «Строение атома.

 Химическая связь»)

Учитель: Пулина Н.А.

План характеристики элемента

  1. Положение элемента в таблице Менделеева

 Порядковый номер…

 Номер периода…

 Номер группы …

  … подгруппа

  1. Строение атома

           Заряд ядра…

           Число протонов…

           Число нейтронов…

            Число электронов…

  1. Составить схему расположения электронов по энергетическим уровням.

         

             Определите тип химической связи и изобразите схему образования химической связи в веществе, формула которого подчеркнута NaCl, O2, HCl, Mg.

Дайте определение ионной связи.

           Определите тип химической связи и изобразите схему образования химической связи в веществе, формула которого подчеркнута NaCl, O2, HCl, Mg.

Дайте определение ковалентной связи.

           Определите тип химической связи и изобразите схему образования химической связи в веществе, формула которого подчеркнута NaCl, O2, HCl, Mg.

Дайте определение металлической связи.

Табло с названиями конкурсов

Конкурсы

 

«Электроны»

«Остров            знаний»

«Кислород»

     №1  «Домашнее задание»

№2  «Пинг –понг»

№3 «Расскажи обо мне»

№4 «Конкурс капитанов»

№5 «Конкурс для зрителей»

№6 « Химик – эрудит»

№7 «Что в имени тебе моем?»

Всего

Место

№1  - 2 балла

№2  - 2 балла за правильный и 1 – за дополнение

№3  - 2 балла

№4  - 2 балла

№5  - 1 балл за каждый правильный ответ

№6  - сами оценивают

№7  - 1 балл

Тест

1 вариант

 

1. Частицы в атоме не имеющие заряда

а) нейтрон               в) электрон

б) протон                 г) позитрон

    2.Число электронов  на внешнем энергетическом уровне атома натрия

а) 4                       в) 2

б) 3                       г) 1

3.  Заряд ядра атома магния

а) + 1                        в) + 12

б) + 8                        г) + 18

4.  Какой тип  связи в молекуле НF

а) ионная                              в) ковалентная неполярная

б) ковалентная полярная     г) металлическая

5.  Элемент 3 периода главной подгруппы 2 группы

а) Аl                             в) Мg

б) Ве                            г) N

                                      Тест

2 вариант

 

1. Частицы в атоме  не имеющие заряда

а) нейтрон               б) электрон

в) протон                 г) позитрон

     2.Число электронов  на внешнем энергетическом            уровне атома натрия

а) 4                       б) 2

б) 3                       г) 1

3.  Заряд ядра атома магния

а) + 1                        б) + 12

в) + 8                        г) + 18

4.  Какой тип  связи в молекуле НF

а) ионная                              б) ковалентная неполярная

в) ковалентная полярная     г) металлическая

5.  Элемент 3 периода главной подгруппы 2 группы

а) Аl                             б) Мg

в) Ве                            г) N

Ответы для жюри

Конкурс №1 «Домашнее задание»

Конкурс №2 «Пинг-понг»

  1. электрон
  2. протон
  3. нейтрон
  4. ядро и электронная оболочка
  5. зарядом и массой
  6. «янтарь» и малой массой
  7. указать порядковый номер. Он указывает на заряд ядра, число протонов и число электронов.
  8. период. Он указывает число энергетических уровней
  9. группа. Он указывает число электронов на последнем энергетическом уровне.
  10. металлы легко отдают электроны, а неметаллы – принимают
  11. слева на право увеличиваются неметаллические свойства, а металлические ослабевают
  12. сверху вниз увеличиваются металлические свойства, а неметаллические ослабевают

 Конкурс №3  « Расскажи обо мне»

№6 С – углерод

1.2период, 4 группа главная подгруппа

2.+6, протонов 6, электронов 6, нейтронов 6

3. 2е, 4е

№16 S - сера

1.3период, 6 группа главная подгруппа

2.+16, протонов 16, электронов 16, нейтронов 16

3. 2е, 8е, 6е

№11  Na - натрий

1.3период, 1 группа главная подгруппа

2.+11, протонов 11, электронов 11, нейтронов 12

3. 2е, 8е, 1е

Конкурс капитанов №4

NaCl – ионная  

O2 – ковалентная неполярная

 HCl – ковалентная полярная

 Mg - металлическая

Na0 +  Cl0 = Na+ +  Cl-

O2

О + О  =  О   О   или О=О

Mg0 – 2е = Mg2+

Конкурс №5 для зрителей

1. водород

2. кислород

3. углерод

4. медь

5. алюминий

6. магний

7. кальций

8. азот

9. железо

10. уран

11. кислород, водород

12. бор

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

филворд "Химический элементарий"

творческое задание для учащихся 8 классов по химии...

Химический элементарий

Открытый урок по химии 11 класса...

Презентация к уроку "Страна Элементария"

Презентация к уроку "Страна Элементария"...

Путешествие в страну Элементарию

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить и обобщить знания учащихся о химических элементах и расположении их в таблице Д.И. Менделеева, развивать умение применять полученные знания при составлении формул бинарных соедин...

Блум таксономиясымен құрылған сабақ жоспары: "Элементар электр заряды"

Бұл сабақ жоспары Блум таксономиясымен құрылған....

Урок «Путешествие в страну Химический элементарий»

Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность. Развивать интерес к предмету, чётко формулировать и высказывать свои мысли, логич...

Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"

Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"...