Путешествие в страну Элементарию
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Касьянова Ирина Алексеевна

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить и обобщить знания учащихся о химических элементах и расположении их в таблице Д.И. Менделеева, развивать умение применять полученные знания при составлении формул бинарных соединений по валентности и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений, а также при проведении вычислений по химическим формулам. Продолжить формирование стойкого позитивного интереса к предмету.

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающая.

  • Сформировать у учащихся умение работать с таблицей химических элементов Д.И. Менделеева, составлять формулы веществ, решать задачи по формулам веществ.

 

Развивающая:

  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Способствовать формированию умения переноса знаний из одной сферы деятельности в другую;
  • Развивать коммуникативные способности учащихся, умения работать самостоятельно и в группах;

Воспитательная:

  • Подвести учащихся к осознанному пониманию необходимости знаний по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_elementariyu.rar18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово».

Урок химии в 8 классе.

«Путешествие в страну

Элементарию»

Урок разработан

Учителем химии и биологии

Первой квалификационной категории

Касьяновой Ириной Алексеевной

Урок по химии в 8 классе.

Путешествие в страну Элементарию.

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о химических элементах и расположении их в таблице Д.И. Менделеева, развивать умение применять полученные знания при составлении формул бинарных соединений по валентности и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений, а также при проведении вычислений по химическим формулам. Продолжить формирование стойкого позитивного интереса к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями, слайдовые презентации. Использование ИКТ.

Ход урока.

          Урок этот  необычный – 40-минутное путешествие по стране Элементарии. Чтобы не заблудиться в дороге, нужно взять с собой карту (Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева). Вначале пути мы с вами познакомимся с правителем и создателем страны Элементарии Д.И.Менделеевым, а затем и с её  жителями – химическими элементами.

          Д.И.Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске семнадцатым и последним ребёнком в семье Ивана Павловича Менделеева. В возрасте 13 лет Дмитрий поступил в Тобольскую гимназию. В 1855 году закончил физико-математический факультет главного педагогического института в Петербурге. Ученый совет присудил ему титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью. Член многих академий наук и научных обществ. 17 февраля 1869 г. разработал первый вариант Периодической системы химических элементов и один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов. Менделеев – автор многих исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и других работ. Он оставил свыше 500 печатных трудов.

       Именем Менделеева назван 101-й химический элемент – менделевий. Также его имя носит Российский химико-технологический университет.

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Страна наша небольшая, в ней проживает 109 жителей – элементов. У каждого жителя есть свой дом – определённая клеточка. Клетки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, имеющие свои названия, но, чтобы их узнать, вам придётся расшифровать ребусы. (Слайд №1)

       Название горизонтального ряда:

Птичий мех, но не пух,

       И без букв последних двух,

                 Плюс раствор для смазки ссадин,

   Что сажают дети за день.

(период)

       Учащиеся записывают в тетради: период – это горизонтальный ряд химических элементов.

       В Периодической системе выделяют семь периодов, которые подразделяют на малые и большие. Малые периоды – это первый, второй, третий и седьмой; большие остальные.

          А, теперь угадайте название столбца химических элементов:

Три буквы плода треугольного,

       Две буквы от стола от  школьного,

«П» между этими фрагментами…

      Всё вместе – столбик с элементами!

(группа)

    У чащиеся записывают  в тетради: группа – это вертикальный столбец химических элементов.

В Периодической системе насчитывается восемь групп. Внутри каждой группы выделяют главную и побочную подгруппы.

    Задание №1: Определите «адрес» элементов по периодической таблице: номер элемента, период (номер периода, большой или малый), номер группы, подгруппу. Результаты занесите в таблицу. (Слайд №2)

Сим-вол

Назва-ние

Порядковый

номер

Номер

периода

Тип

периода

Номер

группы

Подгруппа

Р

С

О

Fe

Cu

Са

   

Химические элементы…                                  Все состоит из элементов,

Они основа вещества.                                       Все то, что окружает нас:

Весь мир из них на сто процентов,                 Вода, духи, стекло, пигменты,

Вплоть до живого существа.                            И воздух, и угарный газ.

Учащиеся знакомятся с элементами в стихотворной форме. (Чтение стихотворений, в сопровождении слайдовых презентаций) (Слайд №3)

Кислород.                                             Фосфор 

                                                          Есть фосфор белый, черный, красный,

Вездесущий кислород,                        Три аллотропных формы есть.

О нем сейчас рассказ пойдет.              Вот белый: это яд опасный.

Этот элемент везде:                            Слегка нагреешь – вспыхнет весь.

В почве, воздухе, воде,                       Элемент был назван «светоносным»

В океанах и морях                               За то, что в полной темноте

В минеральных их солях.                    Свет испускает белый фосфор,

Есть в сапфире и рубине,                    В воздушной находясь среде.

Меле, мраморе и глине,                       Известен людям фосфор красный,

В горном хрустале, слюде                    Ведь спички зажигают все.

И в озоне при грозе.                            В составе смеси безопасной

Перечислим все едва ли.                      Он есть на каждом коробке.

Все живое вмиг умрет                          Запомним: в спичечной головке

Без тебя, о кислород!                            Смесь серы с солью Бертолле.

Два лица у вещества:                            Мы чиркнем спичкой о коробку,

Формула его – О2.                                 И вмиг окажемся в тепле.

                                                               

Углерод.

Из элемента углерода                                       Алюминий.       

(в таблице он шестым стоит)                       Дала природа нам добро

И были созданы природой                           На медь, железо, серебро,

Алмаз и уголь и графит.                               Злато, олово, свинец…

                                                                        Цинк и магний, наконец,

Алмаз – прозрачные кристаллы.                 Хром, железо, никель, ртуть –    

Он самый твердый минерал.                        Ничего не позабудь!

Алмазом можно резать скалы,                    

До блеска шлифовать металл.                      Алюминий всем знаком!

                                                                         Нам исправно служит он.

Что бриллиантом называют?                        Втрое он полегче стали,

Бриллиант – шлифованный алмаз.               Прочен в сплавах, и притом,

Так ослепительно сияет,                               Смело входит в каждый дом:

Что завораживает нас.                                  

                                                                         Провода висят у вас? Это раз!                     Графит – совсем другое дело,                      Если есть сковорода – это два!

Другое вещество, точней.                             Самолет и теплоход,

Его с углем сравним мы смело,                   Трактор или вездеход –

Так легче суть познать вещей.                     Для любых таких конструкций

                                                                        Алюминий подойдет.

Все вещества одной природы,

И формула у них одна.

Все состоят из углерода,

И все простые вещества.

Кальций.

Кальций – это не пустяк:

Образует известняк,

Без него  ни мел, ни мрамор

Не обходятся никак.

Кальций строит вам скелет

Без него  опоры нет.

Кровь сворачивает враз

И зубам пропасть не даст.

Чтоб не носить зубной протез –

Вам нужен кальций позарез!

     Задание №2: С целью проверки знаний о веществах, отгадайте загадки:

У меня дурная слава:                                    Я светоносный элемент.

Я известная отрава.                                       Я спичку вам зажгу в момент.

Даже имя говорит,                                        Сожгут меня и под водой

Что я сильно ядовит.                                     Я сразу стану кислотой.

           (Мышьяк)                                                                            (Фосфор)

Я жилец квартиры восемь.                             Вы со мной уже встречались -

Я могу зажечь на спор                                     Я космический скиталец,

Спичку, печку и костёр.                                 Элементов прародитель

Кто вам всем дышать даёт?                            И отважный предводитель.

Атмосферный ….                                             Я любитель кислорода,

                 (Кислород)                                        Вместе с ним даю я воду.

                                                                                                              (Водород)

Задание №3: Составьте формулы оксидов указанных элементов.(Слайд №4)

  1. Na,    S(VI),   Fe(III),   N(V).
  2. Mg,   P(V),   K,  B,  Si(IV).
  3. S(IV),  Zn,  N(III),  Ba,  Cr(VI).
  4. Al,   Cu(II),  Mn(VII),  Ag,  Pb(IV).
  5. Li,   C(IV),  Sn(IV),  N(IV),  Fe(III).

Задание №4: Определите валентность химических элементов по формулам соединений.(Слайд №5)

  1. СH4,  SnO2,  Na2S,  HCl,  SO2.
  2. HBr,  Br2O7,  ZnS,  PH3,  Ag2O.
  3. NH3,  Cr2O3,  K2O,  CO2,  N2O5.
  4. H2S,  Al2O3,  PbO2,  SiH4,  CrO3.
  5. PH3,  CrO,  SiO2,  P2O5,  Cu2O.

Задание №5: По химической формуле определите массовые доли химических элементов.(Слайд №6)

  1. N2O5.     2) Cr2O3.    3) P2O3.   4)  Al2O3.   5) SO3.

 

Задание №6: Используя имеющиеся у вас знания, закончите двустишия, а ответы впишите в сетку кроссворда.(Слайд №7)

 

1

3

4

2

5

6

По горизонтали

1. Если рядом ходит враг,

Надо дать ему …

(…мышьяк)   

2. Элементов хоровод

Возглавляет …

(…водород)

5. Город, лес и медприбор –

Всё это многоликий …

(…бор)

6. Открывает рыбка рот,

Ей очень нужен …

(…кислород)

По вертикали:

1. Душой за химию болея,                3. В любом скелете есть ребро,

Создал таблицу …                                 А средь металлов …

               ( …Менделеев)                                                 (серебро)

4. Лечит он больной народ,

    Ну конечно, это …      (…иод)

Задание №7: Отгадайте химические элементы.

1) Название какого химического элемента находится в названии пигмента растений?

                                                                                             (хлорофилл – хлор)

2) Название какого химического элемента находится в супе со свеклой и другими овощами?           (борщ – бор)

3) Какой химический элемент притаился в слуховом проходе человека?

                                                                      (Сера)

4) В названии химического элемента  углерод найдите название травяного ковра.  (Луг)

  Домашнее задание: 1) Найдите зашифрованные в стихотворении элементы.

                                  В этих строчках элементы

От твоих укрылись глаз.

Ты подумай над загадкой

Полминуты, а не час.

Этот – дивный хвойный лес,

Что красой своей пленяет,

Этот – греческий гигант,

Что с Богами в спор вступает.

Эти – страны. Их в Европе

Ты отыщешь без труда,

Если буквы поменяешь:

Букву «й» на букву «я».

Если три последних буквы

Поменяешь на одну,

Алый камень ты получишь –

Точно я сказать могу.

Ну а этот превратится

В превосходнейший десерт,

Если две последних буквы

Не учитывать совсем.

                                                               ( B , Ti , Ge , Fr , Rb , Fe )

  1. Разгадайте кроссворды. Впишите названия химических элементов.

Б

К

О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Страна - "Элементария"

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Строение атома. Химическая связь"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Презентация к уроку "Страна Элементария"

Презентация к уроку "Страна Элементария"...

Урок «Путешествие в страну Химический элементарий»

Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность. Развивать интерес к предмету, чётко формулировать и высказывать свои мысли, логич...

Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"

Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"...