Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Титова Елена Владимировна

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой продукции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnoe_soderzhanie.doc71.5 КБ
Office presentation icon urok_-_vystavka.ppt1003 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока – выставки

 « Силикатная промышленность: вчера, сегодня, завтра».

Цель урока:

Познакомиться с силикатной промышленностью и её продукцией.

Задачи урока:

  1. Познакомиться с отраслями силикатной промышленности
  2. Кратко познакомить с историей применения человеком природных силикатов
  3. Рассмотреть химизм производства стекла, керамики, цемента
  4. Показать многообразие изделий из природных силикатов
  5. Провести профориентационную работу

Ожидаемый результат:

По обучению

По развитию

По воспитанию

  1. Называть важнейшие силикатные материалы и характеризовать их свойства
  2. Объяснять сущность технологических процессов в силикатной промышленности
  3. Применять знания о продукции силикатной промышленности в повседневной жизни.
  1. Монологической и диалоговой речи с использованием химических терминов и понятий
  2. Логической, долговременной и зрительной памяти
  3. Внимания

  1. Ответственное отношение к работе
  2. Уважение чужого труда
  3. Патриотизм
  4. Коммуникативность

Ход занятия.

  1. Организационный этап: учащиеся на своих рабочих местах, приветствуют учителя.
  2. Подготовка учащихся к осознанному выполнению работы: учитель знакомит учащихся с целью занятия и расшифровывает понятие «природные силикаты».

Вступительное слово учителя: Изучив тему « Кремний и его соединения» мы познакомились с природными веществами, содержащими кремний. Это глина и  песок. Их называют природными силикатами. Глина и песок самый доступный природный материал, т.к. встречается повсеместно. Ещё в древние времена человек оценил возможности этих материалов и стал использовать в изготовлении строительных материалов и предметов быта.

           В XXI веке мы не мыслим свою жизнь без предметов сделанных из глины также как и в первом. К самым распространённым относятся: посуда , фарфор, керамика, облицовочная плитка, фаянсовая сантехника, кирпичи, цемент и стекло от оконного до увеличительного.

 Промышленность, которая занимается производством различных строительных материалов, стекла и керамики из природных силикатов называется силикатной  и включает в себя три основных направления: производство стекла, производство цемента и производство керамики.

Наш урок не обычный. Мы совершим экскурсию на выставку. В толковом словаре читаем « выставка – это собрание каких-нибудь предметов, расположенных где-нибудь для обозрения, а так же место такого обозрения.

И так, добро пожаловать на выставку «Силикатная промышленность: вчера, сегодня, завтра».

Стенд №1 « Керамика».

Экскурсовод№1.С химической технологией гончарного ремесла люди были знакомы ещё в древности. Основным сырьём для этого процесса стала глина. Изготовление керамических изделий основано на свойстве глины при смешивании её с небольшим количеством воды, образовывать пластическую массу. Этой массе можно придать любую форму, которая сохраниться после высыхания и закрепляется посредством обжига при высокой температуре. В состав глины входит каолин (  AI2O3 . 2SiO2 . 2H2O ) и в виде механических примесей песок ( SiO2)  и известняк( CaCO3). С тех далёких времён сырьё и технология не изменились, а процесс подготовки сырья и производства готовой продукции ускорился.

Перед вами два образца: кусок глины и глиняный горшок. Проследим , на примере ЗАО Лихославльская керамика, технологическую цепочку превращения сырья в готовую продукцию.

( включаем видео фильм)

Экскурсовод№2

Ты – глины ком.

Какая это мука, так долго спать!

Теперь тебе пора в нечёсаной, в звериной чаще слуха

Очнуться под руками гончара.

А он – гончар – не опускает руки.

И круг бежит, и ты на этом круге.

И так ли важно, что тебе дано:

 горшком предстать, иль амфорой родиться

Работа не должна остановиться!

Экскурсовод№3Самой благородной керамикой считается фарфор. Его родина – Китай, где уже в220 году до н.э. было освоено его производство. Природа создала благоприятные условия для его изобретения и  производства именно в Китае. Дело в том, что в одной из провинций имеются неисчерпаемые запасы уникального минерала « фарфорового камня», состоящего из кварца, полевого шпата и глины.

Естественно, что многие европейские учёные пытались разгадать тайну китайского фарфора. В России состав фарфора был разработан в 1746 году М.В.Ломоносовым и налажено его производство на императорском заводе под Петербургом.

Характерными признаками фарфора являются: тонкость изделия, белый цвет, отсутствие пористости, термическая и химическая прочность.

Стенд№2 «Строительные материалы».

Экскурсовод№4.Современная силикатная промышленность – важнейшая отрасль народного хозяйства. Она обеспечивает основные потребности страны в строительных материалах. Из всего многообразия строительных материалов, производимых из природных силикатов, мы представим вам сегодня кирпич и цемент, используемый для приготовления связывающего раствора.

8 000 лет назад появились первые города. Уже в то время широко применялся кирпич – древнейший строительный материал, изготовляемый из глины.

Красный глиняный кирпич изготавливают из замешанной с водой глины с последующим формованием, сушкой и обжигом. Плохо высушенный сырец при обжиге неизбежно приведёт к образованию трещин. Важнейшими характеристиками кирпича  являются влагопоглощение и морозостойкость. При понижении температуры, вода, попавшая, в поры кирпича замерзает, и может его разломать, поэтому кирпичную кладку защищают штукатуркой или окрашивают. Кстати, красный цвет кирпичу придает оксид железа (Fe2O3), встречающийся в глине в виде примесей.

Силикатный кирпич имеет светло-серый цвет, меньшую влага- и морозостойкость, его нельзя применять для кладки печей, т.к. он не выдерживает длительного воздействия высоких температур, и для кладки фундаментов, т.к. не выдерживает длительного воздействия влаги.

Сырьём для производства силикатного кирпича служит известь (Ca(OH)2) и кварцевый песок (SiO2). Подготовленную массу прессуют и высушивают. В процессе сушки идёт химическая реакция с образованием силиката кальция, который и придаёт прочность и долговечность изделию.  

Ca(OH)2 + SiO2 = CaSiO3 + H2O

Экскурсовод№5. Цемент- это собирательное название различных порошкообразных вяжущих  веществ, способных при смешивании с водой образовывать пластическую массу, приобретающую со временем камневидное состояние. Слово « цемент» в переводе с латинского означает битый камень. Самая распространённая марка – портландцемент, была запатентована английским каменщиком в 1824 году. А первый цемент был открыт во времена Римской империи.

Основным сырьём для производства портландцемента являются известняк(CaCO3)  и глина, содержащая оксид кремния (IV). Эти вещества тщательно перемешиваются и их смесь обжигается в наклонных цилиндрических печах, длинна которых достигает 200м, а в поперечнике – около 5м. В процессе обжига печь медленно вращается  и исходные материалы постепенно движутся навстречу потоку раскалённых газов – продуктов сгорания поступающего топлива.

При повышенной температуре между глиной и известняком происходят сложные химические реакции. Простейшими из них являются обезвоживание каолини, разложение известняка и образование силикатов и алюмосиликатов кальция:        

AI2O3.2SiO2.2H2O            =      AI2O3. 2SIO2 + 2H2O

                CaCO3=CaO + CO2

CaO + SiO 2  =      CaSiO3

Образовавшиеся в результате реакций вещества спекаются в виде отдельных кусков. После охлаждения их размалывают до тонкого порошка.

Процесс затвердевания цементного теста объясняется тем, что различные силикаты и алюминаты, входящие в состав цемента, реагируют с водой с образованием каменистой массы. Чтобы цементное тесто не лопнуло, при затвердевании в него добавляют песок. Приготовить цементный раствор может любой из нас. Давайте попросим выйти из зала… Вот тебе все необходимые компоненты. Я буду говорить, а ты делай. Берём одну часть цемента, три части песка, добавим воды, всё тщательно перемешаем и зальём в форму , в результате получаем  готовое изделие.

Стенд№3. «Стекло».

Экскурсовод№6 Пою перед тобой в восторге похвалу

                            Не  камням дорогим, не злату, а стеклу.

                    Так писал Михаил Васильевич Ломоносов в « Оде стеклу» в1736 году. В словаре Ожегова читаем: Стекло- это прозрачный твёрдый материал, полученный из кварцевого песка и оксидов ряда металлов.

История стекла уходит своими корнями в Древний Египет, где впервые из него сделали бусы. На Руси стеклянные вещи: бокалы, браслеты  изготовлялись ещё в XI-XIII веках.          

           ВXVIII  веке Ломоносов открыл секрет изготовления цветных стёкл, а в XX веке существуют следующие его разновидности: Обыкновенное стекло, химическое, хрустальное, рубиновое, кварцевое, жидкое. Поговорим о каждом  чуть подробнее.

Экскурсовод№7. Обыкновенное стекло. История стекла своими корнями уходит в глубокую древность. Право изобретения его принадлежит древним финикийцам. Не будем пересказывать легенду об открытии стекла, известную каждому пятикласснику и сразу перейдём к более близким временам.

Первый стекольный завод в России был построен в 1636 году под Москвой, но особенно быстро стеклоделие развилось при Петре I.

Главный потребитель стекла в настоящее время – строительная индустрия. Больше половины всего вырабатываемого стекла приходится на оконное. Для его изготовления берут только чистый кварцевый песок, соду и известняк. Эти вещества тщательно перемешивают и подвергают сильному нагреванию, до 15000. Образовавшиеся при этом силикаты натрия и кальция сплавляются с песком, который берут в избытке.

         

Na2CO3+ SiO2               =       CO2  +  Na2SiO3

CaCO3 + SiO2      =       CaSiO3 + CO2

Стекло не является индивидуальным веществом, а представляет собой сплав нескольких веществ. Примерный состав обычного оконного стекла можно выразить формулой  Na2O .  CaO . 6SiO2 .

Экскурсовод№8Производство стекла: Расплавленное стекло при охлаждении твердеет не сразу, а постепенно загустевает, образуя сначала вязкую массу. Благодаря этому свойству стекло подвергается формовке – в разогретом состоянии ему можно придавать любую форму. Для формовки стеклянных изделий применяют выдувание ( бутылки, электролампы), прессование (пуговицы), прокатку ( зеркальное стекло), вытягивание (листовое стекло, стеклянные трубки). Вытягивание листового стекла путём вытягивания происходит при помощи специальных машин. В них полужидкое стекло выдавливается через щель, и при помощи специальных вальцов вытягиваются листы.

Экскурсовод№9. Химическое стекло. Если при производстве стекла соду заменить на поташ K2CO3, то получают более тугоплавкое стекло. Примерный состав такого стекла можно выразить следующей формулой K2O . CaO.6SiO2. Тугоплавкое стекло используют для изготовления химической посуды ( пробирок, колб и т.д.).

Экскурсовод№10. Кварцевое стекло получают из чистого песка. Расплавленный песок, остывая, образует стекловидную массу. В отличии от обычного стекла кварцевое  мало изменяется в объёме при изменении температуры. Посуду, изготовленную из него можно накалить до бела, а затем бросить в холодную воду и она не трескается. Другое специфическое свойство – это способность пропускать ультрафиолетовые лучи, поэтому из него изготовляют  кварцевые лампы для физиокабинетов и посуду для микроволновых печей.

Экскурсовод№11. Хрустальное стекло.  Если в качестве сырья берут поташ, оксид свинца(II) и песок, то дополучают хрустальное стекло. Считают, что хрусталь был открыт в Англии в XVII  столетии и характеризуется высокой прозрачностью, хорошим блеском, характерным звоном и большой плотностью. Изделие из хрусталя в руке чувствуется по массе. Хрустальное стекло сильно преломляет свет, поэтому применяется в оптике для изготовления линз и призм.

Экскурсовод№12. Для приготовления цветных стекол к сырью добавляют оксиды соответствующих металлов. Так, например, при добавлении оксида кобальта (II) получают синее стекло, оксид хрома(III) придаёт стеклу зелёный цвет, а железа(III) -жёлтый. Добавлением небольших количеств мелкораздробленного золота получают рубиновое стекло. Из такого стекла сделаны звёзды, украшающие московский кремль на Красной площади. Кремлёвские звёзды  были изготовлены на заводе « Красный май» Вышневолоцкого района. 

Экскурсовод№13. Выступающие передо мной рассказывали о стёклах в твёрдом агрегатном состоянии, а я хочу рассказать о жидких стёклах. К ним относят концентрированные растворы силикатов натрия  и калия, получаемые при сплавлении оксида кремния(IV) со щелочами или карбонатами.

SiO2 + Na2CO3 = Na2CO3 + CO2

Пропитанные жидким стеклом изделия из дерева и ткани плохо загораются, поэтому таким способом обрабатывают материалы, идущие на изготовление театральных декораций. ( демонстрация опыта).

Экскурсовод№14. В своём стихотворении « Письмо о пользе стекла» М.В.Ломоносов писал:

 Так в бисере стекло, подобяся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полунощных степях,

Им красится арап на южных берегах…

Почти 6 000 лет назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились всё мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие бусинки с отверстиями для продевания нитки. В те далёкие времена стекло варили на кострах в толстостенных глиняных горшках. В них засыпали шихту – смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Громадный сбыт бисера шёл в Европу. Особенно ценился очень мелкий ( диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер.

В началеXVIII века становится популярным чешское стекло. Бисер из него легче поддавался обработке, гранению и шлифованию. Расцвет бисерного рукоделия в России пришёлся на начало XX века, но и сейчас искусство бисероплетения не забыто и мы предлагаем вам коллекцию изделий из бисера, выполненную девочками из кружка «Бисероплетение»

Итоги урока:  Заключительное слово учителя.

Сегодня мы с вами побывали на выставке изделий из таких природных материалов как песок, глина, известняк. Увидели всё многообразие окружающих нас предметов, сделанных на основе природных силикатов.

В заключении хочу попросить вас ответить на два вопроса и выполнить контрольное.

  1. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
  2. Что из услышанного и увиденного сегодня особенно удивило?

Контрольное задание:

  1. Из предложенного списка выбрать формулы оконного стекла, химического стекла, мела, соды, известняка, песка.

а/ CaCO3;    б/Na2O. CaO. 6SiO2;  в/SiO2;  г/Na2CO3;  д/K2O. CaO. 6SiO2.

  1. Особые свойства хрусталю придаёт оксид свинца (PbO), оксид железа (Fe2O3),      

оксид алюминия(AI2O3)?

  1. Благородной керамикой считается: фарфор, фаянс, изделия из красной глины?
  2. Линзы делают из оконного стекла, из кварцевого стекла, из хрустального стекла?
  3. Из какого кирпича кладут печи красного или силикатного?

Домашнее задание: Вы журналист местной газеты. Ваша задача рассказать о проходящей в городе выставке « Силикатная промышленность: вчера, сегодня, завтра».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – выставка Силикатная промышленность: Вчера, сегодня, завтра.

Слайд 2

Отрасли силикатной промышленности Силикатная промышленность Керамика Стекло Цемент Строительные материалы Предметы быта

Слайд 3

Выставочный зал №1 « Керамика» Изделия из красной глины Горшечники. Древнеегипетская настенная роспись. Греческая ваза. V век дон.э.

Слайд 4

Сырьё: Глина . В её состав входит каолин( AI 2 O 3 . 2SiO 2 . 2H 2 O) и в виде механических примесей песок( SiO 2 ) и известняк ( CaCO 3 ). Вода.

Слайд 5

Изделия из белой глины. Фарфор. Родина фарфора – Китай.

Слайд 6

В России производство фарфора было налажено на императорском заводе под Петербургом в 1746 году. Фарфор. Надглазурная роспись, золочение. Гжель. Квасник XVIII век.

Слайд 7

Признаки фарфора: тонкость изделия, белый цвет, отсутствие пористости, термическая и химическая прочность . Изделия Дулёвского фарфорового завода.

Слайд 8

Выставочный зал №2. « Строительные материалы». Кирпич – древнейший строительный материал, изготовляемый из глины. Красный, глиняный, Обожженный. Силикатный кирпич, сделанный из извести и кварцевого песка Ca(OH) 2 + SiO 2 = CaSiO 3 + H 2 O кирпич

Слайд 9

Производство цемента «Цемент» в переводе с латинского означает битый камень. Портландцемент запатентован в Англии в 1824 году. Сырьём служит известняк( CaCO 3 ) и глина, содержащая оксид кремния( SiO 2 )

Слайд 10

Цилиндрическая печь для обжига смеси при производстве цемента.

Слайд 11

Химические реакции, лежащие в основе производства. Обезвоживание каолина: AI 2 O 3 . 2SiO 2 . 2H 2 O=AI 2 O 3 . 2SiO 2 +2H 2 O Разложение известняка: CaCO 3 =CaO+CO 2 Образование силикатов и алюмосиликатов: CaO+SiO 2 =CaSiO 3

Слайд 12

Выставочный зал №3. « Стекло». Оконное стекло. Для его изготовления берут только чистый кварцевый песок, соду и известняк. Сырьё перемешивают и спекают при 1500 0 . CaCO 3 + SiO 2 =CaSiO 3 +CO 2 Примерный состав оконного стекла Na 2 O . CaO . 6SiO 2

Слайд 13

Прокатка листового стекла

Слайд 14

Виды стекла: Химическое стекло. Если вместо соды взять поташ( K 2 CO 3 ) , то получается более тугоплавкое стекло. Его используют в производстве химической посуды. Состав стекла K 2 O . CaO . 6SiO 2 Кварцевое стекло. Получают из чистого кварцевого песка. Не боится перепада температур. Пропускает ультрафиолетовые лучи. Используется в производстве посуды для микроволновой печи, соляриев и кварцевых ламп.

Слайд 15

Хрустальное стекло В качестве сырья берут поташ ( K 2 CO 3 ), оксид свинца (II), кварцевый песок( SiO 2 ) . Стекло сильно преломляет свет, имеет характерный звон и большую плотность. Применяется в производстве линз. Изделия из хрусталя:

Слайд 16

Цветные стёкла. Красители: синее стекло-оксид кобальта( CoO) , зелёное стекло-оксид хрома( III)(Cr 2 O 3 ), жёлтое стекло-оксид железа( III)(Fe 2 O 3 ) . При добавлении мелкораздробленного золота получают рубиновое стекло

Слайд 17

Жидкое стекло. Это концентрированные растворы силикатов натрия и калия. Их получают сплавлением песка с карбонатами или щелочами. SiO 2 +Na 2 CO 3 =Na 2 SiO 3 +CO 2 Применяются для противопожарной пропитки.

Слайд 18

Бисер – мелкие бусинки с отверстиями для продевания нитки. Применяется для украшения 6000 лет. Самый лучший – чешский бисер. В старину варили из чистого кварцевого песка, соды, мела.

Слайд 19

Контрольное задание: 1.Из предложенного списка выбрать формулы оконного стекла, химического стекла, мела, соды, известняка, песка. а / CaCO 3 ; б /Na 2 O . CaO . 6SiO 2 ; в /SiO 2 ; г /Na 2 CO 3 ; д /K 2 O . CaO . 6SiO 2. 2.Особые свойства хрусталю придаёт: оксид свинца ( PbO ), оксид железа ( Fe 2 O 3 ), оксид алюминия( AI 2 O 3 )? 3.Благородной керамикой считается: фарфор, фаянс, изделия из красной глины? 4.Линзы делают из оконного стекла, из кварцевого стекла, из хрустального стекла? 5.Из какого кирпича кладут печи красного силикатного?

Слайд 20

Проверь себя: 1.оконного стекла – б, химического стекла –д, мела – а, соды – г, известняка - а, песка - в. 2. – а 3. – а 4. – с 5. – а

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".

В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...

Екатеринбург: вчера сегодня, завтра

Презентация к классному часу...

УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...

Проект "Теорема Пифагора: вчера, сегодня, завтра..."

показать применение теоремы Пифагора в жизни...