Конспект урока "Кристаллические решетки"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Линдстрем Инна Александровна

Урок в 8 классе по программе О.С. Габриеляна,разработан на основе модульной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kristallicheskie_reshetki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по химии в 8 классе.

Тема урока: «Кристаллические решетки».

Цель: изучение типов кристаллических решеток 

Задачи:

  1. познакомить с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявить зависимость   свойств веществ от типов «кристаллических решеток»,  химической связи и строения атомов; научить определять тип кристаллической решетки и физические  свойства по ним;
  2. продолжить развитие интеллектуальных умений критического мышления (поиск, анализ, осмысление, синтез, оценка и применение информации), развивать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся;
  3. формирование коммуникативных и информационных компетенций.

Оборудование:

  1. Мультимедийное: проектор, компьютеры для обучающихся , презентация выполненная в программе PowerPoint, тесты созданные в программе Stimulator;
  2. Вещества: стекло; кристаллы медного купороса, янтарь, жевательная резинка, поваренная соль, известняк, пластилин.


Ход урока

Здравствуйте, садитесь. Звучит музыка.

I. Фронтальный опрос

  1. Вступление учителя.  Как разнообразен мир музыки, так разнообразен и мир веществ. Нас удивляет блеск различных металлов, разнообразие природных минералов. Мы уже не можем обойтись без современных сплавов, пластмасс. А нужные  лекарства спасают жизнь. Нас окружает  огромное количество  веществ. На слайде вы видите несколько уже известных для вас формул: поваренной соли, воды, кислорода, песка, железа.

2. Беседа по вопросам:

Скажите, к какому классу веществ относится каждое вещество?

 С помощью, каких химических связей они образованы?

В каких агрегатных состояниях находятся эти соединения в обычных условиях?

А может одно вещество находиться в разных агрегатных состояниях? Приведите пример

Как вы думаете, почему вещества при одинаковых условиях находятся в разных агрегатных состояниях?

  1. Изучение нового материала
  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ

Демонстрация эксперимента (изучение свойств стекла и сульфата меди)

Давайте рассмотрим  два твердых вещества: стекло и сульфат меди. Разобьем эти вещества на более мелкие кусочки и рассмотрим их форму.

- Почему у стекла все кусочки разной формы, а у сульфата меди сходны по форме? (учащиеся выдвигают гипотезы)

Практическая часть. Рассмотрим некоторые твердые вещества, которые у вас на столе(хлорид натрия, сульфат меди, известняк, янтарь, пластилин, жевательная резинка). Разделите их на две группы, по какому либо признаку. Объясните.

Учащиеся определяют

I группа: нет определенной температуры плавления, размягчаются постепенно и переходят в текучее состояние

II группа: имеют определенную температуру плавления, правильное расположение частиц из которых они построены.

Вывод учителя: Вспомните, что часто людей, у которых нет своей определенной позиции, которым «все-равно» называют аморфными. И наши вещества, у которых нет определенной температуры плавления, называют аморфными. Напротив, соль NaCl, оксид кремния, сульфат меди – кристаллические вещества. Для них характерны четкие температуры плавления, правильные геометрические формы, симметрия.

Что бы выяснить отличие аморфных и кристаллических веществ, их свойства (прикрепляются опорные слова «свойства веществ»), мы заглянем внутрь этих веществ. И неслучайно, эпиграфом нашего урока являются слова русского философа Н.А. Бердяева «Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри». Запишите тему урока.

Озвучиваются цели урока.

  1. Определение понятий «аморфные вещества» и «кристаллические вещества» (слайд)
  2. Понятие «Кристаллическая решетка» (слайд)

Кристаллические вещества характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул или ионов. Эти частицы расположены в строго определенных точках пространства – называемых узлами. Если соединить узлы прямыми линиями, то образуется пространственный каркас – кристаллическая решетка.

Дополнение: Интересно, что слово «krystallos» (греч.) первоначально обозначало обычный лед, а в дальнейшем — горный хрусталь

  1. Виды кристаллической решетки.

Вопрос: Какие частицы могут стоять в узлах решетки? (ионы, атомы, молекулы)

Отсюда и название кристаллических решеток: ионная, молекулярная, атомная, а еще металлическая. Изучать особенности каждого типа кристаллической решетки вы будите в группах. Вам необходимо будет на листах ответить на вопросы:

  1. Виды частиц в узлах решетки?
  2. Вид связи между частицами?
  3. Какие вещества могут иметь ионную кристаллическую решетку? Примеры
  4. Какими физ. свойствами будут обладать такие вещества?

Выступление групп.

  1. Закон постоянства вещества (слайд)

 Остался еще один момент урока – закон постоянства состава вещества, которому подчиняются вещества с молекулярным  строением.

Этот закон открыт французским химиком Ж.Л.Прустом.

Его формулировка такова:

вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения. 

Н-р: вода – не зависимо от того как ее получают, в каком агрегатном состоянии она находится, состав ее не меняется – Н2О

Для веществ с ионным строением закон Пруста не всегда выполняется.

6. Подведение итогов

Вопросы:

  1. Сделайте вывод, от чего зависят свойства веществ? (от типа кр. решеток). Опорные слова прикрепляются к доске.
  2. От чего зависит тип кристаллической решетки? (от типа связи) Опорные слова прикрепляются к доске.
  3. От чего зависит тип связи? (от строения атома) Опорные слова прикрепляются к доске.

Подведение итогов по опорным словам.

ИТОГ: Мы заглянули внутрь вещей. Рассмотрели кристаллические решетки

А теперь ответим  на вопрос, который был задан в начале урока.

Почему у стекла все кусочки разной формы, а у сульфата меди сходны по форме? Почему вещества при одинаковых условиях находятся в разных агрегатных состояниях?

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  1. . Выполнение тестов на компьютере (в парах)
  2.  Задание. По формуле  приведенных веществ: Na2O, C2H2, Si, AL – определите тип кристаллической решетки каждого соединения и на основе этого предположите физические свойства каждого из четырех веществ.

Дополнительно: AlCI3, H2S, O3

IV.  РЕФЛЕКСИЯ

Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? С какими новыми понятиями  вы познакомились на уроке? С какими трудностями вы столкнулись?

Заполните оценочный лист.

Запишите домашнее задание.

И чтобы поставить точку в нашем уроке у нас есть черный ящик. Отгадайте, какое вещество находится в нем. Это вещество не имеет определенной температуры плавления. Если его держать в руках, оно сначала размягчается, затем становится жидким. Вещество имеет  сладкий вкус, коричневый цвет..

 Она растает на руках.
И след оставит на губах.
И сладкий вкус её загадка
Зовут её все… (шоколадка)

За работу раздаются шоколадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Решение задач по теме дифракция, дифракционная решетка"

Разработка урока по теме "Дифракция" для учащихся 11 класса...

Презентация по теме "Кристаллические решетки".

В презентации представлены виды и модели  кристаллических решеток с примерами веществ и кратким описанием их свойств....

Дифракционная решетка

Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков по теме «Дифракционная решетка». В ходе урока применяются технологии деятельностного подхода: технология «создания» нового...

конспект урока по химии "Кристаллические решетки" (ФГОС)

Разработка конспекта урока по химии в 8 классе, по теме "Кристаллические решетки"(ФГОС), урок изучения новой темы....

Конспект урока Кристаллические решетки 8 класс

Конспект урока Кристаллические решетки 8 класс...

Конспект урока по теме «Кристаллические решетки».

Конспект урока по теме «Кристаллические решетки». Конспект урока по теме «Кристаллические решетки»....