Методическая разработка "Проекты в начальной школе"
методическая разработка

Линдстрем Инна Александровна

Представленная разработка урока составлена на основе проблемного обучения. Использованы нетрадиционные задания с практической направленностью. Особенностью данного урока является использование информационных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uglerod.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Углерод»

Цели урока: изучить аллотропные модификации углерода, их физические, химические свойства и их применение. Познакомить учащихся с понятием «адсорбция».

Задачи урока.

1.Образовательные:

  1. систематизировать знания о строении атома, окислительно-восстановительных свойствах неметаллов,
  2. проверить умение записывать электронные формулы, составлять окислительно-восстановительные реакции.

2.Развивающие: 

  1. развивать самостоятельность мышления, навыков исследовательской деятельности, интерес к изучаемому предмету.

3.Воспитывающие: 

  1. воспитывать самостоятельность и интерес к предмету; формировать у учащихся навыки взаимоотношения и сотрудничества.

Оборудование и реактивы. Модели кристаллических решеток алмаза и графита, электронная презентация «Сокровища Алмазного фонда», образцы изделий из графита и сажи (тушь, краски, резина, таблетки карболена), р-р КМпО4, сок свеклы, воронка, штатив, вата, речной, стакан, колба, пипетка, духи, сухое горючее, спички, держатель для пробирок.


Ход урока

1. Актуализация знаний.

1. Задание по группам: восстановите испорченную лекцию.

Вставьте пропущенные слова

Чтобы определить строение атома, необходимо обратиться к периодической системе. По периоду определяется число энергетических уровней. По номеру группы определяется число электронов на последнем уровне. По порядковому номеру определяем число протонов и нейтронов. После этого распределяем электроны по энергетическим уровням. На первом энергетическом уровне может находиться только 2 е-, на втором – 8е-, на третьем – 18 е-. при движении электроны образуют на первом уровне s-орбиталь, на втором – s и p-орбитали, на третьем – s, p, d. Окислительные свойства атомов химических элементов сверху вниз уменьшаются, та как увеличивается число энергетических уровней и радиус атомов, а число электронов на последнем уровне одинаковое. Восстановительные же свойства увеличиваются.

2. Используя материал лекции, определите, каким атомам принадлежат электронные формулы:

1S22S22P2; 1S22S22P63S23P2; 4S24P2.

Вопросы: Что общего в строении? В чем различие?

Ученики определяют тему урока.

Постановка учителем проблемного вопроса. Предположите, какими свойствами может обладать углерод? Чем это объясняется?

Обучающиеся выдвигают гипотезы, которые записываются на доске.

II. Совместное открытие знаний.

Проверка гипотез физических свойств углерода. Учитель предлагает проверить сначала гипотезы о физических свойствах и демонстрирует вещества, образованные углеродом. (Образцы изделий из графита и сажи (тушь, краски, резина, таблетки карболена), образцы угля, торфа.)

Далее следуют сообщения учащихся об алмазе, графите. (В ходе демонстрации и обсуждения сообщений учащиеся выбирают правильные гипотезы и делят их на две группы: свойства алмаза и графита).

Учитель.

Чем схожи и чем различны алмаз и графит по физическим свойствам? Как вы думаете, почему у алмаза и углерода различные физические свойства?

Сформулируйте понятие «аллотропия».

Учитель. Вы уже узнали из сообщений область применения графита и алмаза. Несколько слов хотелось бы сказать об аморфном углероде, который представляет собой мелкокристаллический графит. Сортами этого углерода являются древесный уголь, кокс, сажа. Сажу получают преимущественно при разложении метана. Она используется при изготовлении типографской краски, картриджей, резины, косметической туши и т.д. Кокс представляет собой в основном свободный углерод, он получается при нагревании каменного угля без доступа воздуха. Кокс применяют в доменных печах при выплавке чугуна из стали. Древесный уголь получают при нагревании древесины без доступа воздуха. Он применяется в качестве топлива в кузнечных горнах, жаровнях, используется в металлургии. Однако наиболее известно применение древесного угля, основанное на его способности к адсорбции – способности поглощать различные вещества.

Демонстрация опыта учащимся. Профильтруйте р-р КМnО4 через обычный фильтр и через активированный уголь. Объясните увиденное.

Дополнительно: аналогичный опыт можно проделать с духами, соком свеклы.

Учащиеся записывают вывод в рабочей тетради с печатным текстом упр.8 стр. 119

Учитель

В какой области используется явление адсорбции?

Историческая справка. Явление адсорбции было открыто русским химиком Т.Е. Ловицем. Н.Д. Зелинский разработал фильтрующий аппарат, изобрел противогаз.

Проверка гипотез химических свойств углерода. Учитель предлагает просмотреть мультимедийное сопровождение, самостоятельно изучить химические свойства углерода и выполнить упражнение 8, стр. 120.(Рабочая тетрадь с печатным текстом).

После выполнения упражнения учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки, используя правильные ответы (проверка осуществляется с помощью компьютера).

Обсуждение результатов проверки гипотез.

Учитель предлагает подтвердить выдвинутые гипотезы о химических свойствах реакциями.

III. Самостоятельное применение знаний. Закрепление.

1. Повторение основных терминов.

Игра «Меткий стрелок». Условия игры: учащиеся формулируют определения всех терминов: аллотропия, физические свойства и химические, адсорбция и т.д. (Все эти термины записывались на доске в ходе выдвижения гипотез и изучения новой темы.)

2.Решение творческих задач.

Задание по группам.

1. Вы счастливый владелец алмазов, но вам нужны деньги. Кому вы можете предложить свои сокровища? Убедите покупателя приобрести их, основываясь на свойствах алмаза.

2.Вы обладатель больших запасов графита, в какой области вы их можете применить? На каких свойствах это основано?

3. У вас в руках алмаз и графит, как опытным путем можно доказать, что это аллотропные модификации одного и того же элемента?

4. Приведите примеры использования  явления адсорбции в жизни.

IV. Подведение итогов.

Учитель. Что нового вы узнали? В жизни вам могут пригодиться эти знания? В каких ситуациях?

V. Д/З § 28, составьте тест из 5 вопросов с вариантами ответов. Напишите сказки об аллотропных модификациях углерода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические комплексы для начальной школы

Для ориентации родителей и педагогов в существующем многообразии учебно-методических комплексов для начальной школы  в презентации приводится их  краткое описание...

Методическая копилка для начальной школы

Алфавит для учащихся начальной школы...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...

Методическая разработка для начальной школы "Ансамбль в музыке"

Методическая разработка для начальной школы "Ансамбль в музыке"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями&ra...