Выступление на методическом объединении учителей начальной школы «Развитие коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с умеренной степенью умственной отсталости."
методическая разработка

Ананьева Рая Галимьяновна

Выступление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_uchiteley.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

                        Выступление на методическом объединение учителей начальных классов.

    Тема «Развитие коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с умеренной степенью умственной отсталости (вариант2)»

Ограничение коммуникативных навыков и умений значительно осложняет процессы социализации и интеграции детей с умеренной умственной отсталостью в социум, снижает качество их жизни. Усвоение социально-бытовых навыков зависит от особенностей умеренно умственно отсталых детей. В педагогическом словаре социальные навыки определяются, как набор способов и приемов социального взаимодействия.  

В ходе обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями можно выделить три периода в формирования навыка:

 - в первом периоде происходит первоначальное знакомство с движением. Стоит отметить, что обучение движению начинается с выявления его двигательного состава, набора элементов движения и их последовательности и сочетаний. Это знакомство идет путем показа, рассказа, разъяснения и наблюдения.  На этом периоде так же происходит такое событие, как накопление «словаря перешифровок». Завершает этот период, первоначальная «роспись» коррекций по нижележащим уровням.

 -вторым периодом является период автоматизации движения. Здесь происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы о нем. Здесь же происходят еще два очень важных процесса:

 1) увязка деятельности всех низовых уровней;

2) «рекрутирование» готовых двигательных блоков, выработанных по другим поводам: именно им объясняются качественные скачки, иногда наблюдаемые при овладении новым движением.  

- третьим и последним периодом является окончательная шлифовка навыка за счет двух процессов:

1) стабилизации – навык приобретает прочность, помехоустойчивость;

 2) стандартизации -  обретение навыков стереотипности.

 Формирование и развитие социально-бытовых навыков является процессом приобщения детей к различным педагогически организованным видам общественно полезной работы с целью передачи им определенного опыта, развития у них трудолюбия и сознания человека труда. К ним относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера (умение одеваться, убирать за собой и другие).

Работая с обучающимся с   обучающимся с интеллектуальными нарушениями, вы можете основываться на определенных принципах:

1. установление позитивного эмоционального контакта учителя с учеником;

2. каждый ученик наделен особыми способностями и недостатками, имеет собственный темп и ритм развития;

3. раннее использование реабилитационных техник дает шанс оптимизации развития ученика;

 4. двигательные функции, умственное развитие и социальная зрелость умственно неполноценного ученика могут улучшаться в результате воздействия, учитывающего индивидуальные и социальные факторы;

 5. даже небольшие успехи ученика должны позитивно укрепляться, а отсутствие успехов нельзя оценивать негативно;

6. в процессе обучения рекомендуется сотрудничать с семьей;

7. важно поддерживать работу родителей (опекунов) с ребенком;

8. необходимо организовать реабилитационную деятельность школы, которая готовит окружающих для принятия умственно неполноценных детей, их акцептации и оказания им помощи.

С самого начала обучения детей необходимо научить алгоритму действий: планировать свои действия; контролировать действия; регулировать выполнение действий; работать аккуратно; работать целенаправленно; работать самостоятельно.

Выводы:

 Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний, социально-бытовых умений, коммуникативных навыков, образцов поведения, дети с умеренной умственной отсталостью все же имеют возможности для относительно успешного протекания социальной адаптации.

И самое главное вся работа по формирование и развитие коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с умеренной степенью умственной отсталости (вариант2) активно включайте родителей и всех служб сопровождения (логопеды, психолога, учителей предметников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и воспитание детей с разной степенью умственной отсталости.

В статье даётся краткая характеристика умственной отсталости и её деление по степени выраженности интеллектуального дефекта на 3 группы. Трудности обучения детей с умственной отсталостью требуют осуще...

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью"....