Физиологическая роль глюкозы в организме человека. Заболевание "Сахарный диабет"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Урок "Физиологическая роль глюкозы в организме человека " может быть использован как самостоятельный урок в 10 классе по теме "Углеводороды", а также как внеклассное мероприятие. Данный урок знакомит обучающихся  со значением глюкозы в нашем организме, с заболеванием "Сахарный диабет". На данном занятии обучающиеся самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Основные вопросы: Причины возникновения заболевания, Описание заболевания, Признаки заболевания, Роль глюкозы, Профилактика заболевания СД и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziologicheskaya_rol_glyukozy.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Физиологическая роль глюкозы в организме человека.

Цели: 

Обучающая: расширение общекультурной компетентности обучающихся, расширение и углубление химических знаний, представлений о физиологической роли глюкозы в организме, использование их в практической деятельности; знакомство с причинами возникновения сахарного диабета и методами профилактики;

Развивающая: совершенствование умения работать самостоятельно, развитие познавательного интереса, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.

Воспитательная: формирование взглядов учащихся о познаваемости мира, воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с историей важнейших открытий медицины
  2. Формирование умений работать с дополнительной литературой.
  3. Совершенствование умений обращения с химическими веществами, решение экспериментальных задач.
  4. Развитие творческих способностей обучающихся.
  5. Закрепить навыки работы в парах.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной работы: классно-урочная

Формы работы: парная, коллективная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, проблемный.

Технологии: игровая, сотрудничества, проектно-исследовательская.

Средства обучения:

  1. Раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия (имитирующий реактив); пробирки, стаканы, спиртовка, держатель, спички, имитационные растворы мочи, бланк анализа.
  2. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация как средство визуализации «Физиологическая роль глюкозы в организме человека».
  3. Раздаточный материал: листы для записи результатов исследований «Заключение экспертной комиссии» на каждого учащегося, конверты с заданиями, тесты контроля, теоретический материал на листах.
  4. Карточки с цифрами от 1 до 12 для жребия.

Ход урока

1. Организационная часть. Приветствие. Озвучивание цели. Мотивация.

Заранее приготовлены карточки с номерами вопросов. Учащиеся в начале урока выбирают карточку, жребий, каждой паре достается номер вопроса для самостоятельного изучения.

Всего 12 вопросов, 12 групп.

Учитель. 

Слайд 1. В списке самых распространенных заболеваний это заболевание занимает третье место, уступая лишь болезням сердечнососудистой системы и раку. Если взглянуть на географию этого заболевания, то здесь доминируют страны Латинской Америки (около 15% больных), за ними следует США (4%) и Россия (от 3 до 4%).

Сегодня мы с вами должны ответить на многие вопросы, касающиеся этой болезни.

Слайд 2. Это хроническое заболевание эндокринной системы человека, характеризующееся длительным повышением концентрации глюкозы в крови и сопутствующими изменениями процесса обмена веществ.

Как вы думаете, что это за болезнь?

Слайд 3. Сахарный диабет.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Углеводы», которую начали на прошлом уроке.

Слайд 4. Тема урока: Физиологическая роль глюкозы в организме человека.

Познакомиться подробнее с этим интересным химическим соединением и его роли – наша учебная задача.

Слайд 5. Девиз: «Жизнь учит только тех, кто ее изучает» В. Ключевский

Как я уже сказала, заболевание Сахарным диабетом стоит на третьем месте, т.е. очень распространенное.

И сегодня мы с вами получили задание от Министерства здравоохранения

Слайд 6. УКАЗ

УКАЗ

МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проблеме сахарного диабета на территории Российской федерации

В связи с тем что ежегодно увеличивается количество заболевших сахарным диабетом

п о с т а н о в л я ю:

  1. Изучить физиологическую роль глюкозы в организме.
  2. Изучить причины возникновения сахарного диабета (СД).
  3. Найти методы профилактики данного заболевания.
  4. Рассмотреть методы лечения сахарного диабета.

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

на базе МОУ СОШ № 5 г. Алзамая образовать научно-исследовательскую лабораторию по изучению причин возникновения  и способах лечения сахарного диабета.

Для того чтобы решить все эти задачи сегодня мы с вами поработаем в научно-исследовательской лаборатории.

В нем есть  три подразделения и двенадцать задач.

Каждый сотрудник лаборатории получает пакет заданий для изучения.

Задания выбирают сотрудники сами согласно жребию.

Для получения сводного отчета по исследованию заболевания, каждая лаборатория должна подготовить свой отчет по направлениям. Для этого вы задания выполняете в парах, на отчетном бланке заполняете, то поле, которое вам необходимо.

Слайд 7. На экране представлены подразделения и тема работы данного подразделения.

1. Значение глюкозы для организма

2. Описание заболевания:

3. Виды сахарного диабета

4. Открытие инсулина

5. Статистические данные

6. Причины возникновения

7. Симптомы

8. Диагностика

9. Лаборатория «Определение уровня глюкозы в моче»

10. Осложнения

11. Профилактика

12. Контроль и самоконтроль состояния организма при заболевании

На выполнение задания дается 10 минут.

На уроке необходимо каждому эксперту заполнить полностью бланк «Заключение экспертной комиссии» по мере отчета каждого подразделения. Если по времени вы не успеете заполнить, это задание остается на дом.

Приступайте к работе… если у кого возникнут вопросы, можете обращаться к руководителю лаборатории, то есть ко мне. (бейждик)

(Кто быстрей выполнил – дать задание

Составить буриме, используя слова: паника, органика, глюкоза, угроза)

У меня в организме паника,

А причина тому органика,

Нет больше сил угроза,

Дайте, дайте скорее глюкозы!

Представление результатов работы лабораторий.

Учитель. Сейчас каждая лаборатория представит свои результаты. В это время эксперты всех подразделений должны оформить свой сводный отчет, для этого у вас есть бланки. Прошу подразделение №1….

(ДОМ. ЗАД) Сегодня мы с вами познакомились с физиологическим значением глюкозы. А какого же ее строение и химические свойства? Это мы с вами узнаем на следующем уроке. Для этого запишите Д/З.

Рефлексия. Подведем итоги нашего урока.

1. Какое значение глюкозы для нашего организма.

2. Как узнать, есть ли у нас предрасположенность к сахарному диабету.

3. Что необходимо делать, чтобы вовремя определить наличие заболевания?

4. Что необходимо делать, чтобы избежать этого заболевания?

В завершение нашего с вами исследования предлагаю оценить  всю работу нашего НИИ. Для этого в отведенном месте нашего отчета поставьте оценку по пятибалльной системе.

Благодарю вас за совместную работу. Есть у вас вопросы к руководителю НИИ по данной теме?


1. Значение глюкозы для организма

Глюкоза – бесцветное, кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде.

В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови и в небольших количествах во всех клетках. Мышцы испытывают  по вышенную потребность в глюкозе для образования энергии.

Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых освобождается энергия, которая накопилась в процессе фотосинтеза.

Так как глюкоза хорошо усваивается организмом, ее используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства.

Как недостаток, так и избыток глюкозы отрицательно влияют на организм человека.

2. Описание заболевания

Сахарный диабет - заболевание, при котором повышен уровень глюкозы (сахара) в крови по причине недостаточной выработки инсулина или уменьшения чувствительности клеток организма к инсулину.

Содержание сахара (глюкозы) в крови постоянно меняется: повышается сразу после приема пищи и возвращается к норме в пределах 2 часов. Содержание сахара в крови утром натощак в норме составляет 3,9-6,1 миллимоля в литре (ммоль/л). Спустя 2 часа после приема пищи либо употребления жидкостей, содержащих сахар или другие угле воды, уровень сахара в крови у здорового человека должен быть ниже 6,7-7,8 ммоль/л. У большинства людей содержание сахара понемногу, но неуклонно начинает увели чиваться после 50 лет, особенно у тех, кто ведет сидячий образ жизни.

В основе развития сахарного диабета лежит недостаточность гормона поджелудочной железы инсулина, контролирующего переработку глюкозы на уровне клеток и тканей организма.

Инсулин - гормон поджелудочной железы - является ос новным веществом, ответственным за поддержание нормального содержания сахара в крови.

Инсулин обеспечивает  поступление глюкозы в клетки, где она включается в энергетический обмен или запасается до тех пор, пока в ней не воз ни к нет необходимость. Повышение уровня сахара в крови после еды или сладкого питья стимулирует поджелудочную железу,  и она начинает вырабатывать инсулин, чтобы предот вра тить дальнейшее повышение уровня сахара и постепенно снизить его.

3. Виды сахарного диабета

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) выделяет 2 типа сахарного диабета:

  1. 1 типа – инсулинозависимый.
  2. 2 тип  – инсулиннезависимый.

Согласно исследованиям некоторых специалистов, выделяют такое состояние, как предиабет.

Предиабет – это состояние, при котором в крови человека уровень сахара выше нормы, но недостаточно высок, чтобы констатировать  наличие диабета несколько выше 5 ммоль/л.
Описана также такая форма диабета который развивается во время беременности и может исчезнуть после родов.

Что такое сахарный диабет 1 типа?
При сахарном диабете 1 типа (инсулинозависимый сахарный диабет) более 90% клеток поджелудочной железы, выделяющих инсулин, по той или иной причине разрушаются. Таким образом, у больных диабетом 1 типа поджелудочная железа секретирует меньше инсулина или вообще не выделяет инсулин.

Больные сахарным диабетом 1 типа в прямом смысле «зависят» от инсулина, который необходим им для обеспечения нормального переваривания глюкозы в организме. От этой зависимости и происходит название болезни: инсулинозависимый сахарный диабет. Причиной разрушения клеток поджелудочной железы могут быть вирусы, аутоиммунные болезни и пр.

Что такое сахарный диабет 2 тип?

При сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимый сахарный диабет) поджелудочная железа продолжает секретировать инсулин, иногда даже больше, чем необходимо. В клетку, даже при большом количестве инсулина не попадает нужное количество глюкозы.. Важную роль в развитии сахарного диабета 2 типа играет наследственный фактор и ожирение. Сахарный диабет 2 типа может развиться при неправильном применении некоторых лекарственных средств.также при некоторых других эндокринных заболеваниях.

4. Открытие инсулина

Основная цель при лечении диабета состоит в том, чтобы, насколько это возможно, поддерживать нормальное содержание сахара в крови. Сделать это довольно трудно, но чем ближе содержание сахара в крови к норме, тем менее вероятны острые и отдаленные осложнения.

Работа с дополнительной литературой: Синтез инсулина с. 310 (последний абзац) - 311 ( первый абзац).

При диабете 1-го типа поджелудочная железа не может вырабатывать инсулин, поэтому дефицит инсулина необходимо восполнять. Введение инсулина возможно только путем инъекции; через рот его принимать нельзя, так как он разрушается в желудке. В последние годы исследуются возможности новых форм инсулина, например
Инсулин вводится подкожно, обычно в руку, бедро или брюшную стенку; применяются небольшие шприцы с очень тонкими иглами, что делает инъекции почти безболезненными.

Пероральные сахароснижающие средства обычно назначаются больным диабетом 2-го типа, если диета и упражнения не позволяют нормализовать содержание сахара в крови.

5. Статистические данные

По подсчетам ученых, количество больных диабетом будет удваиваться каждые 10 лет. Можно только представить, что ожидает наших детей и внуков. При этом больше половины больных сахарным диабетом составляют представительницы слабого пола. Статистика красноречива — вероятность развития диабета у женщин в 2 раза выше, чем у мужчин.

Сахарный диабет встречается примерно у 1-3% населения. У детей частота сахарного диабета ниже: 0,1-0,3%. Ежегодно число больных сахарных сахарным диабетом увеличивается на 6-10%. Это приводит к удвоению числа больных каждые 10-15 лет. На 2000 год в мире насчитывалось более 120 млн. больных сахарным диабетом. В настоящее время число больных сахарным диабетом превышает 200 млн.

Из всего количества людей страдающих сахарным диабетом, сахарный диабет 1 типа встречается в 10% случаев. Так, диабетом 2-го типа больны приблизительно 15% людей старше 70 лет.

6. Причины возникновения

Вирусные инфекции, которые разрушают клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин.

Вирусные инфекции:

- краснуха, вирусный паротит (свинка), ветряную оспу, вирусный гепатит и т.п. Например, частота возникновения сахарного диабета у людей, переболевших краснухой, достигает 20% и более. Необходимо подчеркнуть, что вирусная инфекция проявляет свое действие у лиц с наследственной предрасположенностью к сахарному диабету.

 Особенно часто вирусная инфекция вызывает диабет у детей и подростков.

Наследственный фактор. Как правило, сахарный диабет в несколько раз чаще встречается у родственников больных сахарным диабетом. Если сахарным диабетом больны оба родителя, риск заболеть диабетом для их детей в течение всей жизни равен 100%, ели болен один из родителей – 50%, в случае диабета у брата или сестры – 25%.
Относительно развития сахарного диабета 1 типа следует упомянуть об одном важном факте, а именно: даже при наличии наследственной предрасположенности, сахарный диабет может и не развиться. Вероятность того, что родитель с сахарным диабетом 1-го типа передаст ребенку дефектный ген очень мала (4%). Известны случаи, когда из двоих близнецов заболевал сахарным диабетом только один, а другой оставался здоровым. Даже при наличии факторов, предрасполагающих к развитию сахарного диабета 1 типа, заболевание может никогда не возникнуть, если человек не переболеет определенной вирусной инфекцией.

Аутоиммунные болезни (нападение иммунной системы организма на собственные ткани организма) - гепатит, волчанка и пр. также могут осложняться сахарным диабетом. В данном случае диабет развивается из-за разрушения клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин, клетками иммунной системы.

Переедание (повышенный аппетит), ведущее к ожирению является одним из основных факторов развития диабета 2 типа.

Уменьшив массу тела на 10% с помощью диеты и физических упражнений, возможно, значительно снизить риск развития диабета.

Диабет 2-го типа иногда возникает у детей и подростков, но обычно начинается после 30 лет и еще более распространен в старших возрастных группах. Так, диабетом 2-го типа больны приблизительно 15% людей старше 70 лет.

Повышенный риск имеется у некоторых расовых и культурных групп: у чернокожих и латиноамериканцев риск развития диабета 2-го типа в 2-3 раза выше. Кроме того, диабет 2-го типа нередко развивается у кровных родственников. Другие, менее распространенные причины сахарного диабета - диабет беременных, лекарственные препараты и яды, которые нарушают выработку инсулина или препятствуют его действию.

7. Симптомы

Первые симптомы сахарного диабета являются следствием высокого содержания сахара в крови.

Когда оно превышает 8,9-10 ммоль/л, глюкоза попадает в мочу. Если уровень сахара продолжает повышаться, почки начинают дополнительно выводить воду, что проявляется в усиленном образовании мочи, поэтому больной диабетом мочится большими порциями и часто (полиурия). Чрезмерное мочеотделение неизбежно вызывает и чрезмерную жажду (полидипсия). Поскольку с мочой теряется много калорий в виде глюкозы, человек худеет и испытывает повышенное чувство голода (полифагия). Другие симптомы сахарного диабета - снижение остроты зрения, сонливость, тошнота и утомляемость. Кроме того, люди, у которых диабет не компенсирован, более восприимчивы к инфекциям. Из-за выраженного дефицита инсулина больные диабетом 1-го типа почти всегда худеют до начала лечения. Больные диабетом 2-го типа обычно не теряют в весе.

При диабете 1-го типа симптомы начинаются резко и могут быстро прогрессировать.

Больные диабетом 2-го типа могут не иметь никаких симптомов в течение многих лет и даже десятилетий. Симптомы развиваются по мере того как усугубляется дефицит инсулина. Объем выделяемой мочи поначалу лишь не намного превышает нормальный, жажда мало выражена, но постепенно эти явления прогрессируют.

8. Диагностика

Диагноз сахарного диабета ставится на основании повышенного уровня сахара в крови. Этот анализ довольно часто делают здоровым людям, например при ежегодных диспансерных обследованиях или перед участием в спортивных состязаниях. Врач может назначить анализ крови на содержание сахара при наличии у больного таких симптомов, как повышенные жажда и мочеотделение или постоянное чувство голода, а также в тех случаях, когда у человека имеются факторы риска: наличие диабета у кого-то из родственников, ожирение, частые инфекции или любое из осложнений, сопутствующих диабету.

Анализ крови для измерения уровня сахара обычно берут после 8-часового голодания, то есть утром натощак, но иногда и после еды. Некоторое повышение содержания сахара в крови после еды нормально, но даже в это время оно не должно быть очень высоким. У людей старше 65 лет брать кровь для анализа лучше натощак, поскольку для пожилых людей характерно более значительное увеличение содержания сахара в крови после еды.

В некоторых ситуациях может быть назначен другой анализ крови - проба на толерантность к глюкозе - например, чтобы исключить диабет беременных у беременной женщины. Для проведения этого анализа человек сначала сдает кровь натощак (определяют уровень сахара в крови натощак), а затем выпивает специальный раствор, содержащий стандартное количество глюкозы. После этого ежечасно в течение последующих 2-3 часов кровь для анализа берут повторно.

9. Лаборатория «Определение уровня глюкозы (сахара) в моче»

В пробирку наливают 4 мл смешанного реактива и добавляют 2 мл «мочи». Доводят раствор до кипения. Желтая или оранжевая краска свидетельствует о положительной реакции.

Имитирующий раствор для определения глюкозы в моче

№ пробы

Определяемые вещества

Результаты

1

Глюкоза

2

Глюкоза

10. Осложнения

Повышенное содержание сахара в крови со временем приводит к повреждению кровеносных сосудов, нервов и других структур. Сложные химические соединения, содержащие сахар, откладываются в стенках мелких кровеносных сосудов, в результате чего стенки сосудов утолщаются и повреждаются. Из-за сужения просвета сосудов ухудшается кровоток, особенно кровоснабжение кожи и нервов.

Больные сахарным диабетом - в равной степени и мужчины, и женщины - заболевают атеросклерозом в 2-6 раз чаще, чем те, кто не страдает диабетом. Нарушение кровообращения в кровеносных сосудах приводит к осложнениям со стороны сердца, мозга, нижних конечностей, глаз, почек, нервов и кожи и замедляет заживление ран.

По всем этим причинам больные сахарным диабетом подвержены опасности многих отдаленных осложнений.

У них чаще случаются инфаркты и инсульты; вследствие повреждения кровеносных сосудов глаз может наступить потеря зрения.

 Из-за нарушения функции почек развивается почечная недостаточность, так что иногда требуется диализ (очищение крови с помощью особых аппаратов).

При повреждении нервов могут возникать расстройства чувствительности, покалывание, жжение или боль и слабость в руках и ногах. В результате повреждения нервов кожи повышается вероятность травм, поскольку снижается температурная или болевая чувствительность.

Плохое кровоснабжение кожи может быть также причиной образования язв; все раны заживают медленно. 

Язвы стоп иногда бывают очень глубокими, инфицируются и практически не заживают, что приводит порой к необходимости ампутации конечностей (гангрена).

Недавние исследования показали, что осложнения диабета можно предотвратить или отсрочить поддержанием нормального содержания сахара в крови. Течение болезни зависит также от других, пока не известных факторов, в том числе генетических.

11. Профилактика

Основной причиной диабета является ожирение. Снизить уровень сахара в крови помогут регулярные физические нагрузки, так как сахар употребляется мышечными массами, и как следствие он снижается. Физические упражнения напрямую воздействуют на содержание сахара в крови; за счет них часто можно уменьшить необходимую дозу инсулина.

В лечении сахарного диабета огромную роль играет диета.

Снижение лишнего веса и исключение продуктов мучное, сладкое, алкоголь, картофель, рис, свекла и морковь также снизят уровень сахара.

В целом больные диабетом должны по возможности ограничить прием сладкой пищи и питаться регулярно.

Многие больные диабетом 2-го типа, страдающие ожирением, могли бы обойтись без медикаментозной терапии, если бы им удалось похудеть и если бы они регулярно выполняли физические упражнения. Однако и избавление от лишнего веса, и физическая активность представляют известную трудность для большинства больных. Поэтому обычно необходима заместительная терапия инсулином или прием внутрь сахаро снижающих медикаментозных препаратов.

И все-таки самый надежный способ уменьшить содержание холестерина - контролировать уровень сахара в крови и вес тела.

12. Контроль и самоконтроль состояния организма при заболевании

Лечение сахарного диабета будет гораздо более успешным, если человек постоянно следит за уровнем глюкозы в крови

Контроль за содержанием сахара в крови - необходимая составная часть лечения сахарного диабета. На присутствие глюкозы можно проверять и мочу, но это не лучший способ контроля и коррекции лечения. К счастью, в наше время содержание сахара в крови можно легко измерить в домашних условиях.

Еще лучше и точнее такую оценку осуществляет специальный аппарат (глюкометр), при этом результат появляется на цифровом дисплее. Большинство аппаратов отслеживают время реакции и выдают результат автоматически. Подобные устройства имеют небольшие размеры (от ручки до пачки сигарет) и очень удобны.

Больные сахарным диабетом должны записывать результаты определения сахара в крови и сообщать их врачу (или медсестре), чтобы получить рекомендации по коррекции дозы инсулина или другого лекарственного средства. Некоторые больные учатся самостоятельно регулировать дозу по мере необходимости.

Глюкометр – рассмотреть принцип работы ( в наличии сам аппарат).


Заключение экспертной комиссии

об исследовании заболевания «Сахарный диабет»

Эксперты _________________________________________

1. Значение глюкозы для организма

Глюкоза – _____, ____________ вещество со _______вкусом, хорошо растворимое в ______.

В организме человека глюкоза содержится в ___________, в __________ и в небольших количествах во всех клетках.

Глюкоза является ценным_______________ продуктом.

Используют в ___________ как укрепляющее лечебное средство.

2. Описание заболевания:

СД –заболевание, при котором ___________уровень глюкозы (сахара) в крови по причине недостаточной выработки ___________ или уменьшения чувствительности клеток организма к инсулину.

Содержание сахара в крови утром натощак в норме составляет _____________(ммоль/л). Спустя 2 часа после приема пищи либо употребления жидкостей, содержащих сахар или другие угле воды, уровень сахара в крови у здорового человека должен быть ___________ммоль/л.

Гормон поджелудочной железы _________, контролирующего переработку глюкозы на уровне клеток и тканей организма.

Инсулин вырабатывается _________________________.

 

3. Виды сахарного диабета

          СД

4. Открытие инсулина

196___ -196___ гг. первый синтез белка ___________.

Строение установлено лишь примерно за 10 лет до этого

5. Статистические данные

Сахарный диабет встречается примерно у _____% населения. У детей частота сахарного диабета ниже: _____%. Ежегодно число больных сахарных сахарным диабетом увеличивается на ______%. На 2000 год в мире насчитывалось более_______ млн. больных сахарным диабетом. В настоящее время число больных сахарным диабетом превышает _______млн.

6. Причины возникновения

____________инфекции:- краснуха, вирусный паротит (свинка), ветряную оспу, вирусный гепатит и т.п.

________________фактор. 

Аутоиммунные болезни (нападение иммунной системы организма на собственные ткани организма) - ___________, волчанка и пр.

________________ (повышенный аппетит),

Диабет беременных, лекарственные препараты и яды.

7. Симптомы

  1. -усиленное образование мочи, - чрезмерная __________, - снижение ___________ зрения, - сонливость, тошнота, - утомляемость

8. Диагностика

  1. Повышенный уровень сахара в крови – ____________
  2. Повышенный уровень сахара в моче – _____________

9. Лаборатория «Определение уровня глюкозы в моче»

В пробирку наливают 4 мл смешанного реактива и добавляют 2 мл «мочи». Доводят раствор до кипения. ___________или оранжевая краска свидетельствует о положительной реакции.

10. Осложнения

Повреждение ______________ сосудов – инфаркты, инсульты. Повреждение нервов – снижение чувствительности. Потеря зрения. Почечная недостаточность. Язвы. Гангрена __________

11. Профилактика

-

-

12. Контроль и самоконтроль состояния организма при заболевании

Контроль за содержанием _________________в крови

Прибор _______________


УКАЗ

МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проблеме сахарного диабета на территории Российской федерации

В связи с тем что ежегодно увеличивается количество заболевших сахарным диабетом

п о с т а н о в л я ю:

  1. Изучить физиологическую роль глюкозы в организме.
  2. Изучить причины возникновения сахарного диабета (СД).
  3. Найти методы профилактики данного заболевания.
  4. Рассмотреть методы лечения сахарного диабета.

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

на базе МОУ СОШ № 5 г. Алзамая образовать научно-исследовательскую лабораторию по изучению причин возникновения  и способах лечения сахарного диабета.

Москва, Кремль

10 декабря 2011 года

№ 1005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины и их роль в организме человека.

Конспект урока в 8 классе по теме: "Витамины"...

Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...

Доклад на тему: "Роль музыки в развитии человека, его психических и физиологических качеств"

Данный материал будет пригоден как для учащихся музыкальных учебных вузов, так и для педагогов, работающих в сфере музыкального образования....

Общие понятия о макроэлементах, их роль и влияние на организм человека

Общие понятия о макроэлементах, их роль и влияние на организм человека...

Презентация " Физиологическое действие спиртов на организм человека"

Цель. Задачи . Описание истории. Воздействие этилового и метилового спиртов на организм. Проведение опыта " Свертывание или денатурация белка" выполняет ученица....

Роль гормонов в организме человека.Открытый урок по биологии 8 класс

Тема:Роль гормонов в организме человека.Цель: Определить значение желез секреции в организме.Создать условия  для формирования представления  о  гормонах, механизмах  действия...