Урок по химии "Алюминий"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Михайлова Лилия Алексеевна

 

Пояснительная записка

        Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения можно проводить и с учащимися 11 класса, по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении  методических приёмов ТРКМ (технологии развития критического мышления).

        В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система  разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и способствует повышению мотивации в изучению предмета. Важными в данном занятии являются самоконтроль  и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную  образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями.   Урок имеет много дидактического материала, содержащего иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

        Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изучения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

       Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний  может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

Цели и задачи:

Образовательная– выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить  обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;

Развивающая– развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

Воспитательная– воспитание  положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока– применение знаний по теме.

Оборудование:алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевая кружка и ложка.

На каждом столе у учащихся– набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, спиртовка, держатель, пробирки, спички.

Схема урока:

1.    Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная загадка», составление рассказа, решение анаграмм, игра «Верите ли вы?»;

2.    Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, заданий на нахождение  соответствия реагентов и продуктов реакции, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;

3.    Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание – рекламное объявление  об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alyuminiy.docx106.49 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по химии в 9 классе

«Алюминий и его соединения»

Пояснительная записка

        Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения можно проводить и с учащимися 11 класса, по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении  методических приёмов ТРКМ (технологии развития критического мышления).

        В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система  разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и способствует повышению мотивации в изучению предмета. Важными в данном занятии являются самоконтроль  и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную  образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями.   Урок имеет много дидактического материала, содержащего иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

        Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изучения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

       Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний  может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

Цели и задачи:

Образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить  обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;

Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

Воспитательная – воспитание  положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока – применение знаний по теме.

Оборудование: алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевая кружка и ложка.

На каждом столе у учащихся – набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, спиртовка, держатель, пробирки, спички.

Схема урока:

  1. Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная загадка», составление рассказа, решение анаграмм, игра «Верите ли вы?»;
  2. Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, заданий на нахождение  соответствия реагентов и продуктов реакции, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;
  3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание – рекламное объявление  об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.

Ход урока

1 стадия.

1 задание – «Что объединяет изображения?»

Правильный ответ – алюминий.

2 задание – решите анаграммы  и исключите лишнее.

ЛЕРУОГД                                     - углерод

НМИЙЕКР                                    - кремний

ИКСОЛОДР                                  - кислород

ДДРОООВ                                    - водород

ЛЙМИНИАЮ                               - алюминий

Правильный ответ – алюминий (остальные элементы – неметаллы). Откуда появилось его название? (Алюмен – в переводе с лат. – квасцы, которые  в древности использовали для крашения тканей).

3 задание – Игра «Верите ли Вы, что..»                                                                            

  1. Алюминий – один из 7 металлов древности?

Рука философа содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренную соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огне). По легенде некий изобретатель  преподнес своему  повелителю чашу из металла – лёгкого, не похожего на серебро. История закончилась плачевно: изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но скорее всего, эта история не более, чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.

  1. Есть  то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?

Объединяют не только одинаковые территории, но еще и бурые бокситы. Однако, Франция так и не стала главной бокситовой державой, зато Коми превратилась в сокровищницу для алюминиевой промышленности России.

  1. Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?

Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи.

  1. Алюминиевая посуда – признак низкого достатка?

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так ка этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм где и накапливается. А в XIX веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной.

  1. После окончания школы за отличную учебу и поведение вас могут премировать алюминиевой кружкой?

Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных металлов. К примеру,  Д.И. Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли еще более дорогой подарок, чем все предыдущие, - чашу из алюминия.

2 стадия.

Учитель: какова же тема нашего урока? (Учащиеся назовут «Алюминий и его соединения»). А я хочу назвать урок «Номер 13! Счастливый или нет?».

Почему же я дала такое название? (Учащиеся говорят, что порядковый номер алюминия в ПСХЭ – 13, с таким числом связаны суеверия.)

Учитель: Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. Перечислите их. (Плотность, электропроводность, пластичность, распространенность в земной коре).

Какими же химическими свойствами он обладает?

Простые вещества (неМе)

 Al

+ сложные вещества

Вопрос к учащимся: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов? (Взаимодействие со щелочью).

В подтверждении химических свойств алюминия выполните лабораторный опыт: взаимодействие алюминия с кислотой и щелочью, обнаружение выделяющегося водорода.

Задание 1. Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

  1. Al+O2                                 А       AlCl3+H2
  2. Al+H2O                              Б       AlCl3
  3. Al+Cl2                                       В       AlCl3+H2О
  4. Al+HCl                                Г       AlCl3+Hg
  5. Al+NaOH                            Д      AlCl3+HgCl3
  6. Al+HgCl2                                         E        NaAlO2+H2
  7. Al+Fe2O4                                        Ж     Al(OH)3+H2

                                                         З      Al(OH)3+Na

                                             И      Al2O3+Fe

                                             К       Al2O3

Для самопроверки:

1

2

3

4

5

6

7

к

ж

б

а

е

д

и

Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства (реагирует с кислотами и щелочами).

«Амфос» - в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями. Вспомните их. (Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и на воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).

Химические элементы  образуют генетические ряды.

Задание 2. Восстановите деформированный текст, представляющий собой генетические ряды металлов, неметаллов амфотерного элемента:

  1. Ме…Ме(ОН)nМеКо
  2. неМенеМе2ОnМеКо
  3. АЭАЭ2О3АЭ(ОН)n

Генетический ряд алюминия выглядит следующим образом:

                                                    +HCl

                                          AlAl2O3Al(OH)3                 

                                                                          + NaOH

После обсуждения возможных превращений алюминия делаем вывод, что перевести его в состав катиона можно, подействовав раствором кислоты, в состав аниона – раствором щелочи.

Проблемный опыт: математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых  сумма не меняется. А вот в химии это не всегда справедливо. Убедимся в этом, меняя порядок приливания растворов. В первом случае к раствору сульфата алюминия прилейте по каплям раствор щелочи, а во втором – наоборот. Видим в первом случае выпадение осадка, а во втором осадка нет. Чем это можно объяснить?

Учитель: А в каком виде встречается алюминий в природе – в свободном виде или в виде соединения?

(Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находится в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо).

Учитель: Предлагаю посетить минералогический музей, в котором представлены природные соединения алюминия – корунд, рубин, сапфир. Их производные – лунный камень, лазурит, сапфир, аквамарин, бирюза.

Задание 3. На концентрацию внимания. Напишите название любого из этих минералов, произнося в слух буквы в обратном порядке.

Учитель: Предлагаю вам оценить потребительские качества алюминия. Современная телевизионная реклама утверждает, что самая цивилизованная упаковка алюминиевая. Почему? Оцените достоинства и недостатки, а так же предложите способы ее стандартного и нестандартного применения (Задание развивает нестандартное мышление).

Учитель: А чем хорош алюминий в строительстве? В результате «мозгового штурма» приходим к выводу, что применение алюминия в строительстве обусловлено  основными физико-механическими  и технологическими свойствами этого металла.

  1. Высокая технологичность;
  2. Высокая коррозионная стойкость;
  3. Долговечность;
  4. Архитектурная выразительность;
  5. Малая плотность при удовлетворительной  прочности;
  6. Надёжность работы при низких температурах;
  7. Отсутствие искрообразования;
  8. Рециклинг (наиболее эффективный вид сырья для вторичной переработки).

3 стадия.

Графический диктант (+-)

Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде

2

Легкий металл

3

Реагирует и с кислотами и со щелочами

4

Подвергается коррозии

5

Восстанавливает металлы из оксидов

Самопроверка

Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде

+

2

Легкий металл

+

3

Реагирует и с кислотами и со щелочами

+

4

Подвергается коррозии

-

5

Восстанавливает металлы из оксидов

+

Письменное задание: Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопрос для интервью у алюминия. (Вопросы задаются одноклассникам).

Домашнее задание: обязательная часть – составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия;

Индивидуальная часть – на основе самоконтроля и самопроверки составьте перечень вопросов для работы дома.

Анализ проведённого занятия.

            Урок проводился в 9 классе. В классе 16 человек. Данная группа учащихся занимается по традиционной программе. Непроизвольное внимание у учащихся становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у  школьников эмоциональное восприятие. Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания по предмету. Проведение занятия построено на применении технологии развития критического мышления.

         В ходе занятия достигались поставленные цели. Главной на уроке была обучающая цель. Следовательно, содержание учебного материала отобрано в связи с этой целью. На уроке материал был усвоен на довольно высоком уровне,  весь материал урока основан на использовании жизненного опыта учащихся, актуализации уже имеющихся знаний. Это способствовало развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, повышению мотивации к изучению химии. Данный урок включает разно уровневые и разнохарактерные задания, что позволяет реализовать так же и личностно-ориентированный подход.

       Все компоненты триединой дидактической цели на каждом этапе работали в равной степени и были выполнены полностью.

       Наиболее оптимальной формой организации урока я считаю фронтальную работу с учащимися.

        В ходе урока было применено несколько форм организации учебного материала и методов обучения. Весь материал данного урока подобран с учетом психологических особенностей детей данного возраста.

        Я думаю, что урок прошел интересно. Ребята работали активно, был задействован каждый ребенок. Темп урока был оптимален для учащихся 9 класса.       Один вид деятельности переходил в другой. На протяжении всего урока контролировала работу учащихся.
        Домашнее задание непосредственно связано с содержанием урока, состоял из обязательной и индивидуальной частей. Весь урок ребята заинтересованно работали, царила атмосфера доброжелательности. На мой взгляд, урок достиг триединой дидактической цели, дети чувствовали себя комфортно, им было интересно, и каждый мог проявить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...