Внеклассное мероприятие по теме: "Химический элемент"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

повторение и закрепление знаний в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_po_himii.doc65.5 КБ
Office presentation icon vneklassnoe_zanyatie.ppt318 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по химии

 для 8-х классов.

Тема занятия:  «Химический элемент»

Цель:  закрепить и повысить знания по химии в игровой форме.

Задачи урока 

I. Образовательные.

1. Повторение темы «Химический элемент».

2. Закрепление умения пользоваться периодической системой элементов, находить по таблице элементы и соответствующие относительные атомные массы

3. Закрепление основных понятий: элемент, атом, молекула, смесь, простые вещества, сложное вещество, смесь, индекс, коэффициент, Аr, Мr.

4. Умение вычислять массовую долю элемента в соединении.

II. Воспитательные.

1. Умение работать в коллективе, решать вместе поставленную задачу.

2. Такое занятие развивает командный дух и активность всех участников. Объединяет учащихся, учит работать вместе на достижение поставленной цели.

III. Развивающие.

Проводимое мероприятие, кроме закрепления знаний  насыщено новой информацией об ученых-химиках и их открытиях, а также содержит занимательные задания, что увеличивает интерес учащихся; позволяет применить знания, полученные на уроке химии.

Ход занятия:

Ребята сегодня у нас необычное занятие, а соревнование между двумя классами 8 «а» и 8 «б». Сегодня мы узнаем, кто же быстрее и лучше разбирается в химии. Всего в  нашей викторине будет пять заданий. За каждое задание команда получает определенное количество баллов. Та команда, которая получит большее количество баллов и станет победителем.

Итак, начнем. Для начала каждая команда должна придумать себе название. Пусть оно будет химическим.

                   

Актиноиды

(8 «а»)

ν «ню»

(8 «б»)

 Итак, первый конкурс называется «Конкурс загадок». Я буду читать вопросы, а вы должны будете угадать, о каком химическом элементе идет речь. Не кричим, поднимаем руки. За каждый правильный ответ команда получает карточку «один балл».

1. Конкурс загадок.

1.        Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон)

2.        Какой неметалл является лесом? (бор)

3.         Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

4.         Какой элемент вращается вокруг  Солнца? (уран)

5.        Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)

6.         Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»? (водород, кислород, углерод)

7.        В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром)

8.        От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)

9.        Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)

Следующий конкурс «Отгадай ученых-химиков».

Я раздаю вам карточки, где зашифрованы пять фамилий ученых-химиков. Вы должны пользуясь периодической системой Менделеева угадать фамилии этих ученых. Та команда, которая первая и правильно справится с заданием, получает пять баллов, соответственно другая команда получает столько баллов, сколько фамилий было отгадано правильно за то же время.

2. Даны символы химических элементов. Если правильно определить русские названия этих элементов, то из букв, порядковый номер которых указан в скобках, получатся фамилии известных ученых-химиков:

1.As(1)  Ru(4)  Pb(4)  Cd(3)  Tc(2)  Au(3)  Ag(2)  Rf(2)  Bi(1)

2.Mn(2) W(1)  Co(2)  Hf(1) Ti(4)  Rh(3)  Zr(3)  Sn(5)

3.Te(3)  I(2)  Os(3)  Ar(4)  Re(3)  Cr(3)  At(2)  Po(4)  V(1)

4.Ra(3)  Cd(2)  Mo(3)  Cu(4)  Bi(6)  Bh(2)  Se(5)

5.Db(3)  Bh(2)  In(5)  Tl(3)  Ni(6)

А теперь мы расскажем немного об этих ученых-химиках:

Ребята рассказывают заранее приготовленные рефераты.

Менделеев  Дмитрий Иванович

(8.02.1834- 2.02.1907)

Великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог.

Менделеев создал уравнение состояния идеального газа, разработал технологию получения бездымного пороха, открыл Периодический закон и предложил Периодическую систему химических элементов, написал лучший для своего времени учебник химии.

Автор первого русского учебника «Органическая химия» (1861 г.). Работая над трудом «Основы химии», открыл (февраль 1869 г.) один из фундаментальных законов природы - периодический закон химических элементов. Развил (1869-1871 гг.) идеи периодичности, ввел понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе исправил значения атомных масс многих элементов (бериллия, индия, урана и др.). Предсказал (1870 г.) существование, вычислил атомные массы и описал свойства трех еще не открытых элементов  «экаалюминия» (открыт в 1875 г. и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 г. и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 г. и назван германием).

Занимался вопросами химизации сельского хозяйства. Совместно с     И.М.Чельцовым принимал  участие (1890-1892 гг.) в разработке бездымного пороха. Создал физическую теорию весов, разработал конструкции коромысла, точнейшие методы взвешивания.

Авогадро Амедео.

(9.08 1776 – 09.07. 1856)

  Итальянский физик и химик, член Туринской академии наук                    (с 1819 г.) и 1834 – 1850 гг. - профессор физики Туринского университета. 

  Научные работы относятся к различным областям физики и химии.

В 1811 г. заложил основы молекулярной теории, обобщил накопленный к тому времени экспериментальный материал о составе веществ.

Открыл (1811 г.) закон, согласно которому в одинаковых объемах газов при одинаковых температурах и давлениях содержится одинаковое количество  молекул (закон Авогадро).          

          Именем Авогадро названа универсальная газовая поcтоянная – число молекул в 1 моль идеального газа.         \

  Создал (1811 г.) метод определения молекулярных масс, посредством которого по экспериментальным данным других исследователей первым правильно вычислил (1811-1820 г.) атомные массы кислорода, углерода, азота, хлора и ряда других элементов.

   Установил количественный атомный состав молекул многих веществ (в частности, воды, водорода, кислорода, азота, аммиака, оксидов азота, хлора, фосфора, мышьяка, сурьмы), для которых он ранее был определен неправильно.

Ломоносов Михаил Васильевич

(19.11. 1711-15.04. 1765)

  Русский ученый, академик Петербургской Академии наук.          

  Творческая деятельность Ломоносова отличается как исключительной широтой интересов, так и глубиной проникновения в тайны природы. Его исследования относятся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии. Результаты этих исследований заложили основы современного естествознания. Ломоносов обратил внимание (1756 г.) на основополагающее значение закона сохранения массы вещества в химических реакциях; изложил (1741-1750 гг.) основы своего корпускулярного (атомно-молекулярного) учения, получившего развитие лишь спустя столетие. Он впервые высказал мнение о том, что тела состоят из «корпускул», а те в свою очередь из «элементов»; это соответствует современным представлениям о молекулах и атомах. Изучал жидкое, газообразное и твердое состояния тел. Изучал растворимость солей при разных температурах.

 Был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые он употреблял для создания мозаичных картин. Изобрел фарфоровую массу. Первым из русских академиков приступил к подготовке учебников по химии. Создал основы современного русского литературного языка. Был поэтом и художником. Написал ряд трудов по истории, экономике, филологии.

Именем Ломоносова названы Московский университет, Московская Академия тонкой химической технологии, город Ломоносов. АН СССР учредила Золотую медаль им. М.В. Ломоносова за выдающиеся работы в области химии и других естественных наук.

Роберт Бойль

(25.01. 1627-30.12. 1691)

Родился в Ирландии, жил в своем имении в Столбридже и проводил там свои химические исследования в течение 12 лет. В 1660 году он открыл закон изменения объема газов с изменением давления.  Который был впоследствии назван законом Бойля-Мариотта: независимо от Бойля этот закон сформулировал французский физик Эдм Мариотт.

Дал первое научное определение химического элемента, как предела разложения вещества на составные части.

А в 1661 году Бойль формулирует понятие о «первичных корпускулах» как элементах и «вторичных корпускулах» как сложных телах.

Также дал объяснение различиям в агрегатном состоянии тел.

Джон Дальтон

(06.09. 1766-27.07. 1844)

Английский химик и физик. Проводил метеорологические наблюдения, исследовал цвет неба, природу тепла, преломление и отражение света. В результате создал теорию испарения и смешения газов. Описал дефект зрения, названный впоследствии дальтонизмом. Выдвинул и обосновал теорию атомного строения. Составил первую таблицу относительных атомных масс водорода, азота, углерода, серы, фосфора, приняв за единицу атомную массу водорода.

Переходим к следующему конкурсу.

Вам необходимо вставить пропущенные слова. Используются все перечисленные слова, при этом некоторые из них несколько раз.   Высшая оценка за конкурс – пять баллов.

3.Вставьте пропущенные слова: элемент, атом, молекула, смесь, простые вещества, сложное вещество, смесь, индекс, коэффициент, Аr, Мr.

Воздух – это …             газов, в основном азота и кислорода. В данном случае азот и кислород – это  …

           …             азота состоит из двух …

        …            азота также входит в состав азотной кислоты.

Азотная кислота – это …

   …           азота равна 14.      …       азота равна 28.

Запись 2N2  означает -   две  …                  азота, каждая из которых состоит из двух…                  

Двойка, стоящая перед символом …  называется                                                                                 …                      а двойка справа внизу - …

Для следующего конкурса необходимо выбрать капитанов команд. Они садятся отдельно и решают следующую задачу:

4. Вы нашли два ведра. В одном из них  1 кг нитрата серебра (AgNO3), а в другом -столько же хлорида серебра (AgCl). Взять вы можете только одно ведро. Какое ведро вы возьмете, чтобы получить больше серебра?

Команда, капитан которой правильно и  первым решит задачу, получает пять баллов.

В это время остальные участники команд переходят к следующему конкурсу. Здесь, пользуясь таблицей, необходимо найти элементы, о которых идет речь, и последовательно соединить точки с названиями элементов. При этом получится обозначение элемента - химический символ. Какого? Команда, допустившая меньше ошибок, получает пять баллов, вторая – три.  

5. Отгадай элемент, соединив точки в следующей последовательности:

  1. Самый легкий элемент
  2. Элемент в 3 раза тяжелее Бериллия.
  3. Элемент в 2 раза легче  Титана.
  4. Элемент в 4 раза легче Стронция.
  5. Элемент в 2 раза тяжелее Олова
  6. Элемент в 2 раза тяжелее Кислорода.
  7. Элемент в 2 раза легче Брома.
  8. Элемент в 2 раза легче Молибдена.
  9. Элемент в 2 раза легче Рения.    
  10. Элемент в 3 раза тяжелее Серы.
  11. Элемент в 10 раз легче Сурьмы.
  12. Элемент в 3 раза тяжелее Галлия.
  13. Элемент в 3 раза легче Платины.
  14. Элемент в 2 раза легче Молибдена.

По итогам пяти конкурсов победила команда …. Все участники викторины получают отличные отметки.

Я считаю, что вы – молодцы. Сегодня вы очень  удачно проявили свои знания  химии.  Было очень весело  и интересно. Вы узнали что-то новое для себя.  Я надеюсь, что и вам наша викторина понравилась, и в дальнейшем вы с удовольствием будете участвовать в подобных мероприятиях.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Веселые старты с элементами счета"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты с элементами счета" для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида....

сценарий внеклассного мероприятия интеллектуальная игра "Химические элементы"

Буду рада , если мой сценарий поможет в проведении внеклассного мероприятия, предметной недели по химии...

Внеклассное мероприятие на тему: "Химический элементарий"

Игра-путешествие в страну "Химический элементарий" помогает закрепить с учащимися знания о символах и названиях химических элементов....

План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс)

План-конспект внеклассного мероприятия по математике с элементами экономики (5 класс) по теме "В отделении Сбербанка"....

Внеклассное мероприятие по химии в 9 классе по теме "Химический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие по химии в 9 классе по теме "Химический калейдоскоп"...

Внеклассное занятие по теме: "Химические приключения в мифологическом государстве".

Внеклассное занятие по теме: «Химические приключения в мифологическом государстве». Это мероприятие проводят старшеклассники для учащихся 5-6 классов. Цель. Формирование устойчив...

Внеклассное мероприятие по химии Тема. Химический бой эрудитов.

Цель:   развивать познавательный и позитивный  интерес к предмету химии, а также определить  уровень и глубину знаний по предмету....