Внеклассное занятие по теме: "Химические приключения в мифологическом государстве".
учебно-методический материал по химии (6 класс) на тему

Емельянова Галина Владимировна

Внеклассное занятие по теме: «Химические приключения в мифологическом государстве».

 

Это мероприятие проводят старшеклассники для учащихся 5-6 классов.

 

Цель. Формирование устойчивого интереса к предметам химия,  литература

-развитие у учащихся научного мировоззрения;

- формирование практических навыков концентрировать внимание, наблюдать эксперимент, делать выводы, работать в команде.

 

Задачи мероприятия:

-познакомить учеников с незнакомой еще пока для них наукой –  химией.

-заинтересовать значением и перспективами химической науки, через демонстрацию опытов.

-познакомить учащихся с мифологическими героями.

 

Планируемые результаты:

Личностные:
•осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
•объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
Метапредметные:

Познавательные:

  • нахождение и использование нужной информации;
  • высказывание на основе собственного понимания;
  • умение приводить доказательства и  делать выводы.
  • самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем

творческого и поискового характера

Регулятивные:

  • понимание учениками того, что узнали, увидели, сделали.

Коммуникативные:

  • умения взаимодействовать с педагогом и одноклассниками;
  • умения правильно подбирать лексику для речевой ситуации;
  • умения уверенно отстаивать свое мнение
     

Учитель: Тема нашего занятия « Химические приключения в мифологическом государстве».

 

 Какие новые понятия Вы видите?  Какие ассоциации вызывают у Вас эти слова, составим кластер.  (Химия)

А чтобы разобраться с мифологией Мы с играем в игру.

Игра «Третий лишний»

1)      Иван-Царевич, Василиса Премудрая, Купава.

2)      Серый Волк, Лель, Сестрица Алёнушка.

3)      Ярило, Гуси-лебеди, Семеро козлят.

4)      Емеля- дурак, Берендей, Царевна-несмеяна.

5)      Аспид, Финист - Ясный Сокол, Белая уточка.

6)      Ховрошечка, Сивка-бурка, Леший.

- Почему эти герои лишние?

Сегодня Мы совершим путешествие в мифологическое царство,  в пути нас встретят герои славянских мифов, которых ждут химические приключения, а Вы поможете им преодолеть все трудности.

           - И так в путь !!!

Сказочник – начинает свой рассказ (учащиеся 9 класса)

Хорошо жилось в Мифологическом государстве, пока не увлеклись его жители химическими экспериментами. И все вездесущая Купава, дочь царя  Берендея. Где ни появится она – везде шум, треск, веселье да удивление. И всем нравится, и все довольны.  И помощник ей сыскался – друг ее – Лель. Надоели эти фокусы злой Зиме, и решила она избавиться от веселой Купавы и заодно навести тишину в  Мифологическом государстве, а еще и отомстить царю Берендею за то, что когда-то выбрал в жены не её, а скромную девушку Ладу. Взяла Зима да и украла Купаву, заморозила ей сердце. Сразу стало скучно в государстве, пусто, невесело. И решил Лель пойти выручать свою подругу, да и царь Берендей уж очень просил об этом.

 

 Пошел Лель  лесами дремучими, горами высокими, реками глубокими, полями широкими.… Стоит Лель в чистом поле и вдруг слышит, кто-то его кличет, оглянулся – никого нет, а голос слышится.

     - Да кто ты есть, покажись! – просит Лель

     - Я Житный дед, как ты оказался добрый молодец в моих владениях? Расскажи мне, что тебя привело сюда, на мое поле?

     - Эх, дед, это долгая история, но так и быть, расскажу тебе про свою беду, может, ты мне чем-нибудь и поможешь.

 И поведал Лель свою печаль Житному деду. Выслушал Житный дед и говорит: « Помогу тебе, но ты отгадай мою загадку. Скажи, какие есть берега, и какие  есть реки в нашем сказочном государстве?»

 Думал, думал Лель и вспомнил. (молочные реки, кисельные берега)

Я даже в дорогу немного взял, хочешь откушать,  я поделюсь с тобой.

Опыт 1. Получение молока и киселя.

Сказочник

Обрадовался Житный дед и показал Лелю дорогу, которая вела в царство Зимы. А еще дал он Лелю заветную грамоту для своей  младшей сестры Русалочки 

Оказался Лель в лесу, жутко, холодно ему, но идет, духа не теряет. Вдруг слышит, кто-то песни поет: « Что это такое? Кто это песни в лесу распевает так печально?» И пошел Лель на голос. Видит, стоит большая Ива, склонившая свои ветви к воде, а на ветке сидит молодая девушка – русалка.

« Добрый Лель, подойди ко мне, тяжело, грустно мне одной здесь, а вдвоем будет веселее»

- Нет,  - говорит Лель. – Прости меня, не могу с тобой остаться, надо спасать мою Купаву, пока она совсем не замерзла» да и привет от брата я тебе принес.

- Ну-ка, ну-ка, что там братец пишет?

Опыт2. Проявление надписи. (Русалка, помоги Лелю)

Сказочник

- А что случилось- то?

И рассказал юноша о своей беде.

 - Жаль, девушку. Но я так и быть помогу тебе, только ответь на один мой вопрос, который давно меня волнует. Не знаешь ли ты, кто из поэтов посадил меня на дерево?

Лель думал, думал, да и вспомнил, открыл Русалке тайну. (Это А.С.Пушкин)

- Спасибо тебе, Лель. Ступай лесом дальше, никого не бойся. Кто бы тебя ни останавливал, будь тверд – дело твое верное.

Поблагодарил Лель Русалку и дальше зашагал. Темнеет в лесу, ветер свистит, сучья ломает, страшно Лелю, но он идет, не отдыхая…

Вдруг кто-то закричит, за аукает, засвистит.

« Чую человеческий дух, вот будет мне потеха.»

Встал Лель и видит перед собой Лешего. Оброс он мхами и лишаями, глазами сверкает, носом крутит, руками машет.

-Эх, ты, Леший – проказник, только и умеешь людей пугать. А ты бы лучше спросил у меня , как я оказался в такой час в этой глухомани. А ты – потеха будет!

Стыдно стало Лешему, что он так поступил.

- Ну ладно, выкладывай, что такое у тебя случилось.

И рассказал ему Лель все без утайки: и про Купаву, и про химию, и про Зиму и про Житного деда и Русалку.

- Видишь, Леший, они мне помогли. Неужели ты не поможешь? Спроси, что хочешь. Думал Леший и говорит:

-Скажи, Лель, а как зовут мою самую лучшую подругу? Я  для нее тоже сделал бы все, если бы она попала в беду. Имя ее я храню в тайне. Сумеешь ли отгадать?

- Вот это задачка, - подумал Лель. – Что же делать? Кто его подруга?

А время идет… Думал, думал, да и сказал:

-Наверно, это Кикимора.  А, хочешь я и покажу тебе ее в моем волшебном  она там как живая.

-Она, она родная – заголосил Леший. Спасибо тебе, Лель.

Опыт 3. Дым без огня (палочка с дымом)

Сказочник

А ты ступай прямо, там будет поляна со старым дубом. А на ней мой старый друг живет. Он тоже тебе поможет.

И пошел наш герой дальше. Надо ведь выручать Купаву. Шел через овраги, берегами шел, опять полянами и снова попал в лес. В лесу тихо-тихо. Стало подозрительно Лелю, но идет, шага не сбавляет. Вдруг слышит (какое?)  шипение. Смотрит снова сосна, а в ней дупло, а оттуда – шипение. И показалась из дупла невиданная доселе змея.

Опыт 4. Змея

-Кто это? – думает Лель. – Эй, покажись, хватит меня пугать, мне Купаву выручать надо, да ты пугаешь.

Вылез из дупла Аспид и стал жаловаться:

-Эх, Лель, скучно мне, надоело делать черные дела. Хочу добро делать.

-Так помоги мне!

-Да, что случилось? – поведай.

И уж в который раз Лель рассказал свою историю.

-Помогу, помогу тебе, Лель. Сам не люблю эту страшную Зиму.

 - Спасибо тебе, добрый Аспид.

-Ну уж и добрый.  Я не всегда такой добрый. Скажи мне, Лель, а что про меня в народе говорят?  Задумался Лель и обратился за помощью . (пословицы) Вот это интересно! Буду знать теперь о себе всё. Спасибо тебе.

   Садись на меня, вмиг домчу.

Сказочник

Сел Лель к Аспиду на спину и не успел ахнуть, как оказался на лесной лужайке. Поблагодарил Аспида и пошел дале.

Вдруг видит – Растет гриб небывалого размера.

- Это что такое? – думает Лель.

Подошел, потрогал, а гриб и говорит:

- Не бойся меня, добрый молодец. Я  - Боровичок – царь грибов. Знаю про твою беду, дам тебе совет. На рассвете будет всходить Ярило – Красное Солнышко. Только он поможет тебе, его одного боится Зима. Проси, чтобы Ярило растопил сердце Купаве и спас ее от лютой смерти.

Поблагодарил Лель Боровичка и шагу прибавил. Спешит, боится, что может не поспеть. Но успел к сроку, застал момент, когда Ярила выезжал на своей колеснице из ворот небесного царства.

 -Батюшка Ярило, задержись на минутку, дай слово сказать.

- Что такое, Лель? Чего ты хочешь? Говори скорее, времени мало!

Поведал Лель обо всем Яриле – Солнцу.

-Непорядок, опять Зима чудит. Но не быть этому. Садись ко мне в колесницу.

И помчались Лель с Ярилой , скоро достигли они царства Зимы. Холод, метель, снег, ветер, но выпустил Ярило свои лучи живительные – и сразу  все улеглось и утихло.

Нашли они Купаву в ледяном дворце, холодную, бледную, замерзающую, ничего не понимающую. Сердце у неё заморожено,вся холодная неживая,бледная сидит,вот-вот умрёт.

 -  Нет, красавица, рано умирать, жить будем!- сказал Ярило.

Дохнул  раз да два – порозовела Купава, глаза открыла, дохнул третий раз – встала на ноги.

Опыт 5. «Замороженное сердце»

Чтобы сердце растопить нужно….(загадки об огне, солнце)

Если правильно все назовете,  то от загоревшегося костра растопиться сердце прекрасной Купавы

Опыт 6. «Костер»

- Где я? Что со мной? – удивлялась Купава

Рассказал ей Лель обо всем.

-Торопиться надо, дети мои, меня своя работа ждет, да и вам пора в Мифологическое царство, отец заждался. Сели в колесницу и не успели глазом моргнуть, как оказались у себя на родине.

- Спасибо, Ярило, за помощь, за отзывчивость твою. Никогда не забудем твоей доброты.

И стало в Мифологическом государстве все по-прежнему: весело, интересно и здорово!

 И химией стали увлекаться еще больше.

Закрепление:

 

 

 

Описание опытов.

1. Опыт 1 «Молоко из воды».

В одном химическом стакане – раствор хлорида бария, в другом – раствор сульфата натрия. Одновременно перелить два раствора в колбу – образуется белое «молоко». Через некоторое время происходит осаждение образовавшегося сульфата бария, поэтому колбу с «молоком» надо после демонстрации опыта убрать.

Опыт 2 «Кисель».

В один химический стакан налить канцелярский клей (силикат натрия), слегка разбавленный водой; в другом химическом стакане – концентрированный раствор хлорида кальция с каплей фенолфталеина. Слить два раствора в колбу и энергично перемешать стеклянной палочкой. Раствор окрашивается в малиновый цвет и густеет.

2. Опыт 3 «Проявление надписи  (Русалка ,помоги Лелю)

Предварительно, например за сутки, на листе фильтровальной бумаги кисточкой, смоченной разбавленным раствором сульфата меди(II), cделать надпись «Помоги!». После высыхания надпись практически не видна. Надпись проявляется кисточкой, смоченной раствором аммиака.

3. Опыт 4 «Дым без огня».

Взять два химических стакана. В один из них налить несколько капель 25%-го раствора аммиака, а в другой – несколько капель концентрированной соляной кислоты (будьте осторожны!). Поднести стаканы друг к другу. Произойдет выделение белого дыма.

4. Опыт 5. «Змея»

3, 4 чайных  ложки песка, сделать углубление. Песок пропитать аптечным спиртом.  Готовят смесь из 1чайной ложки сахарной пудры и ¼ чайной ложки питьевой соды. В углубление высыпают смесь и поджигают, с начало образуются шарики, черная жидкость, а потом Змея.

5. Опыт 6. «Замороженное сердце»

Заморозить подкрашенную красками воду в виде сердца.

 

Пословицы

Сколько змею не держи, а беды от нее жди.

Выкормил змейку на свою шейку.

Отогрел змею за пазухой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист к внеурочному занятию

«Химические приключения в мифологическом государстве».

 

Задание 1. Какие ассоциации вызывают у Вас  слова химия, миф. Составьте кластер.

Задание 2. Игра «Третий лишний»

1)      Иван-Царевич, Василиса Премудрая, Купава.

2)      Серый Волк, Лель, Сестрица Алёнушка.

3)      Ярило, Гуси-лебеди, Семеро козлят.

4)      Емеля- дурак, Берендей, Царевна-несмеяна.

5)      Аспид, Финист - Ясный Сокол, Белая уточка.

6)      Ховрошечка, Сивка-бурка, Леший.

- Почему эти герои лишние?

Задание 3.  Опыт получение «молока» и «киселя»

Проведите опыт №1

Наблюдения

а) бут №1+ бут №2 = «молоко»

 

 

 

 

 

б) бут №3+ бут №4 = «кисель»

 

 

 

 

Задание 4.  (работа в группах)

Опыт №2 «Помоги Лелю прочитать грамоту»

Возьмите  листы, смочите кисточки в растворе аммиака, проведите смоченными кисточками по листу. Что вы видите?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Опыт №3 «Дым без огня»

Смочите стеклянную палочку в растворе аммиака,  откройте бутылочку №5, поднесите смоченную палочку к бутылочке №5. Что вы видите?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. (работа в группах)

Приведите примеры пословицы о змее (по одной пословице каждой группе)_____________________

______________________________________________________________________________________

Задание 7. «Замороженное сердце»

Сердце помещаем в фарфоровую чашечку, закрепляем в держателе, зажигаем спиртовку, прогреваем чашечку, нагреваем чашку с «сердцем» до расплавления льда.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия:

                                         i?id=55476561b934630c3f6e8d9a90597a95-53-144&n=21i?id=06af975095a9c5322a71286eee9c8081-53-144&n=21i?id=ed25a30679474e6e9548f1c5ec16f521-25-144&n=21   

Выбери тот смайлик, который соответствовал  вашему настроению во время путешествия. Прикрепите его к нашему солнышку.

 

Домошнее задание. Нарисовать рисунок понравившегося героя мифов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_skazka.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по теме: «Химические приключения в мифологическом государстве».

Это мероприятие проводят старшеклассники для учащихся 5-6 классов.

Цель. Формирование устойчивого интереса к предметам химия,  литература

-развитие у учащихся научного мировоззрения;

- формирование практических навыков концентрировать внимание, наблюдать эксперимент, делать выводы, работать в команде.

Задачи мероприятия: 

-познакомить учеников с незнакомой еще пока для них наукой –  химией.

-заинтересовать значением и перспективами химической науки, через демонстрацию опытов.

-познакомить учащихся с мифологическими героями.

Планируемые результаты:

Личностные:
•осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
•объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
Метапредметные:

Познавательные:

  • нахождение и использование нужной информации;
  • высказывание на основе собственного понимания;
  • умение приводить доказательства и  делать выводы.
  • самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем

творческого и поискового характера

Регулятивные:

  • понимание учениками того, что узнали, увидели, сделали.

Коммуникативные:

  • умения взаимодействовать с педагогом и одноклассниками;
  • умения правильно подбирать лексику для речевой ситуации;
  • умения уверенно отстаивать свое мнение

Учитель: Тема нашего занятия « Химические приключения в мифологическом государстве».

 Какие новые понятия Вы видите?  Какие ассоциации вызывают у Вас эти слова, составим кластер.  (Химия)

А чтобы разобраться с мифологией Мы с играем в игру.

Игра «Третий лишний»

  1. Иван-Царевич, Василиса Премудрая, Купава.
  2. Серый Волк, Лель, Сестрица Алёнушка.
  3. Ярило, Гуси-лебеди, Семеро козлят.
  4. Емеля- дурак, Берендей, Царевна-несмеяна.
  5. Аспид, Финист - Ясный Сокол, Белая уточка.
  6. Ховрошечка, Сивка-бурка, Леший.

- Почему эти герои лишние?

Сегодня Мы совершим путешествие в мифологическое царство,  в пути нас встретят герои славянских мифов, которых ждут химические приключения, а Вы поможете им преодолеть все трудности.

           - И так в путь !!!

Сказочник – начинает свой рассказ (учащиеся 9 класса)

Хорошо жилось в Мифологическом государстве, пока не увлеклись его жители химическими экспериментами. И все вездесущая Купава, дочь царя  Берендея. Где ни появится она – везде шум, треск, веселье да удивление. И всем нравится, и все довольны.  И помощник ей сыскался – друг ее – Лель. Надоели эти фокусы злой Зиме, и решила она избавиться от веселой Купавы и заодно навести тишину в  Мифологическом государстве, а еще и отомстить царю Берендею за то, что когда-то выбрал в жены не её, а скромную девушку Ладу. Взяла Зима да и украла Купаву, заморозила ей сердце. Сразу стало скучно в государстве, пусто, невесело. И решил Лель пойти выручать свою подругу, да и царь Берендей уж очень просил об этом.

 

 Пошел Лель  лесами дремучими, горами высокими, реками глубокими, полями широкими.… Стоит Лель в чистом поле и вдруг слышит, кто-то его кличет, оглянулся – никого нет, а голос слышится.

     - Да кто ты есть, покажись! – просит Лель

     - Я Житный дед, как ты оказался добрый молодец в моих владениях? Расскажи мне, что тебя привело сюда, на мое поле?

     - Эх, дед, это долгая история, но так и быть, расскажу тебе про свою беду, может, ты мне чем-нибудь и поможешь.

 И поведал Лель свою печаль Житному деду. Выслушал Житный дед и говорит: « Помогу тебе, но ты отгадай мою загадку. Скажи, какие есть берега, и какие  есть реки в нашем сказочном государстве?»

 Думал, думал Лель и вспомнил. (молочные реки, кисельные берега)

Я даже в дорогу немного взял, хочешь откушать,  я поделюсь с тобой.

Опыт 1. Получение молока и киселя.

Сказочник

Обрадовался Житный дед и показал Лелю дорогу, которая вела в царство Зимы. А еще дал он Лелю заветную грамоту для своей  младшей сестры Русалочки  

Оказался Лель в лесу, жутко, холодно ему, но идет, духа не теряет. Вдруг слышит, кто-то песни поет: « Что это такое? Кто это песни в лесу распевает так печально?» И пошел Лель на голос. Видит, стоит большая Ива, склонившая свои ветви к воде, а на ветке сидит молодая девушка – русалка.

« Добрый Лель, подойди ко мне, тяжело, грустно мне одной здесь, а вдвоем будет веселее»

- Нет,  - говорит Лель. – Прости меня, не могу с тобой остаться, надо спасать мою Купаву, пока она совсем не замерзла» да и привет от брата я тебе принес. 

- Ну-ка, ну-ка, что там братец пишет?

Опыт2. Проявление надписи. (Русалка, помоги Лелю)

Сказочник

- А что случилось- то?

И рассказал юноша о своей беде.

 - Жаль, девушку. Но я так и быть помогу тебе, только ответь на один мой вопрос, который давно меня волнует. Не знаешь ли ты, кто из поэтов посадил меня на дерево?

Лель думал, думал, да и вспомнил, открыл Русалке тайну. (Это А.С.Пушкин)

- Спасибо тебе, Лель. Ступай лесом дальше, никого не бойся. Кто бы тебя ни останавливал, будь тверд – дело твое верное.

Поблагодарил Лель Русалку и дальше зашагал. Темнеет в лесу, ветер свистит, сучья ломает, страшно Лелю, но он идет, не отдыхая…

Вдруг кто-то закричит, за аукает, засвистит.

« Чую человеческий дух, вот будет мне потеха.»

Встал Лель и видит перед собой Лешего. Оброс он мхами и лишаями, глазами сверкает, носом крутит, руками машет.

-Эх, ты, Леший – проказник, только и умеешь людей пугать. А ты бы лучше спросил у меня , как я оказался в такой час в этой глухомани. А ты – потеха будет!

Стыдно стало Лешему, что он так поступил.

- Ну ладно, выкладывай, что такое у тебя случилось.

И рассказал ему Лель все без утайки: и про Купаву, и про химию, и про Зиму и про Житного деда и Русалку.

- Видишь, Леший, они мне помогли. Неужели ты не поможешь? Спроси, что хочешь. Думал Леший и говорит:

-Скажи, Лель, а как зовут мою самую лучшую подругу? Я  для нее тоже сделал бы все, если бы она попала в беду. Имя ее я храню в тайне. Сумеешь ли отгадать?

- Вот это задачка, - подумал Лель. – Что же делать? Кто его подруга?

А время идет… Думал, думал, да и сказал:

-Наверно, это Кикимора.  А, хочешь я и покажу тебе ее в моем волшебном  она там как живая.  

-Она, она родная – заголосил Леший. Спасибо тебе, Лель.

Опыт 3. Дым без огня (палочка с дымом)

Сказочник

А ты ступай прямо, там будет поляна со старым дубом. А на ней мой старый друг живет. Он тоже тебе поможет.

И пошел наш герой дальше. Надо ведь выручать Купаву. Шел через овраги, берегами шел, опять полянами и снова попал в лес. В лесу тихо-тихо. Стало подозрительно Лелю, но идет, шага не сбавляет. Вдруг слышит (какое?)  шипение. Смотрит снова сосна, а в ней дупло, а оттуда – шипение. И показалась из дупла невиданная доселе змея.

Опыт 4. Змея

-Кто это? – думает Лель. – Эй, покажись, хватит меня пугать, мне Купаву выручать надо, да ты пугаешь.

Вылез из дупла Аспид и стал жаловаться:

-Эх, Лель, скучно мне, надоело делать черные дела. Хочу добро делать.

-Так помоги мне!

-Да, что случилось? – поведай.

И уж в который раз Лель рассказал свою историю.

-Помогу, помогу тебе, Лель. Сам не люблю эту страшную Зиму.

 - Спасибо тебе, добрый Аспид.

-Ну уж и добрый.  Я не всегда такой добрый. Скажи мне, Лель, а что про меня в народе говорят?  Задумался Лель и обратился за помощью . (пословицы) Вот это интересно! Буду знать теперь о себе всё. Спасибо тебе.

   Садись на меня, вмиг домчу. 

Сказочник

Сел Лель к Аспиду на спину и не успел ахнуть, как оказался на лесной лужайке. Поблагодарил Аспида и пошел дале.

Вдруг видит – Растет гриб небывалого размера.

- Это что такое? – думает Лель.

Подошел, потрогал, а гриб и говорит:

- Не бойся меня, добрый молодец. Я  - Боровичок – царь грибов. Знаю про твою беду, дам тебе совет. На рассвете будет всходить Ярило – Красное Солнышко. Только он поможет тебе, его одного боится Зима. Проси, чтобы Ярило растопил сердце Купаве и спас ее от лютой смерти.

Поблагодарил Лель Боровичка и шагу прибавил. Спешит, боится, что может не поспеть. Но успел к сроку, застал момент, когда Ярила выезжал на своей колеснице из ворот небесного царства.

 -Батюшка Ярило, задержись на минутку, дай слово сказать.

- Что такое, Лель? Чего ты хочешь? Говори скорее, времени мало!

Поведал Лель обо всем Яриле – Солнцу.

-Непорядок, опять Зима чудит. Но не быть этому. Садись ко мне в колесницу.

И помчались Лель с Ярилой , скоро достигли они царства Зимы. Холод, метель, снег, ветер, но выпустил Ярило свои лучи живительные – и сразу  все улеглось и утихло.

Нашли они Купаву в ледяном дворце, холодную, бледную, замерзающую, ничего не понимающую. Сердце у неё заморожено,вся холодная неживая,бледная сидит,вот-вот умрёт.

 -  Нет, красавица, рано умирать, жить будем!- сказал Ярило.

Дохнул  раз да два – порозовела Купава, глаза открыла, дохнул третий раз – встала на ноги.

Опыт 5. «Замороженное сердце»

Чтобы сердце растопить нужно….(загадки об огне, солнце)

Если правильно все назовете,  то от загоревшегося костра растопиться сердце прекрасной Купавы

Опыт 6. «Костер»

- Где я? Что со мной? – удивлялась Купава

Рассказал ей Лель обо всем.

-Торопиться надо, дети мои, меня своя работа ждет, да и вам пора в Мифологическое царство, отец заждался. Сели в колесницу и не успели глазом моргнуть, как оказались у себя на родине.

- Спасибо, Ярило, за помощь, за отзывчивость твою. Никогда не забудем твоей доброты.

И стало в Мифологическом государстве все по-прежнему: весело, интересно и здорово!

 И химией стали увлекаться еще больше.

Закрепление:

Описание опытов.

1. Опыт 1 «Молоко из воды».

В одном химическом стакане – раствор хлорида бария, в другом – раствор сульфата натрия. Одновременно перелить два раствора в колбу – образуется белое «молоко». Через некоторое время происходит осаждение образовавшегося сульфата бария, поэтому колбу с «молоком» надо после демонстрации опыта убрать.

Опыт 2 «Кисель».

В один химический стакан налить канцелярский клей (силикат натрия), слегка разбавленный водой; в другом химическом стакане – концентрированный раствор хлорида кальция с каплей фенолфталеина. Слить два раствора в колбу и энергично перемешать стеклянной палочкой. Раствор окрашивается в малиновый цвет и густеет.

2. Опыт 3 «Проявление надписи  (Русалка ,помоги Лелю)

Предварительно, например за сутки, на листе фильтровальной бумаги кисточкой, смоченной разбавленным раствором сульфата меди(II), cделать надпись «Помоги!». После высыхания надпись практически не видна. Надпись проявляется кисточкой, смоченной раствором аммиака.

3. Опыт 4 «Дым без огня».

Взять два химических стакана. В один из них налить несколько капель 25%-го раствора аммиака, а в другой – несколько капель концентрированной соляной кислоты (будьте осторожны!). Поднести стаканы друг к другу. Произойдет выделение белого дыма.

4. Опыт 5. «Змея»

3, 4 чайных  ложки песка, сделать углубление. Песок пропитать аптечным спиртом.  Готовят смесь из 1чайной ложки сахарной пудры и ¼ чайной ложки питьевой соды. В углубление высыпают смесь и поджигают, с начало образуются шарики, черная жидкость, а потом Змея.

5. Опыт 6. «Замороженное сердце»

Заморозить подкрашенную красками воду в виде сердца.

Пословицы

Сколько змею не держи, а беды от нее жди.

Выкормил змейку на свою шейку.

Отогрел змею за пазухой.

Рабочий лист к внеурочному занятию

«Химические приключения в мифологическом государстве».

Задание 1. Какие ассоциации вызывают у Вас  слова химия, миф. Составьте кластер.

Задание 2. Игра «Третий лишний»

  1. Иван-Царевич, Василиса Премудрая, Купава.
  2. Серый Волк, Лель, Сестрица Алёнушка.
  3. Ярило, Гуси-лебеди, Семеро козлят.
  4. Емеля- дурак, Берендей, Царевна-несмеяна.
  5. Аспид, Финист - Ясный Сокол, Белая уточка.
  6. Ховрошечка, Сивка-бурка, Леший.

- Почему эти герои лишние?

Задание 3.  Опыт получение «молока» и «киселя»

Проведите опыт №1

Наблюдения

а) бут №1+ бут №2 = «молоко»

б) бут №3+ бут №4 = «кисель»

Задание 4.  (работа в группах)

Опыт №2 «Помоги Лелю прочитать грамоту»

Возьмите  листы, смочите кисточки в растворе аммиака, проведите смоченными кисточками по листу. Что вы видите?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Опыт №3 «Дым без огня»

Смочите стеклянную палочку в растворе аммиака,  откройте бутылочку №5, поднесите смоченную палочку к бутылочке №5. Что вы видите?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. (работа в группах)

Приведите примеры пословицы о змее (по одной пословице каждой группе)_____________________

______________________________________________________________________________________

Задание 7. «Замороженное сердце»

Сердце помещаем в фарфоровую чашечку, закрепляем в держателе, зажигаем спиртовку, прогреваем чашечку, нагреваем чашку с «сердцем» до расплавления льда.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия:

                                         i?id=55476561b934630c3f6e8d9a90597a95-53-144&n=21i?id=06af975095a9c5322a71286eee9c8081-53-144&n=21i?id=ed25a30679474e6e9548f1c5ec16f521-25-144&n=21   

Выбери тот смайлик, который соответствовал  вашему настроению во время путешествия. Прикрепите его к нашему солнышку.

Домошнее задание. Нарисовать рисунок понравившегося героя мифов.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме: "Химический элемент"

повторение и закрепление знаний в игровой форме...

Внеклассное занятие «Приключение Серёжи в виртуальном мире» /в технологии проектной деятельности/

Проект включает в себя сценарий проведения классного часа, анкеты опроса, памятка по работе за компьютером....

Внеклассное мероприятие на тему: "Химический элементарий"

Игра-путешествие в страну "Химический элементарий" помогает закрепить с учащимися знания о символах и названиях химических элементов....

Методическая разработка факультативного занятия по теме "Химические свойства спиртов и фенола"

Занятие по теме «Химические свойства спиртов и фенола» рассчитано на 2 часа, проводится в 11 классе на факультативе. Состоит из теоретической, экспериментальной и практической части. Теоретическая час...

Разработка внеклассного занятия "Игил - исламское государство"

Цели мероприятия: а) учебно-информативная 1. Раскрыть понятие «ИГИЛ» как исламского государства.2.  Раскрыть понятие «терроризм» и показать, что терроризм является глобальной проблемой человечест...

Внеклассное мероприятие по химии в 9 классе по теме "Химический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие по химии в 9 классе по теме "Химический калейдоскоп"...