Индикаторы
творческая работа учащихся по химии (8 класс) по теме

 

Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».

В химической лаборатории или на заводе индикаторы в наглядной форме расскажут о том, прошла ли до конца химическая реакция или нет, достаточно добавлено одного реактива к другому или нужно еще добавлять.  

При изучении кислот и оснований на уроках химии я узнала, что соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

Меня заинтересовал вопрос: какие растения могут использоваться в качестве  индикаторов? Можно ли приготовить растворы растительных индикаторов самостоятельно? Пригодны ли самодельные индикаторы для использования в домашних условиях, например, для определения среды моющих средств для посуды с целью выявления их негативного влияния на кожу рук?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita.doc207 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее».

В мире индикаторов

                                                   Выполнила: Полковникова

                                                Снежана Александровна,

                                        учащаяся 8 класса

                                                      МОУ «Бальзинская средняя                                                                                                                                    

                                                       общеобразовательная школа

                                                                           

                                                                    Научный руководитель:

Давыдова Ольга Ивановна,

                                                                                    Учитель химии

с. Бальзино

Оглавление

Введение                                                                                        

Из истории индикаторов                                                            

Классификация индикаторов                                                  

Природные и химические индикаторы                                                            

Методика изготовления индикаторов из природного сырья     с

Определение среды моющих средств для посуды с помощью

растительных индикаторов  и определение качества

кисломолочных  продуктов                                                        

Заключение                                                                                    

Список литературы                                                                  

Приложение                                                                                

Введение

Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».

В химической лаборатории или на заводе индикаторы в наглядной форме расскажут о том, прошла ли до конца химическая реакция или нет, достаточно добавлено одного реактива к другому или нужно еще добавлять.  

При изучении кислот и оснований на уроках химии я узнала, что соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

Меня заинтересовал вопрос: какие растения могут использоваться в качестве  индикаторов? Можно ли приготовить растворы растительных индикаторов самостоятельно? Пригодны ли самодельные индикаторы для использования в домашних условиях, например, для определения среды моющих средств для посуды с целью выявления их негативного влияния на кожу рук?

Цель работы: приготовление растворов растительных индикаторов из природного сырья и определение с их помощью среды растворов моющих средств для посуды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие   задачи:

- изучить литературные источники по теме;

- рассмотреть классификацию индикаторов;

- изготовить растворы индикаторов из природного сырья;

- провести исследование по определению среды растворов моющих средств для посуды.

Объект исследования: природные растения, обладающие свойствами индикаторов.

Предмет исследования: растворы растительных индикаторов.

Гипотеза: растворы растительных индикаторов можно приготовить самостоятельно и  применять в домашних условиях для определения среды растворов моющих средств для посуды.

Из истории индикаторов

История индикаторов начинается в XVII веке. Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора. Об этом можно прочитать в трудах знаменитого физика и химика XVII века Роберта Бойля.

В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим, Бойль на пробу добавил несколько капель настоя лакмуса к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и оснований, названный по имени лишайника лакмусом. (1)

Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, приобретает в щелочной среде малиновый цвет, а в нейтральной и кислой он бесцветен. Синтез фенолфталеина впервые осуществил в 1871 году немецкий химик Адольф фон Байер, будущий лауреат Нобелевской премии.(5)

Что касается индикатора метилового оранжевого, он действительно оранжевый в нейтральной среде. В кислотах его окраска становится розово-малиновой, а в щелочах – желтой.

В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором.

Классификация индикаторов

Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. Происходит это потому что в кислой и щелочной среде молекулы индикаторов имеют разное строение. Примером может служить общеизвестный индикатор фенолфталеин. В кислой среде это соединение находится в виде недиссоциированных молекул и раствор бесцветен, а в щелочной среде – в виде ионов и раствор имеет малиновый цвет.

Помимо кислотно-основных применяют и другие типы индикаторов.

Окислительно-восстановительные индикаторы изменяют свой цвет в зависимости от того, что присутствует в растворе окислитель или восстановитель. Такими индикаторами служат вещества, которые сами подвергаются окислению или восстановлению, при чем окисленная и восстановленная формы имеют разные окраски. Например, окисленная форма дифениламина имеет фиолетовую окраску, а восстановленная – бесцветная.(2)

Широкое распространение получили комплексонометрические индикаторы – вещества, образующие с ионами металлов окрашенные комплексные соединения.

Некоторые вещества, адсорбируются на поверхности осадка, изменяя его окраску; такие индикаторы называются адсорбционными.

При определении среды мутных или окрашенных растворов, в которых практически невозможно заметить изменение окраски обычных кислотно-основных индикаторов, используют флуоресцентные индикаторы. Они светятся (флуоресцируют) разным цветом в зависимости от рН раствора. При этом важно, что свечение индикатора не зависит от прозрачности и собственной окраски раствора.(5)

Природные индикаторы

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья.

Исходным сырьем могут служить цветы герани, лепестки пиона или мальвы, ирис, темные тюльпаны или анютины глазки, а также ягоды малины, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, плоды крушины и черемухи.

Эти природные индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.(6)

Находясь летом в отпуске, можно засушить лепестки цветов и ягоды, из которых по мере необходимости готовить растворы, и таким образом обеспечить себя индикаторами.

                                Химические индикаторы

         

    Вещество, позволяющее следить за составом среды или за протеканием реакции. Например, индикатор фенолфталеин, при переходе от нейтральной среды к щелочной из бесцветного становится красным; высокую чувствительность имеют изотопные индикаторы (меченые атомы) – стабильные или радиоактивные изотопы, которые могут быть легко обнаружены и определены количественно; применяются в химии, биологии, медицине и др.

          Методика изготовления индикаторов из природного сырья

Для проведения исследовательской работы я использовала высушенные лепестки мальвы, ягоды малины, черноплодной смородины, клубники, голубики, брусники, краснокочанную капусту.

Для приготовления растительных индикаторов взяла по 50 г сырья, измельчила, залила 200 мл воды и прокипятила в течение 1-2 минут. Полученные отвары были охлаждены и профильтрованы. С целью предохранения от порчи, в  полученный фильтрат добавила спирт в соотношении 2:1.(8)

Получив таким образом растворы индикаторов, я проверила, какую окраску они имеют в разных средах.

    Брала пипеткой несколько капель самодельного индикатора и добавляла их поочередно в кислый или щёлочной растворы.  Результаты всех этих опытов записывала в таблицу.

 

Изменение окраски природных индикаторов в различных средах.

Сырье для приготовления

индикатора

Естественный цвет индикатора

Окраска в

кислой

среде

Окраска в

щелочной среде

Ягоды малины

Коричневый

Коричневый

Темно-коричневый

Ягоды черноплодной смородины

Светло-розовый

Бледно-розовый

Светло-зеленый

Ягоды клубники

Красно-оранжевый

Оранжевый

Темно-желтый

Ягоды брусники

Ярко-красный

Красный

Темно-зелёный

Краснокочанная капуста

Сине-фиолетовый

Красный

Зеленый

Ягоды голубики

Темно-красный

Красная

Сине-зеленый

Определение среды растворов моющих средств для посуды с помощью растительных индикаторов

На уроках биологии я узнала, что внешняя поверхность эпидермиса покрыта микроскопически тонким слоем – кислотной мантией.

В эпидермисе протекает множество биохимических процессов. В результате образуются кислоты – молочная, лимонная и другие. Плюс к этому: кожное сало и пот. Все это и составляет кислотную мантию кожи. Следовательно, нормальная кожа имеет кислую реакцию, рН кожи составляет в среднем 5,5. (2)

При использовании моющих средств для посуды, имеющих щелочную среду, мы нарушаем нормальную кислотную среду кожи рук.

Для предохранения кожи рук от негативного воздействия моющие средства для посуды должны иметь значение рН, соответствующее значению рН кислотной мантии эпидермиса.

С помощью приготовленных растворов природных индикаторов я проверила, какую среду имеют различные моющие средства для посуды.

      Реакция среды растворов моющих средств для посуды.

Моющее

средство

для посуды

Растительный

индикатор

Окраска

индикатора

Среда

раствора

1.

«Миф»

Отвар краснокочанной капусты

Бледно-зеленая

Слабощелочная

2.

«Fairy»

Отвар краснокочанной капусты

Зеленая

Щелочная

3.

«AOS»

Отвар клубники

Бледно-желтая

Слабощелочная

4

«Pril»

Отвар ягод черноплодной рябины

Бледно-розовая

Слабокислая

Так же с помощью приготовленных растворов природных индикаторов я выявила качество кисломолочных продуктов

       Реакция среды растворов кисломолочных продуктов

Растительный индикатор

Окраска раствора

Реакция среды

Творог

Отвар брусники

Красная

Кислая

Йогурт

Отвар голубики

Светло-фиолетовая

Слабощёлочная

Сметана

Отвар черноплодной смородины

Бледно-розовая

Слабокислая

                               

                                     Заключение

Проведя научно-исследовательскую работу, я пришла к следующим выводам:

- многие природные растения обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, способных изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают;

- для изготовления растворов растительных индикаторов можно использовать следующее природное сырье: ягоды малины, клубники, черноплодной смородины, брусники, голубики, краснокочанную капусту;

- растворы растительных индикаторов можно использовать в качестве кислотно-основных индикаторов для определения среды растворов моющих средств для посуды и качества продуктов в домашних условиях;

- моющие средства для посуды «Миф», «Fairy», «AOS» имеют щелочную и  слабощелочную среду и при их применении необходимо использовать резиновые перчатки для защиты кожи рук от негативного воздействия, так как щелочная среда разрушает кислотную мантию эпидермиса;

- самодельные индикаторы из природного сырья можно применять на уроках химии в сельских школах, если существует проблема обеспечения школы химическими индикаторами.

Список литературы

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей  и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Оганесян Э.Т. Руководство по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1998.

Савина Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. – М.: АСТ, 1996.

Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия. Ринол Классик, 2000.

Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.

Интернет-ресурсы.

Приложение

Растения – природные индикаторы

           Голубика                                                                    Брусника

                                     

                     

                                             

                             

    Черноплодная смородина                                                     Малина

                         

                 Клубника                                                Краснокочанная капуста


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Полковникова Снежана, учащаяся «8» класса МОУ «Бальзинская средняя общеобразовательная школа». Научный руководитель: Давыдова Ольга Ивановна, учитель химии С. Бальзино В мире индикаторов

Слайд 2

План 1. Введение 2. Этимология слова «индикаторы» 3. Для чего необходимы химические индикаторы 4. Из истории появления первых химических индикаторов 5.Растения-индикаторы сада, огорода, леса, поля 6. Кислое и щёлочное 7. Практическая часть работы – приготовление индикаторов из природных объектов и исследование их свойств в различных средах. 8. Выводы

Слайд 3

Цель работы: приготовление растворов растительных индикаторов из природного сырья и определение с их помощью качества продуктов и среды растворов моющих средств. Задачи: изучить литературные источники по теме; рассмотреть классификацию индикаторов; изготовить растворы индикаторов из природного сырья; провести исследование по определению качества продуктов и свойств моющих средств для посуды.

Слайд 4

Объект исследования: природные растения, обладающие свойствами индикаторов. Предмет исследования: растворы растительных индикаторов. Гипотеза: растворы растительных индикаторов можно приготовить самостоятельно и применять в домашних условиях для определения качества продуктов питания, а также для определения среды растворов моющих средств для посуды.

Слайд 5

Из истории индикаторов 1663 год – приготовил настой лакмусового лишайника, который приобретал синий цвет в щелочном растворе и красный в кислотном. Переехав в Страсбург (1872) и заняв место профессора химии в Страсбургском университете, Байер приступил к изучению других красителей и выделил фенолфталеин и эозин. Роберт Бойль (1627-1691) Адольф фон Байер

Слайд 6

Прибор, устройство, элемент, отображающий ход процесса или состояния объекта наблюдений, его качественные и ли количественные характеристики, применяются в технике, а также в научных исследованиях. Индикатор

Слайд 7

Вещество, позволяющее следить за составом среды или за протеканием реакции, например индикатор фенолфталеин, при переходе от нейтральной среды к щелочной из бесцветного становится красным; высокую чувствительность имеют изотопные индикаторы (меченые атомы) – стабильные или радиоактивные изотопы, которые могут быть легко обнаружены и определены количественно; применяются в химии, биологии, медицине и др. Химические индикаторы

Слайд 8

По растениям-индикаторам можно определить характер почвенной среды, особенности химического состава почвы, состояния окружающей среды ИНДИКАТОРНЫЕ РАСТЕНИЯ(от лат. indico - указываю, определяю), растения (или их сообщества), тесно связанные с определёнными экологическими условиями, которые могут качественно и даже количественно оцениваться по присутствию этих растений (или сообществ); используются при оценке механического состава и засоления почв, в поисках пресных вод в пустынях и некоторых полезных ископаемых. Растения - индикаторы

Слайд 9

Мак Карликовость растений, смена окраски цветков с розовой на синюю — на большое количество меди.

Слайд 10

Фиалка Галмейная фиалка, ярутка указывают на высокое содержание цинка в почве. (ГАЛМЕЙНЫЕ РАСТЕНИЯ (от нем. Galmei - кремнекислый цинк), растения, приуроченные к почвам, богатым цинком)

Слайд 11

Смолёвка селена - виды астрагала; меди и кобальта - смолёвки (Silene vulgaris и др.), мн. злаки и мхи.

Слайд 12

Овсяница Так, на содержание в почве свинца указывают виды овсяницы (Festuca ovina и др.), полевицы (Agrostis tenuis и др.);

Слайд 13

Крестовник весенний Индикатор по азоту – произрастает на почвах, богатых азотом.

Слайд 14

Растения-индикаторы моего сада Ягоды малины Земляника садовая Ягоды клубники Смородина красная Смородина чёрная

Слайд 15

Растения-индикаторы моего огорода Краснокочанная капуста Морковь Ревень свекла

Слайд 16

Растения-индикаторы леса Облепиха Голубика Шиповник Жимолость Брусника

Слайд 17

Растения-индикаторы поля Ревень Крапива Родендрон Подорожник

Слайд 18

Методика изготовления индикаторов Для приготовления растительных индикаторов необходимо взять по 50 г сырья, измельчить, залить 200 мл воды и прокипятить в течении 1-2 минут. Полученные отвары охладить и профильтровать. С целью предохранения от порчи, в полученный фильтрат необходимо добавить спирт в соотношении 2:1.

Слайд 19

Сырье для приготовления индикатора Естественный цвет индикатора Окраска в кислой среде Окраска в щелочной среде Ягоды малины Коричневый Коричневый Темно-коричневый Ягоды черноплодной смородины Светло-розовый Бледно-розовый Светло-зеленый Ягоды клубники Красно-оранжевый Оранжевый Темно-желтый Ягоды брусники Ярко-красный красный Темно-зелёный Краснокочанная капуста Сине-фиолетовый Красный Зеленый Ягоды голубики Тёмно-красный Красная Сине-зелёная Изменение окраски природных индикаторов

Слайд 20

Реакция среды растворов моющих средств Растительный индикатор Окраска индикатора Среда раствора Отвар краснокочанной капусты Отвар краснокочанной капусты Отвар клубники Отвар ягод черноплодной рябины Бледно-зеленая Зеленая Бледно-желтая Бледно-розовая Слабощелочная Щелочная Слабощелочная Слабокислая

Слайд 21

Творог Йогурт Сметана Реакция среды растворов кисломолочных продуктов Растительный индикатор Окраска раствора Реакция среды Отвар брусники Красная Кислая Отвар голубики Светло-фиолетовый Слабощелочная Отвар черноплодной смородины Бледно-розовый Слабокислая

Слайд 22

Выводы многие природные растения обладают свойствами кислотно-основных индикаторов; для изготовления растворов растительных индикаторов можно использовать природные растения; растворы растительных индикаторов можно использовать в качестве кислотно-основных индикаторов как на уроках химии, так и в домашних условиях; моющие средства для посуды «Миф», « Fairy », « AOS » имеют щелочную и слабощелочную среду и при их применении необходимо использовать резиновые перчатки для защиты кожи рук от негативного воздействия, так как щелочная среда разрушает кислотную мантию эпидермиса; самодельные индикаторы из природного сырья можно применять на уроках химии в сельских школах и в домашних условиях для определения качества продуктов

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практической работы по теме "Самодельные рH-индикаторы из экстрактов растений"

      Предлагаемая практическая работа предназначена для учащихся 8 класса, чтобы повысить интерес учащихся к предмету. Содержание работы раскрывает роль химических знаний ...

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Индикаторы –вещества определители.

Разработка предназначена для учащихся 8 классов. Позволяет расширить знания учащихся об индикаторах....

Научно -исследовательская работа "Определение кислотности почвы с помощью природных индикаторов"

В работе исследуется изменение цвета различных природных индикаторов при разных значениях ph, а так же возможность их применения в бытовых условиях....

проект создание стенда - "Индикатор энергии человека"

Творческий проект Тема: «Индикатор энергии человека»...

Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы

Урок разработан по ФГОС 2. Ведущее место на уроке отведено самостоятельной работе обучающихся с учебником и лабораторным оборудованием по инструктивным карточкам.К уроку разработана электронная презен...

Конспект урока по теме "Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах."

Конспект урока по теме "Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах". В этой разработке урока представлены возможные использование ИКТ для формировани...